Скачать 227.79 Kb.
|
ПЛАН КОНСПЕКТ Открытого урока по биологии в 10 классе (А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник) ТЕМА: «ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ, ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ» ЦЕЛЬ:
ОБОРУДОВАНИЕ: Набор схем в конвертах (размножение, половое, бесполое, образование половых клеток, почкование, деление клетки, спорообразование, бинарное деление, вегетативное размножение, черенки, усы, клубки, корневища, луковицы, фрагментация, шизогония); таблицы из разных курсов, иллюстрирующие формы размножения; наглядный материал для проведения игры «Я знаю, что…»: черный ящик, а в нем клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, баночка с сенной палочкой, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин); тексты из дополнительной литературы., мультимедиа. ХОД УРОКА
На доске запись: Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.
Приложение № 1
( работа с остальными учащимися, пока другие готовятся к ответам):
Размножение – основное свойство всех организмов. В результате размножения увеличивается число особей определенного вида, осуществляется непрерывность и преемственность в передаче наследственной информации от родителей к потомству. Достигнув определенных размеров и развития, организм воспроизводит свое потомство – новые организмы того же вида и расселяет их в окружающем пространстве. Разнообразие организмов, исторически сложившееся на Земле, обусловило чрезвычайно большое разнообразие способов размножения. Однако все они являются лишь вариантами двух основных типов размножения – бесполого и полового. (Сема проектируется на экран) Приложение № 2 Половое размножение. Главной особенностью полового размножения является оплодотворение, т.е. слияние женской и мужской половых клеток и образование одной общей клетки – зиготы (греч. zygotos – "соединенный вместе"). Зигота дает начало новому организму, в котором объединены наследственные свойства двух родительских организмов. Половые клетки – гаметы (греч. gametes – "супруг") – образуются у родительских организмов в специальных органах. У животных и человека их называют половыми органами, у растений – генеративными органами (греч. genero – "произвожу", "рождаю"). В половых органах у животных и в генеративных органах у растений развиваются мужские и женские гаметы. Мужские гаметы – обычно мелкие клетки, содержащие только ядерное (наследственное) вещество. Одни из них – неподвижные (спермии), другие – подвижные (сперматозоиды).
Спермии развиваются у всех покрытосеменных и голосеменных растений, а сперматозоиды – у водорослей, мхов, папоротниковидных и у большинства животных организмов, в том числе у человека. Женские гаметы (яйцеклетки) – достаточно крупные клетки, иногда в тысячу раз крупнее сперматозоидов. В яйцеклетках помимо ядерного вещества содержится большой запас ценных органических веществ, необходимых после оплодотворения для развития зародыша. Оплодотворение у многих примитивных организмов (нитчатые зеленые водоросли, например спирогира, некоторые виды бактерий, инфузории, плесневые грибы и др.) осуществляется слиянием двух морфологически одинаковых клеток, в результате чего образуется одна клетка – зигота. Такой половой процесс получил название конъюгация (лат. conjugatio – "соединение"). Сливающиеся клетки называют также гаметами. Их конъюгация (слияние) дает зиготу. У инфузории туфельки хвостатой конъюгируют две одинаковые свободноплавающие особи. Причем они не сливают вместе содержимое клеток, а обмениваются между собой ядерным веществом. (Вывод проектируется на экран): Таким образом, половое размножение характеризуется развитием половых клеток, оплодотворением и образованием зиготы, объединяющей наследственное вещество двух разных родительских особей. В итоге каждая дочерняя особь, развивающаяся из зиготы, содержит в себе новые свойства – от двух разных организмов одного и того же вида. При половом размножении всегда возникает организм с уникальными, до того еще не встречавшимися в природе свойствами, хотя и очень похожий на своих родителей. Такие организмы с новыми наследственными свойствами, полученными от обоих родителей, нередко оказываются более приспособленными к жизни в изменяющихся условиях окружающей среды. При половом размножении происходит постоянное обновление наследственных свойств у дочерних поколений организмов. В этом – величайшая биологическая роль полового размножения в эволюции живого. Организуется работа в группах по 5 человек Задания для работы в группах
Схема «Формы размножения живых организмов в природе» Приложение № 10
Прочитайте п. 32 пункт «Способы полового размножения» и устно ответьте на следующие вопросы: - Почему сохранились гермафродитные виды до сих пор? (Преимущество обоеполости в возможности самооплодотворения) - Какой тип полового размножения называется изогамией? (При котором формируется один вид гамет) - Какой тип полового размножения называется гетерогамией? (При котором формируется два типа гамет)
Приложение № 11
Приложение № 12
Выучить п.31,32, подготовиться к биологическому диктанту, опросу по тестам ; индивидуально: подготовить сообщение «О применении практических знаний о вегетативном размножении растений у себя дома» Приложение № 4 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение» Образование половых клеток Блоки, которые хранятся в конверте для построения схемы «Формы размножения живых организмов в природе»: Бесполое Половое Размножение Спорообразование Фрагментация почкование Деление клетки Вегетативное размножение усы клубни черенки Корневища Луковицы Приложение № 5 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение» Текст № 1 «Бинарное и множественное деление» Деление – наиболее простая форма бесполого размножения, широко распространенного у бактерий и простейших организмов (одноклеточных животных и растений). У этих организмов бесполое размножение заключается в делении их тела путем митоза. Часто материнская особь делится на две дочерние особи равной величины. Органоиды примерно равномерно распределяются между дочерними особями, а недостающие образуются у дочерних особей заново. Такое деление характерно для простейших организмов, как амеба, эвглена, некоторые инфузории, хламидомонада. Интересно происходит деление у бактерий. Кольцевая молекула ДНК закрепляется на клеточной мембране и удваивается. В клетке начинает образовываться поперечная перегородка со стороны прикрепления молекул ДНК. Затем поперечная перегородка раздваивается, перемещая закрепленные ДНК в разные части клетки. Рибосомы равномерно распределяются между двумя дочерними клетками, образуется перетяжка, которая разделяет клетку на две дочерние <> При подходящих условиях такое размножение приводит к быстрому росту их популяций. Множественное деление (шизогония), при котором вслед за рядом повторных делений клеточного ядра происходит деление самой клетки на множество дочерних одноядерных клеток, наблюдается у споровиков – группы простейших, к которой относится, в частности, возбудитель малярии – плазмодий малярийный. Переносчиком малярийного плазмодия является комар. При укусе комара плазмодии попадают в кровь человека и затем в эритроциты. Внутри эритроцита плазмодии разрастаются, его ядро несколько раз делится митозом, вокруг каждого дочернего ядра обособляется участок цитоплазмы и в результате одновременно образуются 12-24 клеток. Эритроциты разрушаются, а освободившиеся клетки выходят в плазму крови, проникают в новые эритроциты, и весь процесс повторяется заново. Такая высокая плодовитость компенсирует большие потери из-за трудностей успешной передачи паразита от одного хозяина другому, а именно от человека – организму-переносчику, то есть малярийному комару, и в обратном направлении. Приложение № 6 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение» Текст № 2 «Спорообразование» Спора – это одноклеточная гаплоидная репродуктивная единица обычно микроскопических размеров, состоящая из небольшого количества цитоплазмы и ядра. Споры могут быть различными по своему типу и функциям и часто образуются в специальных структурах – спорангиях. Нередко споры образуются в больших количествах и имеют ничтожный вес, что облегчает их распространение ветром, а также животными. Вследствие малых размеров спора обычно содержит лишь минимальные запасы питательных веществ; из-за того что многие споры не попадают в подходящее место для прорастания, потери спор очень велики. Главное достоинство таких спор – возможность быстрого размножения и расселения видов, особенно грибов. Спорообразование широко распространено у споровых растений (водоросли, мхи, плауны, папоротники) и грибов. Споры же бактерий служат, строго говоря, не для размножения, а для того, чтобы выжить при неблагоприятных условиях, поскольку каждая бактерия образует только одну спору. Бактериальные споры относятся к числу наиболее устойчивых: так, например, они нередко выдерживают обработку сильными дезинфицирующими веществами и кипячение в воде. <> Приложение № 7 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение» Текст № 3 «Размножение фрагментами (фрагментация)» Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых растет и образует новую особь. Фрагментация происходит, например, у клетчатых водорослей, таких как спирогира. Нить спирогиры может разорваться. Фрагментация наблюдается также у некоторых низших беспозвоночных животных, которые в отличие от боле высоко организованных форм сохраняют значительную способность к регенерации из относительно слабо специализированных клеток. Например тело немертин (группа примитивных червей, главным образом морских) особенно легко разрывается на много частей, каждая из которых может дать в результате регенерации новую особь. При неблагоприятных условиях плоский червь планария также распадается на отдельные части, каждая из которых при наступлении благоприятных условий может дать новый организм. В этом случае регенерация – процесс нормальный и регулируемый; однако у некоторых животных (например, морских звезд) восстановление из отдельных частей происходит только после случайной фрагментации. Морская звезда способна к регенерации из любого фрагмента, который содержит щупальце и кусочек тела. Ловцы устриц с неприязнью относятся к морским звездам за то, что они истребляют устриц. Поэтому издавна попавшихся в сеть морских звезд рыбаки разрушали на куски и выбрасывали за борт. Узнав, что это приводит только к увеличению численности морских звезд, рыбаки стали бросать их в кипяток.
Приложение № 9 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение» Текст № 5 «Вегетативное размножение»
Вегетативное размножение – одна из форм бесполого размножения, при которой от растения отделяется относительно большая, обычно специализированная (дифференцированная) часть (орган, часть органа) и развивается в самостоятельное растение. По существу вегетативное размножение сходно с почкованием. Нередко растения образуют структуры, специально предназначенные для этой цели: луковицы, клубнелуковицы, корневища, клубни. А также распространено размножение корнями (корневыми отпрысками), листовыми и побеговыми черенками (листьями и частями побегов), надземными столонами (усами), отводками. Способы вегетативного размножения и примеры растений, размножающихся тем или иным способом представлены в таблице. Способы вегетативного размножения растений в природе
При вегетативном размножении растение сохраняет определенную комбинацию генов, что делает его хорошо приспособленным к окружающим условиям и дает возможность заселять обширные пространства Земли.
Усы Корневища черенки Клубни Луковицы Спорообразование Вегетативное размножение Фрагментация Почкование Деление клетки Образование половых клеток БЕСПОЛОЕ ПОЛОВОЕ Характеристика бесполого размножения:
Ответ на вопрос № 5 Преимущества: происходит просто, не нужно тратить время и энергию для поиска партнера; численность организмов увеличивается относительно быстро; в неизменных условиях среды создаются безграничные возможности повышения численности организмов со сходной наследственностью – организмов, хорошо приспособленных к жизни в этих конкретных условиях. Недостаток: не обеспечивает выживания в изменчивой, непостоянной среде (новые признаки, которые могут оказаться полезными при изменении условий среды, при бесполом размножении появляются только в результате относительно редких ситуаций). Приложение № 11 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Оборудование для игры: черный ящик, а в нем клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, баночка с сенной палочкой, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин) Используя полученные знания на уроке, объясните, каким способом размножаются организмы, находящиеся в черном ящике. ХОД ИГРЫ Из ящика учащиеся по одному достают: клубень картофеля, плодовое тело гриба, дрожжи, баночка с сенной палочкой, луковица, папоротник, скелет морской звезды, цветковое растение (например герань, бальзамин). В каждом отдельном случае начинают объяснение со слов «Я знаю, что ….». (например: «Я знаю, что в плодовом теле гриба образуются многочисленные споры, при помощи которых он размножается. Такой способ размножения, называется, спорообразованием». Приложение № 12 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Работа с терминами. Оборудование: термины, которые крепятся на магнитной доске или проектируются на экран: митоз, апоптоз, клеточный цикл, репликация, амитоз, кариокинез, цитокинез, размножение, споры, фрагментация, почкование, гермафродиты, коньюгация, яйцеклетки, сперматозоиды, спермии, изогамия, гетерогамия, семенники, яичники. ХОД ИГРЫ Ученик сидит спиной к доске, учитель подчеркивает термины вразброс по одному, учащиеся в классе дают им определения, не называя их; по этим определениям сидящему ученику необходимо узнать, о каком термине идет речь. Приложение № 1
Ответы к карточке № 1: 1-профаза, 2-метафаза, 3 анафаза, 4 телофаза
Ответы к карточке № 2: Митоз – это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого наследственный материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками. Митоз включает в себя два процесса: кариокинез (деление ядра) и цитокинез (деление цитоплазмы). Ответы к карточке № 3: Митоз подразделяют на четыре последовательные фазы: профаза, метафаза, анафаза, телофаза. Биологическое значение митоза заключается в воспроизводстве клеток с количественно и качественно одинаковой генетической информацией. Митоз необходим для нормального развития и роста многоклеточного организма. Он же лежит в основе процессов заживления повреждений и бесполого размножения.
Ответы к карточке № 4: Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетический период, синтетический период, постсинтетический период. Апоптоз это «запрограммированная» клеточная смерть. Приложение № 3 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Приложение № 2 к уроку «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение»
Комментарий-пояснение к уроку по биологии по теме «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение» Урок «Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы, половое размножение» разработан для учащихся 10 класса В классе обучается 22 учащихся из них 10 девочек, 12 мальчиков. Класс владеет высокими знаниями по биологии, знаниями ПК и умениями составления мультимедийных презентаций. В плане-конспекте урока выделяется 4 основных этапа: 1 этап «Проверка домашнего задания» - Индивидуальная работа (работа с карточками, работа у доски); - Работа с группой («Экспресс-тест») 2 этап «Изучение нового материала» - Учитель-ученик (вступительное слово учителя, заполнение схем «Типы размножения, «Половое размножение» - проектируемые на экране) - Работа в группах (по инструктивным карточкам, оформление результатов в виде отчетной записи в тетради и затем она же проектируется на экран) - Самостоятельная работа с учебником 3 этап «Закрепление изученного материала» Проводится в виде игр: - «Я знаю что…» (принцип черного ящика) - «Горячий стул» (на закрепление изученных терминов) 4 этап «Итог урока» С использованием мультимедиа, на котором учащиеся сами выступают в роли учителя и комментируют каждый слайд. |