Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации27.03.2014
Размер88.6 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Урок 29

Тема: ГЕНЕТИКА ПОЛА. НАСЛЕДОВАНИЕ, СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ

Задачи: сформировать знания о сущности хромосомного определения пола; рассмотреть механизм наследования генов, сцепленных с полом.

Элементы содержания: аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков, сцепленных с полом.


Оборудование: таблицы, изображающие механизм наследования пола, кариотипы разных организмов.
Ход урока

I. Проверка знаний.
Беседа по вопросам:

  1. Какие типы взаимодействия генов вы знаете?

  2. Чем кодоминирование отличается от эпистаза?

  3. Приведите примеры полимерного действия генов.

  4. Что такое плейотропность?

II. Изучение нового материала.

Пол - это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу генетической информации на основе образования гамет.



Половые хромосомы могут существенно отличаться друг от друга как по внешнему виду, так и по заключенной в них генетической информации. Различают два типа половых хромосом:

большую по величине хромосому обозначают X, а меньшую -У. Пол организма определяется их сочетанием: XX или ХУ.

Общее число, размер и форму хромосом, характерных для того или иного вида организмов, называют кариотжом.

Пол организма определяется в момент зачатия, вероятность рождения самца или самки равна 1:1. Пол потомков может быть определен при помощи решетки Пеннета:



У различных животных сочетания хромосом, определяющих тот или иной пол, могут быть различными.



Наследование признаков, сцепленных с полом.

Характер наследования признаков зависит от положения генов в хромосомах. Признаки (гены), расположенные в аутосомах, наследуется одинаково, независимо от пола особи. Признаки, расположенные в половых хромосомах, сцеплены с полом особи и проявляются по-разному у различных полов.

Различают три типа наследования, сцепленного с полом:

  • наследование с помощью генов, локализованных в Х-хромосоме;

  • наследование, обусловленное присутствием аллелей одинаковых генов в Х- и У-хромосомах;

  • наследование, наблюдаемое при наличии определенных генов только в У-хромосоме.

Основную часть признаков, сосредоточенных в половой паре хромосом, организм наследует по Х-хромосоме. У гомогаметных особей (XX) хромосомы парные, поэтому могут нести признаки как доминантные, так и рецессивные. Но у гетерогаметных особей (ХУ) хромосомы непарные, и важные гены несет только Х-хромосома.
III. Закрепление изученного материала.

1.Задача.

У кошек ген окраски шерсти находится в Х-хромосоме. Черная окраска определяется доминантным геном Д а рыжая окраска- рецессивным геном Ь. При генотипе ВЬ образуется черепаховая окраска. Как наследуется окраска шерсти у разных полов?

Решение задачи



Ответ: черепаховая окраска встречается только у кошек, а черепаховых котов в норме не бывает, так как две Х-хромосомы у самцов не встречаются.

2. Задание. Ознакомьтесь с несколькими важными правилами наследования двух рецессивных признаков, сцепленных с полом, - признака дальтонизма (неспособность различать красный и зеленые цвета) и признака гемофилии (несвертываемость крови).

  1. Все мужчины с нормальным фенотипом имеют одинаковые генотипы, то есть несут нормальную аллель в своей единственной Х-хромосоме.

  2. У женщины с нормальным фенотипом могут быть разные генотипы: одни гомозиготны по нормальной аллели, другие -гетерозиготны.

3. Мужчина с нормальным фенотипом не может передавать по наследству рецессивную аномалию, сцепленную с полом, в отличие от женщины, тоже имеющей нормальный фенотип, но передающей рецессивную аномалию.

На основании приведенных данных решите следующие задачи:

Каких детей можно ждать от брака:

а) между нормальным мужчиной и женщиной, страдающей дальтонизмом?

б) между мужчиной и женщиной, каждый из которых страдает дальтонизмом?

в) между мужчиной, страдающим дальтонизмом, и нормальной женщиной, отец которой был дальтоником?

Составьте генотипы родителей и возможного потомства по каждому из предложенных вариантов.
Домашнее задание: § 3.10 (повторить 3.5-3.9).

Задачи:

1. Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) находится в Х-хромосоме. Мать девушки страдает дальтонизмом, а отец, как и все его предки, различает цвета нормально. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Определите вероятность

рождения здоровых детей и страдающих дальтонизмом.

2. Рецессивный ген гемофилии (несвертываемость крови)

находится в Х-хромосоме. Отец девушки здоров, мать здорова, но ее отец был болен гемофилией. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих детях и внуках?

Урок 30

Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ

Задачи: сформировать умение применять знания о закономерностях наследования признаков при решении генетических задач.

Элементы содержания: моногибридное и дигибридное скрещивание, законы Г. Менделя, наследование признаков, сцепленных с полом, взаимодействие генов.

Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока

  1. Решение задач.

Вариант I

Задача № 1

При скрещивании черных и белых мышей все потомство оказалось серым. Во втором гибридном поколении было получено: 99 серых, 33 черные и 44 белые мыши. Определите генотипы родителей и потомков. Какой ген является подавителем ?

Задача №2

Женщина - носительница рецессивного гена гемофилии - вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношения генотипов и фенотипов. Составьте схему решения задачи.

Задача № 3

У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз - над голубым. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого голубоглазого мужчины с кареглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.

Вариант II

Задача № 1

У овец ген, определяющий серую окраску и доминирующий над
черной окраской, в гомозиготном состоянии ведет
к недоразвитию
желудка, такие особи летальны. Скрестили двух гетерозиготных се
рых овец. Определите генотипы потомков. Будет ли среди них гибель?

Задача №2

На звероферме получен приплод в 356 норок. Из них 267 норок имеют коричневый цвет меха и 89 - голубовато-серый. Определите генотипы исходных форм, если известно, что коричневый цвет доминирует над голубовато-серым.

Задача №3

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) - над голубым (Ь). Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся

от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины. Составьте схему решения задачи.

Вариант III

Задача № 1

Ген раннеспелости овса доминирует над геном, определяющим позднеспелость. В потомстве от скрещивания двух растений обнаружилось расщепление, близкое к 1 : 3. Какие генотипы были у исходных форм? Каковы были бы генотипы, если бы расщепление приближалось к 1 : 1?

Задача № 2

У томатов гены, определяющие высоту стебля и форму плодов, сцеплены, причем высокий рост стебля доминирует над карликовостью, а шаровидная форма плодов - над грушевидной. Какое потомство следует ожидать от скрещивания растения, гетерозиготного по обоим признакам, с карликовым растением с грушевидными плодами? Кроссинговер не происходит.

Задача № 3

Кареглазый мужчина, владеющий правой рукой лучше, чем левой, женился на голубоглазой женщине, которая была левшой. Определите, каких детей следует ожидать в этой семье, если известно, что доминирующим является ген, определяющий карий цвет глаз, и ген, определяющий способность лучше владеть правой рукой, чем левой. Какое число вариантов возможно?

Вариант IV

Задача№1

Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Оба ребенка у них были кареглазыми. Определите генотипы всех членов семьи. Известно, что у человека ген, определяющий карий цвет глаз, доминирует над геном, определяющим голубой цвет глаз.

Задача № 2

Каким может быть зрение у детей от брака мужчины и женщины, нормально различающих цвета, если известно, что отцы у них были дальтониками? (Ген дальтонизма рецессивен и расположен в Х-хромосоме.)

Задача № 3

Раннеспелый сорт овса нормального роста скрещивали с позднеспелым сортом гигантского роста. Определите, какими будут гибриды первого поколения. Каким по генотипу и фенотипу окажется потомство от скрещивания гибридов между собой, а также их количественное соотношение? (Ген, определяющий раннюю спелость овса, доминирует над геном, определяющим позднюю спелость; ген нормального роста доминирует над геном гигантского роста.)
Домашнее задание: составить и решить задачи:

  1. на моногибридное скрещивание;

  2. дигибридное скрещивание;

  3. наследование, сцепленное с полом.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск