Скачать 67.08 Kb.
|
МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа им.А.С. Жадова» Подготовила и провела учитель начальных классов ЧИНЁНОВА Г.И. 2013 г. Тип урока: урок изучения нового материала. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая. Представление о результате: Личностные (ЛР): проявлять интерес к новому содержанию урока. Метапредметные (МПР): Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные:
ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, видеопроектор, динамическая схема «Круговорот воды в природе», кроссворды, учебники, рабочие тетради, листы задания. ХОД УРОКА 1эт. Организация начала урока.
- Посмотрите, как радостно улыбается солнышко! Оно рассылает свои лучики всем, словно желает успехов в работе на уроке. Улыбнитесь друг другу. Выскажите свои пожелания на этот урок. - Кто хочет обратиться ко всему классу? (пожелания классу) - Ну а от себя я хочу пожелать вам быть уверенными в своих знаниях, не бояться высказывать свою точку зрения, пусть даже отличную от других. Помните: ошибиться может каждый. 2эт. Актуализация опорных знаний. 1.Блицтурнир. - Систематизируем наши знания. Я задаю вопрос, вы стараетесь быстро дать ответ. - Какая бывает природа? (Живая и неживая) -Что относиться к неживой природе? (Вода, воздух, солнце, тучи, горы) - Что относиться к живой природе? (Животные, растения, бактерии, грибы, микробы) -Назовите признаки жизни. (Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть) - Какое значение имеют воздух и вода для растений и животных? (Воздух необходим для дыхания, а вода для питания и роста) - Могут ли животные жить без растений, а растения без животных? Почему? (Растения служат пищей для животных, а животные являются участниками размножения растений) - Как образуется почва? (Твёрдые породы под воздействием воды, ветра и растений постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, но всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь здесь могут поселиться и другие растения, которые дают ещё больше перегноя. Так постепенно камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву.) - Назовите главное свойство почвы. (Плодородие) - Молодцы! 3эт. Самоопределение к деятельности.
- Чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, вы должны отгадать кроссворд. Задания для кроссворда. (Кроссворд каждой группе)
- Прочитайте ключевое слово. (КРУГОВОРОТ) - Вам знакомо это слово? Где мы с ним уже встречались? - Вспомните, что является основой всех живых организмов? (ВОДА) - На доске вывешиваем схему «Круговорот воды в природе» - Что изображено на схеме? - Кто может объяснить, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе? (Ответы уч-ся) - Нам этот материал уже знаком? (Да) А для чего мы говорим об этом снова? (ответы уч-ся) - Я добавлю. Знание о круговороте воды в природе поможет нам в усвоении знаний о другом очень важном процессе, происходящем в природе. - А как вы думаете, существует ли в природе ещё круговорот чего-нибудь? (ответы детей) - Возможно, прочитав отрывок из книги «Король Лев» вы сможете подтвердить ваши предположения. 4эт. Изучение нового материала. 1.Слайды 2-4. Диалог Льва Муфасы и его сына Симбы. - Чтение отрывка по ролям. (За автора учитель и двое учащихся) - Как вы понимаете слова Мудрого льва? - Как вы думаете король Лев был прав? (Ответы учащихся) - Проверим ваши предположения. СЛАЙД 5 - О каком процессе в природе сказал Муфаса своему сыну Симбе? - О чём мы будем говорить на уроке? (Круговорот жизни) - Кто является участниками этого процесса? (Предположительные ответы: растения ,животные и грибы) - У вас на партах лежат листы задания. Возьмите и запишите в них Зад.№1. 1. Кто является участниками круговорота жизни. В Зад.№1. 2. Сформулируйте вопрос, на который вы хотите получить ответ. 2.Открытие новых знаний. - Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, посмотрите на следующий СЛАЙД 6 и выделите 3 группы живых организмов. Какие группы живых организмов выделили? На магнитной доске появляются 3 карточки: РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, БАКТЕРИИ (ГРИБЫ) - Прочитайте последний абзац в учебники на стр.118 - Как вы думаете, как учёные – экологи называют растения? (организмы – производители) Почему? - А как называют животных? (организмы - потребители) Почему? - А чем занимаются грибы и бактерии? (разрушают, разлагают останки живых организмов) Как можно назвать 3 группу? - Проверим ваши предположения. СЛАЙД 7,8,9,10. - Заполните схему Зад.№2, №3, №4. -Физминутка. Воробушек проснулся Распрямился, встрепенулся. … … … 3.Первичное закрепление. - Мы с вами наблюдали круговорот жизни в африканской саванне. А теперь попробуйте составить рассказ о круговороте жизни в лесу средней полосы России. (Ответы детей) - Скажите, участниками круговорота жизни являются только живые организмы, или неживая природа тоже участвует? (вода, почва, солнце) Карточки на магнитную доску. - Какую роль в круговороте жизни играет почва? (ответы детей) - Проверим ваши предположения. СЛАЙД 11 - Выполните Зад. №5. - Итак, как же происходит великий круговорот жизни? (Ответы детей) - Проверяем. СЛАЙД 12 5эт. Рефлексия. Итог урока. - Ребята, а что произойдёт, если из нашего круговорота убрать одно из звеньев, например, Зад.№6 (разрушители). Что будет происходить в этом случае? - Какой же можно сделать вывод? ВЫВОД: В круговороте жизни все звенья важны и имеют огромное значение. - Мы с вами начали урок с блицтурнира, и мне хочется им закончить. СЛАЙД 13 ВОПРОСЫ: 1.Назовите основные звенья круговорота жизни. 2.Почему растения названы организмами-производителями, а животные – потребителями? 3.Что ты знаешь об организмах – разрушителях? 4.Какова роль почвы в круговороте жизни? - Вернёмся к листам заданиям. Вы получили ответ на свой вопрос? - Зад.№1.3 Запишите коротко, что вы узнали на сегодняшнем уроке. - Оцените свою работу по шкале: поставь нужную отметку, на сколько вы усвоили материал урока. - А с помощью смайлика выразите своё отношение и настроение к рассмотренной сегодня теме. ( Дети зарисовывают смайлик на листе заданий) 6эт. Домашнее задание: 1) стр.118-120, вопросы. 2) По выбору: а) Напишите сочинение – рассуждение по теме «Что произойдёт, если исчезнет одно из звеньев великого круговорота жизни» б) Изготовь модель круговорота жизни, используя любые материалы. КРОССВОРД
10.Главное условие для питания растений. |