Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии





Скачать 345.71 Kb.
НазваниеМетодическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии
страница1/3
Дата публикации12.10.2014
Размер345.71 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Литература > Методическое пособие
  1   2   3
Департамент общего образования Томской области

Филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения

«Томский государственный педагогический колледж»

в г. Колпашево


Дидактический материал

по дисциплине «Речевой этикет»
для специальностей 050146 Преподавание в начальных классах

050141 Физическая культура

Подготовила Беляева Н.Ю.,

преподаватель русского языка и литературы



2012

Введение

Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая культура.

Содержание методического пособия соответствует содержанию рабочей программы по дисциплине «Речевой этикет».

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию родного языка. Основой изучения языка является развитие коммуникативных способностей учащихся при освоении норм русского речевого этикета.

Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии.

Основная цель методического пособия – развитие коммуникативной компетентности учащихся при выполнении заданий практического характера.

Структура пособия: 1) введение 2) упражнения; 3) список литературы.

Система самостоятельных работ (упражнения, творческие работы, анализ текстового материала) поможет студенту практически овладеть культурой речевого общения.

Коммуникативная направленность упражнений предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему и определённого жанра (поучение, гимн, акростих, письмо и т.д.). В качестве иллюстративного материала предлагаются тексты писателей-классиков, выдержки произведений древнерусской литературы, Библии.

Некоторые задания имеют исследовательский характер, развивающие аналитическое мышление обучающихся, их познавательный интерес.

Ряд упражнений предполагает овладение практическими навыками: умением вести дискуссию, беседу, составлять деловые письма и пр.

При выполнении некоторых заданий учащимся необходимо провести самоанализ личностных качеств, составить характеристику.

Данные дидактические материалы могут использоваться при ведении факультативных курсов, а также уроков, внеклассных мероприятий, проводимых студентами на педагогической практике


.
1.Рассмотрите схему и прочитайте приведённые ниже определения. В каких жизненных ситуациях мы говорим об этике, этикете, речевом этикете?

ЭТИКА

ЭТИКЕТ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Этика – нормы поведения, мораль человека или профессиональной группы.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры, одежда). (Словарь по этике)

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система национально – специфических, стереотипных устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта. (Н. И. Формановская)
2. Как проявляется в нашем общении уважение друг к другу? О чём необходимо помнить? Найдите в тексте ключевые слова.

Отсутствие уважения к чувствам других обыкновенно порождается себялюбием и, постепенно развиваясь, превращается в жестокость и грубость. Оно может происходить не столько от закономерности, сколько от недостатка сочувствия и деликатности, от недостатка внимательности относительно тех мелочей и, по-видимому, поступков, которыми в жизни доставляется удовольствие или причиняется огорчение ближнему.

Хорошо воспитанные люди приветливы и иногда даже обеспечивают себе уважение других простым умением терпеливо выслушивать то, что они говорят или высказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений, резкие же суждения о других почти неизменно вызывают резкие суждения о нас самих

Разумно вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастается ни своим положением, ни своим происхождением, ни даже своей страной, а также не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ.

Он не похваляется своими подвигами или призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно на предметах его профессии. Напротив, он будет скромен и естественен во всём, что делает и говорит.

(Правила светской жизни и этикета)
3..Рассмотрите таблицу. Какие основные функции выполняет речевой этикет.

Основные функции речевого этикета

Контактоустанавливающая Регулирующая Вежливости
4. Рассмотрите схему. Какие правила (постулаты) необходимо соблюдать при уважительном общении? Приведите примеры из жизни и из литературных источников.

Постулаты

Количества Качества

Сообщается столько информации Информация должна быть правдивой, истинной.

сколько требуется для данной цели

общения.

Существенности Вежливости

Говорится о важном, существенном соблюдаются правила речевого этикета

для данной темы (ситуации)
5. Составьте свои постулаты, используя материал заданий.

Ласковым словом можно и слона на волоске водить. (Саади) Вкус хлеба зависит от выражения лица хозяина. (Пословица) Осторожность в словах выше красноречия. (Бэкон) Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость. (Сервантес) Общение – это дорога с двусторонним движением. («Хороший тон») Если культуры нет у человека в сердце, то нигде её больше быть не может. (Дюамель) Не столько ум, а сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятными. (Платон) Вежливость порождает и вызывает вежливость. ( Э. Роттердамский) Воспитание – дело совести, образование дело науки. (В. Гюго)
6. Прочтите приветствия, которые были приняты в России в прошлом. Придумайте своё приветствие в соответствии с теми, которые приводит В. Даль в своём сборнике пословиц и поговорок.

«Хлеб да соль!» лил «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.

«Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.

«Море под коровой!» - говорили женщине, занятой дойкой коровы.

«Здорово ль парился?» - приветствовали мужчину, который шёл из бани.

«Спали, почивали, весело ль вставали?» - утром приветствовали гостей.

«Улов на рыбу» - говорили, встречая рыболова. Ответ: «Навар на ушицу».

«Здравствуй ты, многолетствуй я!» «Мир вам, и я к вам». «Старый знакомый снова здорово».
7. На основе данных пословиц сформулируйте правила ведения разговора.

1)Слово не зря молвится. Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

2)Хорошую речь хорошо и слушать. Красно поле пшеном, а беседа умом.

3)Говорит день до вечера, а послушать нечего. Много наговорено, да мало сказано.

4) Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати.

5) Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

6) Красна речь слушанием.

7) От приветливых слов язык не отсохнет. Ласковое слово и кость ломит.

8) Я ему про Фому, а он мне про Ерёму.

9) Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесённой словом, врач бессилен.

  1. Кто много говорит, много ошибается. Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.


8. Прочтите притчи царя Соломона, объясните их смысл.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Кто даёт ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Смерть и жизнь – во власти языка. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. Что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. (Библия, Ветхий Завет)
9. Прочтите поучение Владимира Мономаха, выскажите своё отношение к данным советам. Можно ли считать их полезными в наше время?

Ибо как Василий учил, собрав тут юношей: душой быть чистым, непорочным, в разговоре негромким, соблюдая слово Господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших.

Старых почитай как отца, а молодых как братьев. Остерегайся и лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Попробуйте сами составить письмо – наставление или поучение. Подумайте, что хотелось бы посоветовать тем, кто будет читать ваше поучение, от чего бы хотелось уберечь их, что внушить.

Примерный план поучения: 1) обращение; 2) причина появления поучения; 3) советы, поучения, наставления; 4) концовка.

Слова для справок: усердно, отрок, примите в сердце своё, рассудите, не повелевайте, сотворить, не уклоняйтесь, добро творить и т. д.
10. На основе таблицы выявите некоторые особенности русского речевого этикета, сопоставив с особенностями речевого этикета других народов.




Составляющие речевого этикета

Особенности речевого этикета народов мира

1.

Формулы речевого этикета

У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но замечание о погоде для них обязательно. Гренландцы говорят: «Хорошая погода».

В Узбекистане есть приветствие: «Хорманг» - «Не уставайте». Это доброе пожелание работающим.



2.


Обращение

А) имя
Б) употребление местоимений «ты» - «вы»


А) Полное имя – Катя, Гриша (Болгария), Иванка, Стефка (Словакия, Югославия); обращение по имени к человеку пожилого возраста (США).

Б) 3 формы обращений в Румынии;в Польше считается невежливым обращение к незнакомым людям на «вы» (используется форма 3 лица: «Не хочет ли, пан, мне помочь?»)

3.

Невербальные средства общения

А) жесты

Б) мимика

А) При встрече: в Индии – прикладывают ладони к сердцу, Лапландии – трутся носами; в Америке – хлопают приятеля по спине

Б) Японцы улыбаются всегда (независимо от темы разговора)

Подберите свои примеры, иллюстрирующие особенности речевого этикета народов мира, сопоставьте с речевым этикетом русского народа.
11. Прочтите текст. .Какие выводы вы можете сделать для себя из прочитанного?

Современный житель Европы считает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, а в семейной жизни мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчинами и женщинами в странах Востока. .Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперёд, уступают им дорогу.

Существуют некоторые различия в оценке точности и пунктуальности у разных народов.

Англичане и американцы, например, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперёд. Опаздывать к обеду на десять минут считается недопустимым.

В Греции, напротив, приходить к обеду точно в назначенное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть.

12.Составьте диалоги, используя формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения.

Знакомство – представление

Познакомьтесь, пожалуйста. Разрешите вам представить

Разрещи (те) с вами (с тобой) познакомиться. Представляю вам нашего нового сотрудника:

Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться. Разрешите (позвольте) представиться…

Позвольте с вами познакомиться. Моя фамилия Петров. Иван Иванович.

Давай (те) познакомимся. Будем знакомы Иван Петров. Я Петров.

Приветствие

Очень рад вас видеть (приветствовать)! Добро пожаловать!

Разрешите вас приветствовать. Моё почтение.

Прощание

Всего доброго Всего хорошего

Будьте здоровы До встречи!

Разрешите проститься (попрощаться) Прощайте.
Благодарность
Я благодарен вам за то, что… Я вам бесконечно благодарен

Очень признателен Очень тронут вашим вниманием

Разрешите поблагодарить вас Я вам очень обязан

Должен выразить учащимся 10-х классов свою благодарность за…

Администрация выражает благодарность всему преподавательскому составу…

Ответы на благодарность

Спасибо. Не стоит. Не стоит благодарности. Вы любезны. За что меня благодарить!

Приглашение

Позвольте (разрешите) пригласить вас… Приглашаю вас (тебя)… Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас)…

Поздравление

Разрешите (позвольте) поздравить вас с… Примите мои (самые) сердечные поздравления…

Сердечно поздравляю… От имени (по поручению)… поздравляем…

Просьба

Сделайте одолжение, выполните мою просьбу… Если вам нетрудно (вас не затруднит)…

Не могу ли я попросить вас…Пожалуйста, разрешите мне…

Отказ

Я не могу (не в силах) помочь (оказать содействие)… Я не могу (не в состоянии) выполнить вашу просьбу… В настоящее время сделать это невозможно. .Я вынужден отказать (запретить, не разрешить)… Простите, но я не могу выполнить вашу просьбу…

Совет, предложение

Разрешите вам дать совет (посоветовать)… Разрешите предложить вам…Я посоветовал бы (предложил бы)…Я советую (предлагаю) вам… Мне хотелось бы посоветовать вам…

Просьба поговорить

Можно вас? Разрешите спросить. Вы не заняты? Простите, вы не могли бы уделить мне несколько минут?

Переспросы

Я вас не расслышал. Повторите, пожалуйста, что вы сказали. Простите? Простите не расслышал…

Сочувствие

Жаль. Мне очень жаль. Очень жаль что так получилось. Очень вас понимаю. Примите мои сожаления. Примите мои соболезнования. Я сочувствую вам (тебе)

Комплимент

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) партнёр (компаньон).

Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
13. Объясните смысл притчи.

Спросил Молоток у моря:

- Отчего камни на твоём берегу такие гладкие, а я сколько не бью – всё колючие и шершавые.

- А я их ласкаю, - прошептало море.
14. Прокомментируйте высказывания.

По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить (Сервантес). Чем умнее человек, тем более он находит добра в людях (Паскаль). Поучения значат много, но поощрения – всё… Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя (Гёте). Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.(Ларошфуко)
15. Проверьте свои знания о правилах употребления комплимента. Ответьте на вопросы, аргументируйте выбранный вариант ответа.

1. В чём суть комплимента?

А) в преувеличении достоинств другого человека;

Б) в похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

2. Что является предметом комплимента: какое – либо одно или несколько обстоятельств?

А) лучше сконцентрировать внимание на чём – то одном;

Б) оптимальное количество предметов, поводов для комплимента – 2-3.

3. Какая из форм комплимента предпочтительнее?

А) при непосредственном общении;

Б) через третье лицо;

В) в письменном виде.

4. В вашем присутствии сделан комплимент, с которым вы не согласны. Как поступить?

А) немедленно выразить несогласие и обстоятельно его аргументировать.

Б) тактично промолчать;

В) пересилить себя и активно поддержать комплимент.

5. Как поступить с человеком, который рассыпавшись в комплиментах., потерял чувство меры?

А) решительно прервать и без объяснений перевести разговор на другую тему;

Б) мягко прервать, поблагодарить и перевести разговор на другую тему;

В) выслушать и сдержанно поблагодарить.

6. Будет ли уместен в обществе комплимент, если повод для него неизвестен посторонним?

А) конечно уместен; главное, чтобы ваши слова были понятны адресату;

Б) такой ситуации лучше избежать;

В) это только вызовет разговоры, а вас характеризует как невоспитанного человека.

7. Допустимы ли комплименты в адрес друзей, которых вы давно и хорошо знаете?

А) комплименты между близкими друзьями излишни;

Б) искренний комплимент на пользу даже близким отношениям.

8. Может ли комплимент касаться не только настоящего, но и прошлого и будущего?

А) это нежелательно; комплимент, как правило, фиксирует настоящее;

Б) комплимент может относиться к любому времени.

9. Можно ли вместо личного высказывания процитировать известные строки из стихотворения или прозы?

А) если вы рискнёте цитировать, всем станет ясно, что придумать что – либо самостоятельно вы не в силах;

Б) ничего предосудительного в этом нет;

В) комплимент всегда личностен, и чужой текст тут нежелателен.

10. Молодой человек сделал комплимент девушке. Как должна она поступить?

А) спокойно возразить (например: «вы мне льстите»).

Б) поблагодарить

В) поблагодарить и крепко пожать руку.

Г) скромно промолчать.

11. Допустимы ли комплименты с подтекстом, выговоры в форме комплимента?

А) да, например: «Сегодня вы проявили несвойственную вам пунктуальность…»

Б) недопустимы; комплимент – это выражение однозначно положительного отношения и симпатии;

В) возможны, но при условии соблюдения в комплименте меры критичности.

12. Как реагировать на колкость, включённую в комплимент? Например: «Сегодня вы так изысканно и нарядно одеты, что просто на себя не похожи.

А) лучше сразу осадить своего собеседника и высказать всё, что о нём думаешь.

Б) отплатить той же «монетой»;

В) проявить выдержку и поблагодарить.

16.Напишите десять обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тётечка, мальчугашка.
17. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие варианты используются в официальной речи, а какие - в неофициальной.
18. Подготовьте выступление на тему «Имя или прозвище». Что вы расскажите ученикам младших классов, чтобы они поняли преимущество обычных имён перед грубыми кличками?
19. Найдите обращения в тексте. Проанализируйте, как обращения характеризуют того, кто обращается, и того к кому обращаются.

1) Я тут же отправился представиться генералу Зассу, и был принят очень быстро. Генерал завтракал и просил меня присоединиться. Не без робости взирал я на этого легендарного человека,

не забывая ни на минуту, что слава бывает как добрая, так и дурная. Засс неудачно шутил, но все с готовностью встречали его остроты. Я с нетерпением ожидал своего назначения, но разговор никак не выходил на службу. Наконец, когда завтрак подходил к концу, генерал весьма развязно обратился ко мне:

- Вечером мы собираемся пообедать у меня, ты тоже приходи, там поговорим.

Подобное хамство показалось мне нестерпимым и заслуживающим возмездия, и я ответил:

- К тебе – когда угодно.

За столом воцарилась мертвецкая тишина.

… - Что ж, господа, до вечера, - промолвил наконец Засс, поднимаясь со своего места. Все последовали его примеру. (А. Уткин «Хоровод»)

2) Опришко был во всех отношениях героической личностью. Из коллектора он ни за что не хотел отправляться в колонию, и мне пришлось лично ехать за ним. Он встретил меня, лёжа на кровати, презрительным взглядом.

- Мне очень неприятно вас беспокоить, сэр, - начал я, - но вынужден исполнить свой долг и очень прошу вас занять место в приготовленном для вас экипаже.

Опришко был сначала поражён моим «галантерейным обращением» и даже поднялся с кровати, но потом прежний каприз взял в нём вверх:

- Сказал, что не поеду!.. И годи!

- В таком случае, уважаемый сэр, я, к великому сожалению, принужден буду применить к вам силу.

- Смотри ты, откуда такой взялся? Так меня и легко взять силой!

- Имейте в виду…

Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иронии:

-…дорогой Опришко..

И вдруг заорал на него:

- Ну, собирайся, чего развалился! Вставай, тебе говорят!

…- Вот причепились!.. Ну, что ты скажешь? Вы заведующий колонией Горького?

- Да.

- Ну, так бы и сказали! Давно б поехали. (А. Макаренко «Педагогическая поэма»)

3) – Ну, ну, Савельевич! Полно, помиримся.

- Эх, батюшка Пётр Андреевич! – отвечал он с глубоким вздохом. (А. Пушкин «Капитанская дочка)
20. Проведите исследовательскую работу «Роль обращений в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (кто, как, при каких обстоятельствах какую форму обращения выбирает, как это его характеризует) или «Роль обращений в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
21. Прокомментируйте высказывания.

Много есть чудес на свете, но человек их всех чудесней. (Софокл) Осторожно прикасайся к человеку… Жить среди людей – это всё равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы; надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля. (В. Сухомлинский) Сердце нужно беречь. И не только своё. (Э. Кроткий) Тот, кто посмеивается над рубцами, тот никогда не чувствовал боли. Жизнь меняется тогда, когда меняется ваше сердце. Самые лучшие свои слова мы скажем в самые худшие свои дни. Какие плоды мы будем срывать завтра, зависит от того, какие семена мы посеяли сегодня. Разумное и нравственное всегда совпадают. (Л. Толстой)
22. Прочитайте правила написания корреспонденции, взятых из сборника советов и наставлений «Хороший тон. Правила светской жизни и этикета» (1889г.) Какие правила написания писем существуют и в настоящее время, а какие правила перестали использоваться?

Корресподенция

Корреспонденция даёт возможность выражать письменно те чувства, которые разлука не позволяет выразить лично, живым словом. Откровенное письмо, в котором мы изливаем наши чувства, смягчает горечь разлуки и сближает разлучённых. Нет ни такого дела, ни такого чувства, которое нельзя было бы выразить в откровенном письме. Искусство вести переписку должно стоять в программе образования всех классов общества, однако, не смотря на крайнюю потребность для всех и каждого владеть этим искусством, им к сожалению неглижируют очень и очень многие.

  1. О письмах вообще.

Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.

В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму, т. е. такой тон, который вполне верно согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом , к которому пишем.

Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором.

Если случится писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу, которую иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно…

Письма к отцу, матери, наставнику и наставнице должны носить характер почтительной привязанности, нежного и покорного доверия.

Когда молодая особа пишет к своим подругам или к родственницам, она может, если только обстоятельства этому не препятствуют, принять приятельский и шутливый тон и доверчиво предаться излияниям дружбы; но в письме её не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим.

Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если она находится в учебном заведении.

Когда кто-нибудь берёт на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным.

Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования. Малейшая бестактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях – ставят пишущего в неприятном свете, умаляя его нравственное превосходство. Для дельной переписки нужен ум, талантливость, житейская наблюдательность и плавность изложения. Она достигается путём усиленной практики.

Вежливость приписывает не задерживать ответного письма, чего всеми силами надо избегать.

Каждое письмо состоит из четырёх частей, составляющих связную целостность:

  1. Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто отчеством и фамилией.

  2. Приступ – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом.

  3. Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределённо до бесконечности, как неопределённы и многочисленны предметы рассуждения.

  4. Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи.

Посткриптум. При законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него по забвению не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда, в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак: PS или NB и за ним приписывается забытое.

Приличие требует, чтобы письмо писать чётко, во избежание затруднения читать его получившему.

Небрежность уничтожает всякий интерес. Особенно внятно и выразительно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается, что получивший письмо не может догадаться, от кого оно именно.

  1. Этикет, соблюдаемый в письмах

Письма, поздравляющие с Новым годом, посылаются обычно заранее. Бумагу для поздравительных писем всегда нужно выбирать хорошую и оставлять обратные страницы не записанными.

Очень невежливо и даже грубо вместо подписи ставить одну лишь букву и затем точки. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или чёрточками.

Если вы употребляете в письме второе лицо, т.е. личное местоимение «Вы», «Ваш» и т.д., то всегда пишите большое В.

Подписываться в письмах необходимо таким образом: «готовый к услугам», или «преданный Вам», «примите уверение в моём почтении и искреннем к вам расположении» (к родственнику или хорошему приятелю можно написать «любящий…» или «преданный…»).

Какого бы рода письмо ни было никогда не забывайте ставить адрес и число.
23. Составьте текст писем соответственно указанным структурным элементам.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconНазвание диска
Пособие представляет собой сборник профессиональных методик, объединённых с цель эффективной психодиагностической работы в доу
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы школьников...
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconКраткая аннотация дидактического материала
Данный материал представляет собой серию учебных видеофильмов специально созданных студией «Кварт» и серию специально разработанных...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconМетодическое пособие к теме "диаграмма состояния железо-углерод"...
Методическое пособие разработано кандидатами химических наук, доцентами кафедры общей и неорганической химии С. Н. Свирской и И....
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основу работы составляет методическая разработка урока по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» с использованием технологии педагогических...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconУчебно-методическое пособие для проведения лабораторных работ по курсу «Общая гидрология»
Учебно-методическое пособие разработано на кафедре океанологии профессором, доктором географических наук Л. А. Беспаловой и старшим...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconСпортивно – оздоровительное направление
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconЗакаливание и оздоровительная работа
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconЗачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет собой свод основных требований, предъявляемых к выпускным квалификационным...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии icon1. Виды и задачи оздоровительной гимнастики
Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку комплексов утренней гигиенической гимнастики. Разработанные комплексы...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconМетодическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической...
Учебный успех и индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconМетодические рекомендации по применению дидактического материала,...
Ворческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconУчебное пособие для обучения монологу на английском языке в шестом классе Ярославль, 2013
Учебное пособие предназначено для учащихся 6-ых классов моу сош №4 г. Ярославля и представляет собой сборник упражнений по обучению...
Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 050710 Специальное дошкольное образование. Данное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск