Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
Гимназия № 1257
Утверждаю
Директор ГБОУ Гимназии №1257 г.Москвы
_______/_Григорьева Л.В./
« 30 » августа 2013 г.
М.П.
| Принята на заседании Методического объединения учителей естественно-научных дисциплин ГБОУ Гимназии №1257 г.Москвы
Протокол № 1 от 30 августа 2013г.
Председатель
__________/_Чалимова Р.А. /
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ 6 КЛАССА НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа
| Пономарёва И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др. Биология. Программа 5-9 КЛ (с CD-диском). Изд-во ВЕНТАНА-ГРАФ
| Учебник
| Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. Учебник. Изд-во ВЕНТАНА-ГРАФ
| Составитель:
учитель биологии
Ларичев Т.С.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования; Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Фундаментального ядра содержания общего образования/Рос.акад наук, Рос. Акад. Образования; под ред В.В. Козлова, А.М. Кондакова.-М.: Просвещение,2011 (Стандарты второго поколения)
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются
социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения
решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает решение следующих задач
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение научным подходом к решению различных задач;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
2. Общая характеристика учебного предмета Курс «Биология 6 класс» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является продолжением курса биологии 5 класса. В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы
3.Описание места учебного предмета в учебном плане Биология в основной школе ( согласно БУП) изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения-280, из них по 35 ч ( 1 ч. в неделю) в 5 и 6 классах, и по 70 ч. ( 2 ч. в неделю) в 7,8,9-х классах.
В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные биологические сведения, который является пропедевтическими.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами являются следующие умения:
· Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
· Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
· Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
· Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
· Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
· Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Метапредметными результатами является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
· Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются
следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены. 5.Содержание учебного предмета
6 класс (35 ч, из них 2 ч — резервное время)
Содержание разделов программы
| Основное содержание по темам
рабочей программы
| Характеристика основных видов деятельности обучающегося
| 1
| 2
| 3
| Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч)
| Многообразие растений,
принципы их классификации. Усложнение растений
в процессе эволюции
| Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений
Царства живой природы. Внешнее
строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы.
Места обитания растений. История
использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника
| Называть царства живой природы.
Приводить примеры различных представителей царства Растения.
Давать определение науке ботанике.
Описывать историю развития науки о растениях.
Характеризовать внешнее строение растений.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Объяснять отличие вегетативных органов от
генеративных.
Использовать информационные ресурсы для
подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком
| Система эволюции органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Многообразие жизненных форм растений
Представления о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, полукустарников, кустарничков и трав
| Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм
Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания
| Клеточное строение организмов. Клетки растений. Половое размножение. Рост и развитие организмов
| Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки
Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Клетка – живая система. Особенности растительной клетки
| Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Находить отличительные признаки растительной клетки
| Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов
| Ткани растений
Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
| Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функции тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани
|
| Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1
| Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.
Обсуждать выполнение создаваемых проектов.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
| Тема 2. Органы растений (8 ч)
| Размножение организмов.
Органы растений. Рост и развитие организмов.
Методы изучения живых организмов: наблюдение,
измерение, эксперимент
| Семя, его строение и значение
Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура,
зародыш, эндосперм, семядоли.
Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения.
Прорастание семян. Проросток,
особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека
| Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать ИКТ ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.
|
| Лабораторная работа № 1
«Строение семени фасоли»
| Проводить наблюдения, фиксировать результаты.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| Взаимосвязи организмов
и окружающей среды. Среда — источник веществ,
энергии и информации
| Условия прорастания семян
Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян
| Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур
| Взаимосвязи организмов
и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент
| Корень, его строение и значение
Типы корневых систем растений.
Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.
| Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.
Называть части корня.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня.
|
| Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка»
| Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений. Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной
работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| Клетки, ткани и органы
растения. Рост и развитие растений. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение,
эксперимент
| Побег, его строение и развитие
Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.
| Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования
в растениеводстве.
|
| Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек»
| Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием
| Клетки, ткани и органы растения. Рост и развитие растений
| Лист, его строение и значение
Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения.
Видоизменения листьев
| Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.
Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.
Характеризовать видоизменения листьев у растений
| Рост и развитие. Органы растений. Методы изучения живых организмов:
наблюдение, измерение,
эксперимент
| Стебель, его строение и значение
Внешнее строение стебля. Типы
стеблей. Внутреннее строение: древесина, сердцевина, камбий, кора, луб, корка. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов (корневище, клубень, луковица).
| Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции.
Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях,
натуральных объектах.
|
| Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение корневища,
клубня, луковицы»
| Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
| Органы растений. Рост, развитие и размножение
растений.
| Цветок, его строение и значение
Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики
пыльцы. Ветроопыление
| Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.
Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей
цветка и поведения животных в период опыления
| Половое размножение.
Органы растений. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
| Плод. Разнообразие и значение
плодов. Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека.
| Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян
в природе и жизни человека.
|
| Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 2
| Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным
вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения
одноклассников по усвоению учебного материала
|
| |