Скачать 331.65 Kb.
|
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ЗАЯВКА инновационного продукта
1. Общее описание разработки На конкурс представлен комплект учебно-методического обеспечения учебного курса «Евангельские притчи» (далее – УМК), входящего в качестве самостоятельного учебного модуля в состав образовательной программы «Духовно-нравственные беседы». В состав УМК входит:
Начальная версия программы учебного курса «Духовно-нравственные беседы» (авторы: Ф.Н. Козырев, В.В. Кучурин, О.Е. Любимова) опубликована в сборнике Ленинградского областного института развития образования1. Программа учебного курса и УМК прошла трехлетнюю апробацию на базе опытно-экспериментальной площадки Приморского района ГБОУ школа № 53. К конкурсному продукту приложена новая версия программы, скорректированная на основе апробации. Принципиальная новизна предложенного авторами подхода к решению задач духовно-нравственного развития и воспитания школьника заключается в интерпретативном характере учебной деятельности, на который ориентирует УМК. Образовательный процесс строится в опоре на гуманитарную методологию по принципу диалога разных «горизонтов сознания», что предполагает значительную свободу самовыражения участников диалога. Важным проявлением гуманитарности являются обращение к аутентичным религиозным текстам (в данном случае – к тексту Библии) и ориентация учебной деятельности на самостоятельный поиск смыслов и развитие способности учащегося к нравственному суждению. Интерпретация предъявленных культурных содержаний (символов, текстов, феноменов) как одна из форм поисковой деятельности становится основным видом активности учащегося. Педагогическое взаимодействие осуществляется преимущественно в форме проблемной беседы. Развивающий характер обучения определяет интерактивный жанр учебных пособий, их насыщенность дидактическим инструментарием. Учебник-тетрадь позволяет школьнику непосредственно переходить от знакомства с предъявленным учебным материалом к работе с ним. Кроме обмена смыслами (беседы) методика преподавания предполагает применение усвоенных представлений, смыслов и ценностей в индивидуальной и коллективной проектной деятельности школьника на протяжении всего учебного курса. Соответственно дидактический аппарат пособий включают следующие структурные элементы: 1) выдержки из текстов духовной литературы, формирующие тему беседы; 2) вынесенные в рамку новые слова и понятия; 3) поясняющие вопросы к тексту; 4) историческую и культурологическую справку с иллюстрациями; 5) примеры традиционной (канонической) экзегезы (толкования) изучаемого текста; 6) произведения мировой художественной культуры, вдохновленные изучаемым религиозным сюжетом и/или содержащие аллюзии на тему беседы; 7) задания для самостоятельной групповой и индивидуальной работы учащихся; 8) свободное разлинованное поле для записей учащихся; 9) словарь религиозных и библейских терминов. Структура учебного курса «Евангельские притчи» включает линейную и цикличную компоненты. Первая связана с развертыванием содержания курса в целом, вторая характеризует строение отдельных бесед. В ходе освоения учебного курса учащиеся знакомятся в общей сложности с двенадцатью евангельскими притчами, скомпонованными в восемь бесед. Помимо этого, в содержание учебника-тетради включены другие отрывки текстов Нового и Ветхого Заветов, произведения духовной и художественной литературы и искусств. При проектировании содержания повышенное внимание уделялось обеспечению внутренней смысловой связности бесед. Эта связность должна по замыслу обеспечить последовательное восхождение учащихся к пониманию евангельских заповедей по принципу «от простого к сложному», так чтобы серия бесед представляла своего рода «лестницу восхождения» в познании добродетели. Первая беседа отвечает на вопрос о том, что такое нравственность и духовность и зачем в школе отводится время на духовно-нравственное воспитание. Вторая облекает идею развития восприимчивости (нравственного чувства) в образ прорастающего семени из притчи о сеятеле. Третья призывает к деятельному совершенствованию на примере притчи о талантах. Последующие беседы конкретизируют, в чем, по евангельскому учению, заключаются доброта и совершенство. Учебный процесс выстраивается в логике чередования пяти стадий цикла: активации, репрезентации, интерпретации, рефлексии учебного материала и его закрепления / обобщения. Данный учебный цикл, как правило, реализуется в течение двух-трех занятий. Концентрическим является и строение отдельных бесед, поскольку учащиеся последовательно переходят от священного текста, центрирующего беседу, к расходящемуся кругу интерпретаций, начиная с традиционной экзегезы и кончая современными произведениями художественной культуры. При этом за счет маятникового перемещения фокуса рассмотрения от личной интерпретации учащихся к различным уровням интерпретаций, запечатленных в культуре, достигается последовательное расширение смыслового горизонта учащегося. Такая технология «смысловой осцилляции», или «наведения мостов» обеспечивает диалог школьника с изучаемой традицией, что способствует культурной интеграции, а для большинства школьников и «эмоционально положительному принятию своей идентичности» (ср. ФГОС ООО, 1.2.3.1). Еще одной особенностью учебного курса является открытый межконфессиональный характер знакомства с основами христианской культуры. Хотя основой для толкования и комментирования евангельских притч в пособии выступает православная патристика, учебный материал не замыкает учащихся в рамках православной культуры, включая произведения католических и протестантских авторов, мыслителей и богословов, получившие признание в России. Ссылки на античных мыслителей и знакомство с китайской притчей в первой беседе подчеркивают, что знакомство с Евангелием осуществляется в широком культурном контексте, помогая учащимся, по выражению А.Ф. Лосева, «осознать себя на всечеловеческом древе религии и истории»2. Расширенному знакомству с многообразием религиозных традиций и культур посвящены два последующих модуля программы «Духовно-нравственные беседы». 2. Обоснованные результаты эффективности продукта Оценка эффективности конкурсного продукта проводилась на основе результатов комплексного исследования интеллектуального и духовно-нравственного развития школьников, организованного при взаимодействии опытно-экспериментальных площадок Приморского района ГБОУ школа № 53 и ДБОУ ДОД «Молодежный Форум Китеж плюс» под руководством научной лаборатории ценностно-культурологической педагогики СЗО РАО и кафедры психологии СПбАППО. Измерялись показатели:
Исследования были проведены в формате фронтальных тестов и сопоставлены с данными об общей успеваемости учащихся (СБ). При тестировании по Айзенку оценивались логические, визуально-пространственные и словесно-речевые способности. Батарея тестов креативности включала четыре субтеста: способы использования предмета, составление предложений по набору букв, перечисление атрибутов предмета и спрятанная форма (субтесты 1, 3, 4 и 7 по Туник5). Сортировка предложенных суждений проводилось на двух комплектах: «Мораль и автономия» (32 карточки) и «Кольберг» (30 карточек). Оба комплекта составлены из оценочных суждений на моральные темы. Первый комплект тематически разделен на две почти равные части: нравственные суждения на общие темы (16 карточек) и суждения по проблеме свободомыслия (автономии личности) – 14 карточек. Две оставшиеся карточки комплекта содержат оценочные суждения о религии. Анализ результатов сортировки этого комплекта включал расчет следующих интегральных показателей: - соответствие (коэффициент корреляции Пирсона) эталону нравственных суждений по полураспределению, включающему общие суждения на нравственные темы (СЭМ) - соответствие эталону суждений об автономии по второму полураспределению (СЭА) - соответствие эталону полного распределения (СЭобщ.), - индекс религиозности (ИР) с диапазоном вариации показателя: -6; +6. - индекс социализации, рассчитываемый по взаимной корреляции индивидуальных сортировок в Q-матрице (Qинд.). Матрицы составлены отдельно по каждому классу. Сортировочный комплект «Кольберг» также был составлен из нравственных суждений, отражающих базовые ценностно-этические установки и мотивации, но не совпадающих с суждениями первого комплекта. При этом комплект был структурирован в соответствии с шестью стадиями нравственного развития по Кольбергу, так чтобы каждое суждение можно было идентифицировать с той или иной стадией. В качестве интегральных показателей использовался общий суммарный балл по шести стадиям (Бобщ.) и балл постконвенционального уровня морали (СП). Анализ характера групповых паттернов в обеих сортировках проводился параметрически в координатах среднего балла согласия (в семибалльной шкале) и значимости суждений. Способность к нравственному суждению в тесте ОНИКС измерялась в шкале, соответствующей следующим уровням достижений: до 40 – нулевой, 40-50 – низкий (1), 50-60 – пониженный (2); 60-70 – базовый (3) 70-80 – базовый переходный (3+), 80-90 – повышенный (4), 90-100 – высокий (5), выше 100 –исключительно высокий (5+). Помимо интегрального рассчитывались дифференциальные показатели, выражающие в численной форме уровень относительной приемлемости для респондента аргументации, соответствующей каждой из стадий Кольберга. В исследовании приняли участие в общей сложности 800 школьников 5-х-10-х классов из 8-и ГБОУ Санкт-Петербурга, включая 3 группы учащихся 6-7-х классов (N=67), участвовавших в течение 2-х лет в «Духовно-нравственных беседах». Изучение педагогического эффекта проводилось в сравнении с контрольной группой шестиклассников из другой школы (N=46). При выборе контрольной группы учитывалось то обстоятельство, что по результатам исследований на начало эксперимента нравственные представления двух сравниваемых групп практически не отличались между собой (по данным ОНИКС и СПС). Сравнение показало, что участие в беседах оказало значительный положительный эффект на нравственное развитие школьников. Как свидетельствуют данные таблицы 1, у участников наблюдалось статистически значимое (с вероятностью выше 99 %) повышение основных показателей развитости нравственных представлений: соответствия эталону нравственных суждений в СПС (СЭМ) и способности к нравственному суждению в тесте ОНИКС. Другие показатели нравственного развития (СЭА и интегральные показатели сортировки «Кольберг») также показывали положительное, хотя и не столь четко выраженное влияние. Влияние наблюдалось на фоне отсутствия существенных различий логических, визуально-пространственных и творческих способностей. Словесно-речевые способности, напротив, получили заметный прирост, что особенно показательно, если учесть, что один из трех классов, в которых проводились беседы, представляет собой группу «речевого развития», т.е. он сформирован из учащихся, испытывавших при выходе из начальной школы трудности речевого характера. Наблюдающийся параллелизм словесно-речевого и нравственного развития может быть объяснен спецификой бесед, делающих упор на анализ духовных текстов, однако, он также хорошо согласуется со сделанным в ходе анализа результатов факторного анализа наблюдением о влиянии дизграфии и дислексии на способности учащегося к иерархизации нравственных представлений. Предположение о том, что наблюдаемые изменения могут рассматриваться как прямой эффект участия в беседах, косвенно подтверждается тем обстоятельством, что в полной выборке результаты теста Оникс и СПС связаны с развитием словесно-речевых способностей не сильнее, чем с развитием логики и пространственного мышления. Таблица 1. Показателей развития участников бесед в сравнении с контрольной группой
|
2. Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение... | Публичный доклад Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом, типом и видом образовательного учреждения Муниципальное... | ||
Доклад краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения Полное официальное наименование Учреждения: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дальневосточный... | Отчёт о результатах самообследования деятельности муниципального... Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская... | ||
Номинации Должность, полное наименование образовательного учреждения, включая город или населенный пункт | Автор: Афанасенкова Людмила Михайловна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа... | ||
Пояснительная записка наименование музея: историко-краеведческий... Полное название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Убеевская средняя общеобразовательная школа»... | Отчет по самообследованию Кировского областного государственного... Полное наименование образовательного учреждения: Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение среднего... | ||
Официальное сокращенное наименование бюджетного учреждения: мбоу «сош №75» Полное наименование бюджетного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная... | Автор: Захарова Елена Владимировна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения : Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа... | ||
Автор: Абызова Н. М., Казанцева И. А., Потапова Е. В полное название образовательного учреждения ... | 1. Общая характеристика образовательного учреждения Полное наименование: муниципальное общеобразовательное учреждение «Берёзовская основная общеобразовательная школа» | ||
Автор: Богданова Наталья Леонидовна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: моу красночикойская сош, Забайкальский край | Автор: Клюх Оксана Александровна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: Россия, Томская область, 70 регион, город Стрежевой, 4 микрорайон, дом №458, индекс... | ||
Автор: Югова Светлана Леонидовна Полное название образовательного учреждения Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нердвинская средняя общеобразовательная... | 1 Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №1” города Поворино |