урок деятельностной направленности
Окружающий мир. 3 класс
Ф.И.О. учителя: Шикняева Елена Олеговна.
Школа № 579 Приморского района Санкт-Петербурга.
Класс: 3 «Б».
Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр. в учебнике): «Школа России». Окружающий мир, 3 класс. Плешаков А.А., стр.90-92.
Тема урока: Разнообразие животных.
Цель урока: Научить различать группы животных, выявляя характерные признаки и отличительные черты различных типов и классов животных.
Задачи урока:
Дать понятие о разнообразии животных, основных группах и их отличительных признаках.
Сформировать умения классифицировать животных по групповым признакам.
Продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве.
Развивать умение работать в группах.
Развивать познавательный интерес; речевую деятельность, память, внимание и мышление.
Воспитывать любовь к природе, доброе и гуманное отношение к животным.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Этап урока
| План урока
| Комментарии (формы работы, результаты (УУД), способы наблюдения за работой детей)
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1
| Организационный (мотивация к учебной деятельности)
| Сегодня у нас с Вами необычный урок. Нам пришли сразу 4 подарочные коробки, на которых написано: «Вскрыть в конце урока» Что делать?
| Дети предлагают разделиться на 4 группы.
| Интерес к уроку.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
| 2
| Актуализация знаний
| Прочитайте стихотворение
Бориса Заходера «Мохнатая азбука» СЛАЙД № 2
А какие группы животных Вы знаете?
| Ученики читают стихотворение
Бориса Заходера «Мохнатая азбука»:
В азбуке этой –
Увидите сами! –
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Буквы – мохнатые,
Буквы – пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные…
Кто же они?
Догадались?
Дети отвечают: Животные
Дети дают ответы
| Развитие навыка самостоятельного формулирования темы урока.
Повторение учебного материала, необходимого для изучения нового материала.
| 3
| Поиск решения («открытие» нового знания)
| Определите тему нашего урока.
СЛАЙД № 3
Подумайте, какое отношение к животным может иметь слово ЗООЛОГИЯ?
Обсудите в группах. Напишите свой вариант на листе фломастером.
А теперь давайте посмотрим правильный ответ.
СЛАЙД № 4
Наука о животных называется зоология. Это еще один раздел биологии.
Ученые-зоологи делят царство животных на … СЛАЙД № 5
Посмотрите следующий слайд, и попробуйте определить, к какому типу относятся эти животные?
(черви) СЛАЙД № 6
Этот тип насчитывает около 15 000 видов.
Про следующих прочитайте в учебнике на странице 90 и посмотрите на экран.
СЛАЙД № 7
Какие признаки отличают моллюсков от других животных?
СЛАЙД №8 (морские ежи)
Рассмотрите этих удивительных животных, на кого они похожи?
Совершенно верно.
Морские ежи – округлые создания, живущие в прибрежной зоне. Они усажены твердыми, часто ядовитыми, подвижными иглами до 40 см в длину.
А следующие с чем схожи? СЛАЙД № 9 (морские звезды)
Морские звезды – они хищники. Питаются моллюсками и рыбами при помощи гибких лучей, которыми звезда захватывает добычу.
Если звезда теряет часть лучей, то позже они снова отрастают. Звезда может вырасти даже из маленького кусочка.
Посмотрите следующие слайды и подумайте, обсудите в группах и запишите свои варианты названия этой группы животных.
СЛАЙД № 10, 11 (морские огурцы, морские лилии)
Давайте посмотрим, чье название совпадает с мнением ученых.
СЛАЙД № 12
Еще раз, какие виды относятся к иглокожим?
А как вы думаете, почему их так назвали?
Дальше мы рассмотрим КЛАСС Членистоногих.
К этому классу относятся…
СЛАЙД № 13 (раки, крабы, креветки)
В чем их особенность?
Каким названием их можно объединить? Обсудите в группах. Напишите название.
СЛАЙД № 14 (пауки, скорпионы)
Эта группа насчитывает 70 тыс. видов.
Пауки и им подобные: скорпионы, сенокосцы, клещи.
Посмотрите внимательно, сколько ног у этих животных?
А как охотятся пауки?
СЛАЙД № 15 (насекомые)
А вот эта группа самая многочисленная. Их найдено более 1 млн. видов.
Вы уже знаете как они называются.
В чем их особенность? Давайте вернемся слайду№4 (беспозвоночные и позвоночные)
Как вы думаете, все ли животные, которых мы сегодня видели, относятся к
Беспозвоночным или позвоночным?
Обсудите в группах и объясните свое мнение.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы познакомились с беспозвоночными, а теперь узнаем о позвоночных животных.
Как вы думаете, почему их так называют?
Все позвоночные делятся на КЛАССЫ.
СЛАЙД № 16 (рыбы).
Напишите название этого класса и покажите что получилось.
Их найдено 20 тыс. видов.
Где обитают?
Как дышат?
Чем покрыто тело?
СЛАЙД № 17 (лягушка, жаба, тритон)
Следующий класс насчитывает 3 тыс. 400 видов.
Где обитают?
Придумайте им название.
А теперь проверьте, на странице 91 учебника, совпало ли ваше название.
Прочитайте, что про них написано.
В чем их особенность?
СЛАЙД № 18 (черепаха, змея, крокодил).
А этих представителей – 6 тыс.
У них есть два названия.
Об этом вы прочитаете в учебнике в учебнике, на странице 92.
В чем особенность этих животных? Как размножаются?
СЛАЙД № 19
Этот класс вы узнаете сразу, посмотрите внимательно на экран и послушайте звуки.
Кто это?
Их найдено 8 тыс. 600 видов. А пел для вас зяблик.
А чем они отличаются от других животных?
Чем покрыто тело?
Какие дома строят?
Как размножаются?
А сегодня вы узнали, кто еще откладывает яйца…
СЛАЙД № 20
Последний класс позвоночных насчитывает всего 4 тыс. видов –
Чем покрыто тело?
Чем кормят детенышей?
В древности молоко называли – млеко.
Подумайте в группах, как можно назвать этот класс животных и напишите название.
| Дети определяют тему Дети обсуждают, пишут свои варианты ответа.
Дети называют червей, пиявок. Читают текст (с.90)
Отвечают на вопрос.
На ежей.
На звезды.
Дети обсуждают, придумывают и записывают названия. Прикрепляют на доске свои варианты.
Перечисляют всех представителей иглокожих.
Объясняют почему так назвали.
Имеют клешни.
Придумывают, записывают и вывешивают на доске свои названия.
8 ног.
При помощи паутины.
Насекомые.
Их особенность – имеют 6 ног.
Идет обсуждение в группах, а затем каждая группа объясняет свое мнение. Дети приходят к мнению, что это беспозвоночные. У них есть позвоночник.
Ребята пишут «Рыбы», поднимают свои названия и показывают друг другу.
В воде.
Жабрами.
Тело покрыто чешуей. И на суше и в воде.
Придумывают, записывают, сверяют с названием по учебнику (с. 91)
Могут жить и в воде и на суше, размножаются в воде.
Тело покрыто сухими чешуйками, а у некоторых – панцирь.
Откладывают яйца в песок.
Чем отличаются от других животных?
Птицы. Летают, имеют две ноги, клюв.
Тело покрыто перьями.
Гнезда.
Откладывают яйца.
Пресмыкающиеся или рептилии
Шерстью.
Молоком.
Работа в группах. Названия в зависимости от результатов появляются на доске.
| Формировать умение извлекать информацию из текста.
Формировать умение выявлять сущность, делать выводы.
Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.
Формировать организационную деятельность в учебном сотрудничестве.
Формировать умение совместно договариваться.
Формировать умение работать в группах.
Развивать познавательный интерес; речевую деятельность, память, внимание и мышление.
Формировать умение классифицировать животных по групповым признакам.
Формировать умения классифицировать животных по групповым признакам.
Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Развивать познавательный интерес; речевую деятельность, память, внимание и мышление. Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Устанавливать взаимосвязи между новыми знаниями и ранее изученным материалом.
Формировать умение выявлять сущность, делать выводы.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
| 4
| Первичное закрепление
| Итак, давайте вспомним, какие группы и типы животных относятся к беспозвоночным?
СЛАЙД № 21 (по мере перечисления на экране появляются названия)
А какие классы у позвоночных?
СЛАЙД № 22
| Учащиеся перечисляют.
| Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
| 5
| Включение нового знания в систему знаний
| На экране Вы видите характерные признаки.
В группах отгадайте, о каком типе животных идет речь. Запишите на листах, а потом сверим ваши ответы. СЛАЙДЫ № 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
У каждой группы лежит секретная коробка, которую вы должны сейчас вскрыть.
Попробуйте определить к какому типу или классу относятся животные (в каждой группе 3 4 различных типа).
| Ученики отгадывают и записывают ответы.
Группы открывают коробки и достают из них мягкие игрушки, изображающие различных животных.
Ребята выполняют задание и рассказывают как распределили.
| Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам.
Формировать умение слушать и понимать других.
Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Устанавливать взаимосвязи между новыми знаниями и ранее изученным материалом.
| 6
| Рефлексия
| Какая тема нашего урока?
Что нового узнали на уроке?
Для чего это нужно знать?
Какие виды заданий мы выполняли?
Как человек может использовать знания о животных?
Что у вас получилось лучше всего?
В чём испытали затруднения?
|
| Соотносить цель и результат учебной деятельности
| |