Методическое пособие Авторы составители





Скачать 88.22 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Авторы составители
Дата публикации07.08.2013
Размер88.22 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
БИОЛОГИЯ

Обеспечение качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии

(на примере тем курса «Зоология»)

Учебно - методическое пособие

Авторы – составители:

Селиванова О.В., зав.кафедрой преподавания дисциплин естественно-математического цикла ТОИПКРО

Черникова С.В., доцент кафедры преподавания дисциплин естественно-математического цикла ТОИПКРО

Максакова Н.В., учитель биологии МОУ гимназия №12 г.Тамбов

Загуменнова Л.С., учитель биологии МОУ СОШ №35 г.Тамбов
Рецензенты:

Солопова Н.К., проректор по учебно - методической работе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, к.п.н., доцент, Засл. Учитель РФ

Фионова Л.А., директора МОУ «Учебно – методический и информационный центр», г.Мичуринск

Аннотация:

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит обобщающий материал в виде отбора основного содержания, терминов, сравнительных и обобщающих таблиц по основным темам курса «Зоология» и тренировочные задания с ответами в конце каждой темы.

Материалы данного пособия учителя смогут использовать как на этапе обучения, так и для организации системы текущего контроля.

Учащиеся и выпускники школы могут самостоятельно, используя обобщающие таблицы, получить необходимую информацию для повторения курса «Зоология», а различный уровень сложности и тип тестовых заданий помогут им самостоятельно проверить и оценить уровень своей подготовки по темам курса «Зоология».
Содержание

Введение……………………………………………………….

Темы курса «Зоология»

Введение в зоологию…………………………………….……….

Тип Простейшие……………………..

Тип Кишечнополостные…………………………………………..………..

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви…..

Тип Моллюски………………………………………………………………..

Тип Членистоногие…………………………………………………………..

Сравнительная характеристика основных типов беспозвоночных животных………………………………………………….……………………

Сравнительная характеристика классов типа Хордовые……………..

Итоговые тестовые задания по курсу «Зоология»…………………………

Ответы на тестовые задания

Информационные ресурсы…………………………………………………..

Введение

Анализ результатов аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) позволил выявить ряд недостатков в освоении учащимися знаний и умений, составляющих основу их общебиологической подготовки. В связи с этим встала необходимость дальнейшего совершенствования методики обучения биологии и подготовки учащихся к ЕГЭ.

В процессе изучения курса биологии уже в основной школе необходимо обратить большое внимание на закрепление и обобщение материала в краткой лаконичной форме. В учебном процессе следует уделять больше внимания формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской и др.). Целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Выполнение заданий с рисунками заставляет школьников более серьезно относиться к иллюстрациям учебника, использовать их не только для конкретизации учебного материала, но и в качестве дополнительного источника знаний.

Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным развернутым ответом способствует составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах

При проведении различных форм контроля целесообразно использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.

Одной из составных частей содержания ЕГЭ являются вопросы из курса «Зоология». Рекомендуется особое внимание обратить на следующие разделы:

  • главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных и оcновных типов многоклеточных животных;

  • особенности строения и жизнедеятельности клеток, тканей, органов, систем органов животных, их взаимосвязь как основа целостности организма животного;

  • строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных животных, регуляция их жизнедеятельности;

  • важнейшие классы и отряды членистоногих и хордовых;

  • усложнение животных в процессе эволюции;

  • регуляция процессов жизнедеятельности, поведение животных;

  • породы животных, причины их многообразия, селекция животных;

  • биологические основы выращивания домашних животных, роль животных в природе и жизни человека;

  • охрана животного мира.

Данное пособие содержит обобщающий материал в виде отбора основного содержания, терминов, сравнительных и обобщающих таблиц по основным темам курса «Зоология» и тренировочные задания с ответами в конце каждой темы. Варианты тестовых заданий распределены по уровням сложности, что реально поможет учителю осуществить дифференцированный контроль знаний учащихся.

Материалы данного пособия учителя смогут использовать как на этапе обучения, так и для организации системы текущего контроля.

Учащиеся и выпускники школы могут самостоятельно, используя обобщающие таблицы, получить необходимую информацию для повторения курса «Зоология», а различный уровень сложности и тип тестовых заданий помогут им самостоятельно проверить и оценить уровень своей подготовки по темам данного курса биологии.

При подготовке вариантов использован открытый сегмент Федерального банка экзаменационных материалов, размещенный на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru) – официального разработчика тестовых заданий ЕГЭ.
Тема 1. Введение в зоологию
Основное содержание. Наука зоология и ее структура. Сходство и различие животных и растений. Систематика животных. Отличительными особенностями животных являются: гетеротрофный способ питания- потребление готовых органических веществ. Все животные эукариоты.

Термины. Зоология. Систематика. Цитология. Гистология. Анатомия. Физиология. Эмбриология. Экология. Зоогеография. Палеозоология. Фенология.
Основные черты различия

между растительными и животными организмами

(Из опыта работы учителя биологии

гимназии №12 г.Тамбова Свистуновой Е.А.)

Признаки

Зеленые растения

Животные

Способ питания

Автотрофное (фототрофное)

Гетеротрофное

Обмен веществ

Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза, из неорганических

Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей

Целлюлозная клеточная стенка

Имеется

Отсутствует

Способность к росту

На протяжении всей жизни

У большинства - только в молодом возрасте

Способность к передвижению

Не перемещаются, кроме жгутиковых организмов; тропизмы, таксисы

Активное передвижение

Активность в поисках пищи

Не активны

Активны

Роль в цепи питания

Продуценты

Консументы

Высшая нервная деятельность

Отсутствует

Имеется (кроме низкоорганизованных)

Цикл развития

Зигота - зародыш - проросток - молодое растение - цветущее растение - плодоносящее растение - стареющее растение - отмершее растение

Зигота - зародыш - детеныш (личинка) - молодое животное - взрослое животное - половозрелое активное животное - стареющее животное - умершее животное

Системы органов

Вегетативные: корневая, побеговая.

Репродуктивные: цветок, семя, плод.

Соматические: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, покровная, эндокринная, нервная и органов чувств.

Репродуктивные: половая.

Ткани

Образовательная, покровная, проводящая, механическая, основная

Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная


Черты сходства между растениями и животными:

  1. общность происхождения одноклеточных форм;

  2. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);

  3. клеточное строение;

  4. рост и способы размножения;

  5. кодирование, передача и реализация наследственной информации;

  6. раздражимость.

Сходство доказывает родство и единство происхождения, различия - дивергентный путь развития органического мира.
Тестовые задания

Вариант 1
Выберите один правильный ответ

  1. Среда обитания животных – это:

А. область распространения животных;

Б. вода, почва, воздух;

В. все то, что окружает животных и прямо или косвенно связано с ними;

Г. Европа, Азия, Африка, Австралия.

  1. Наиболее сложное строение имеют:

А. бактерии; Б. грибы; В. водоросли; Г. многоклеточные организмы.

  1. Какое высказывание правильно для паразитов:

А. имеют сходные потребности;

Б. длительно используют другие организмы в качестве пищи и местообитания;

В. организмы, которые приносят друг другу пользу;

Г. питаются другими организмами, убивая сразу свою жертву.

  1. Главный отличительный признак животных от растений:

А. размножение; Б. питание готовыми органическими веществами;

В. дыхание; Г. движение.

  1. Изучают функции организма животных

А. экология, палеонтология; Б. морфология, генетика;

В. анатомия, морфология; Г. эмбриология, физиология.
Установите правильную последовательность

6. Единицы систематики животных от наибольшей к наименьшей:А. род; Б. царство; В. класс; Г. отряд; Д. тип; Е. семейство; Ж. вид.

7. Пищевая цепь:

А. мышь; Б. ястреб; В. почвенные бактерии; Г. клевер.
Установите соответствие

8.

СООБЩЕСТВА

ЖИВОТНЫЕ

А. луг

1. большой пестрый дятел

Б. водоем

2. рябчик

В. смешанный лес

3. глухарь




4. утка




5. зеленый кузнечик




6. окунь

9.

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

ПРИМЕРЫ

А. конкуренция

1. щука и плотва

Б. квартирантство

2. нора сурка с лягушкой и ящерицей

В. паразитизм

3. кошка и блохи

Г. хищничество

4. ласка, горностай и мышь


Дополните

10. Наука о животных называется ________________________.

11. Сообщество живых организмов на одной и той же территории называется ____
Дайте полный развернутый ответ

12. Между животными и растениями существуют черты сходства. О чем они свидетельствуют?

-Научно-методическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения на старше ступени общего образования:

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие Авторы составители iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического...
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие по проведению урока 1 сентября 2006 г
Авторы-составители: Захарова Е. Н., Каткова Е. Г., Копылова А. В., Кошмина И. В., Круглова Т. А., Лукутин А. В., Макарова Л. А.,...
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие по дисциплине «биоэтика»
Составители: к ф н., доцент С. Р. Агирбов, к ф н., ст преподаватель П. А. Гончаров
Методическое пособие Авторы составители iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Методическое пособие Авторы составители iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие по изучению Правил дорожного движения младшими школьниками
Методические разработки педагогов дополнительного образования. Составители Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – Москва, 2007
Методическое пособие Авторы составители iconИнформационные технологии в музее (методическое пособие)
Методическое пособие для бакалавров музеологов, обучающихся по направлению 030300 и студентов гуманитарных отделений
Методическое пособие Авторы составители iconУчебно-методическое пособие по курсу «Рентгенографический анализ» Казань, 2010
Методическое пособие предназначено для студентов и аспирантов геологического факультета
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах...
Методическое пособие «Организация работы с резервом кадров в органах мчс россии. Методическое пособие»
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие Саранск 2008 ббк 74. 100
Данное методическое пособие является следующим звеном – продолжением работы по проблеме включения регионального компонента в учебный...
Методическое пособие Авторы составители iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие для студентов геолого-географического факультета...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко
Методическое пособие Авторы составители iconМетодическое пособие представляет собой сборник дидактического материала,...
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая...
Методическое пособие Авторы составители iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск