Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К





Скачать 254.38 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К
Дата публикации07.08.2013
Размер254.38 Kb.
ТипМетодическое пособие
100-bal.ru > Биология > Методическое пособие
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Нижневартовский строительный колледж

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=337126575-28-72&n=21

Методическое пособие по биологии.

Тематический словарь.

Подготовил: Преподаватель биологии Керимов.М.К.

Нижневартовск-2012г

Пояснительная записка.

В последнее время у обучающихся всё больше снижается интерес к биологии, об этом говорят и снижение качества знаний среди обучающихся. Одна из причин этого – сложность предмета. Курс биологии представляет собой систему взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов. Знания человека состоят из понятий, человек мыслит понятиями, которые словесно выражаются через термины. Именно поэтому усвоение конкретных понятий идет параллельно с запоминанием определенных терминов. Частые методические ошибки учителей: необоснованный объем учебного материала, отсутствие системы в повторении терминов, заучивание без переключения видов деятельности, монотонность и однообразие форм работы, изучение терминов изолированно, вне связи с другими уроками, замена одних терминов другими более простыми и понятными – могут замедлить освоение терминологии. Неправильное произношение и написание термина чаще всего заключается в непонимании внутренних связей между понятием и обозначающим его словом, неумении произвести морфологический анализ термина. В связи с этой проблемой на уроках особое внимание должно быть уделено выявлению смысла, значения биологических терминов и работе с ними. Уяснение значения и происхождения терминов способствует повышению интереса к предмету, активизации познавательной деятельности студентов Довольно часто материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо выделить главное, выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить структурно-логическую схему. Перед преподавателем встает ряд задач, которые он обязан решить в процессе обучения терминам:

1) в каждом изучаемом разделе выделить основные понятия;

2) установить внутри- и межпредметные связи;

3) обеспечить развитие понятий от простых к сложным, организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий, научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать понятия. 

Приемы терминологической работы должны быть разнообразными:

1) проговаривание терминов иностранного происхождения вслух;

2) запись на доске и в тетради;

3) работа над усвоением орфографии новых терминов;

4) выявление этимологии нового термина;

5) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием;

6) морфологический и фонетический анализ терминов;

7) использование терминов в различных учебных ситуациях.

В психологии различают два пути запоминания: осмысленное и механическое. Осмысленное запоминание продуктивнее механического. В процессе запоминания следует использовать все виды памяти. При знакомстве с новым термином необходимо задействовать визуальный, аудиальный и кинестетический каналы восприятия и обработки информации, так как одни ребята лучше усваивают информацию, если она представлена наглядно, другим достаточно услышать новое определение, а третьим необходимо потрогать, почувствовать. Понятия связаны с чувственным восприятием, поэтому в преподавании биологии исключительное значение приобретает наглядность, и в первую очередь натуральная форма наглядности (гербарии, коллекции насекомых, наборы микропрепаратов). Но кроме натуральной наглядности по биологии, широко применяются таблицы, модели, муляжи. Большие возможности при изучении биологии дает использование ИКТ: показ презентаций, фрагментов видеофильмов, задействование аудиоматериалов. Руководя процессом восприятия, преподаватель должен предусмотреть систему заданий к различным средствам наглядности, которые способствовали бы уточнению восприятия. Как известно, люди, смотря на один и тот же предмет, видят его по-разному. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины или если они включены в игровую деятельность. Изучение биологических терминов не ограничивается заучиванием определений. Студенты должны понимать их смысл, уметь пользоваться определениями, так как формулировка терминов в разных источниках может значительно отличаться. Данный перечень терминов можно использовать для составления кроссвордов по определенным изученным темам на 15-25 слов. При работе с новыми терминами и понятиями необходимо привлекать дополнительные сведения, интересные примеры, опираться на опыт студентов, и тогда новые термины «оживут» и запомнятся надолго.

Раздел Клетка

Аминокислоты — вещества (структурные единицы), слагающие белковые молекулы; имеют различное число и расположение атомов, но обязательно содержат аминогруппу (NН2) и кислотную группу (СООН).

Аппарат Гольджи — органоид клетки, имеющий вид сеточки, отдельных нитей или чешуек, расположенных вокруг ядра, и принимающий участие в ряде процессов, происходящих в клетке.

Ассимиляция, или анаболизм, — усвоение, восприятие, превращение организмом веществ, поступающих извне, в вещества самого организма. Является одной из сторон процесса обмена веществ между организмом и окружающей средой.

Белки — сложнейшие органические соединения, состоящие из ряда химических элементов: углерода, водорода, кислорода, азота, серы, фосфора и др. Эти элементы образуют аминокислоты, входящие в сложных сочетаниях в молекулу белка.

Биогенные элементы — химические элементы, являющиеся необходимыми составными частями организмов, без которых невозможно их существование. К ним относятся углерод, кислород, азот, водород, кальций, сера, фосфор и др.

Вакуоли — полости в цитоплазме клетки, обычно округлой формы, заполненные жидкостью.

Дальтонизм — неспособность глаза различать красный и зеленый цвета.

Дарвинизм — наука об общих законах исторического развития органического мира и путях управления эволюцией живых существ. Получила свое название в честь основателя эволюционной теории Чарлза Дарвина (1809 1882 гг.).

Двойное оплодотворение — оплодотворение покрытосеменных растений, при котором происходит слияние спермиев с яйцеклеткой и вторичным ядром зародышевого мешка.

Двуслойные — животные, тело которых состоит из двух слоев клеток: эктодермы и энтодермы. К ним относятся губки и кишечнополостные.

Дегенерация — 1) изменение строения и процессов жизнедеятельности организма в ходе эволюционного развития в сторону вторичного упрощения. Например, упрощение в строении паразитических форм под влиянием паразитического образа жизни; 2) процесс разрушения органов или их частей при индивидуальном развитии.

Денатурация — изменение естественных свойств белков при изменении условий среды.

Деплазмолиз — восстановление протопластом клетки прежнего состояния, нарушенного плазмолизом.

Диссимиляция, или катаболизм, — одна из двух частей процесса обмена веществ (противоположная ассимиляции), при которой происходит освобождение энергии в результате разрушения органического вещества.

Жиры — полные сложные эфиры глицерина и высших одноосновных жирных кислот. Одна из основных групп веществ (наряду с белками и углеводами), входящих в состав животных и растительных организмов.

Клетка — лежащая в основе строения и развития животных и растительных организмов основная структурная форма, возникшая в результате длительного исторического развития.

Клеточная теория — одно из трех великих открытий естествознания XIX в., согласно которому все живые организмы состоят из клеток и их производных.

Метаболизм — процесс обмена веществ.

Органоиды (органеллы) — отдельные части клетки, выполняющие определенные функции.

Плазмолиз — отставание протоплазмы от оболочки в растительной клетке под влиянием осмотически активных веществ.

Пластиды — органоиды в протоплазме растений, часто содержащие пигменты (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

Углеводы — органические соединения (крахмал, клетчатка, сахара), производные которых являются важнейшими составными частями живого организма. В состав углеводов, кроме углерода, входят водород и кислород, число атомов которых находится, как правило, в соотношении 2:1.

Ферменты, или энзимы, — белковые вещества, вырабатывающиеся в клетках растений и животных, обладающие каталитическим (ускоряющим, активизирующим) действием на ход биохимических процессов. Действуют в очень малых количествах на большие массы вещества.

Фотосинтез — процесс создания зеленым растением органических веществ из неорганических при помощи световой энергии углекислого газа и воды.

Хемосинтез — образование (синтез) органического вещества при использовании энергии, выделяющейся при окислении неорганических соединений, получаемых организмом в форме пищи (в противоположность фотосинтезу, когда используется энергия солнечного луча).

Хлоропласты — зеленые пластиды, в которых содержится хлорофилл.

Хлорофилл — зеленый пигмент растений.

Цитоплазма — безцветное вязкое вещество клетки, где расположены органоиды клетки.

Ядро — необходимая составная часть клетки, принимающая участие во всех жизненных процессах развития и размножения клетки. Состоит из оболочки и полужидкого содержимого из различных белков и нуклеиновых кислот.

Ядрышко — мелкое шаровидное тельце внутри ядра клетки.

Раздел Размножение и развитие организмов.

Амитоз, или прямое деление, — деление клетки, при котором происходит прямая перешнуровка ядра и протоплазмы, без сложного процесса распределения ядерного вещества между дочерними клетками.

Анафаза — одна из фаз непрямого деления клетки, на которой расщепленные хромосомы расходятся к полюсам клетки. Предшествует ей метафаза , за ней следует телофаза.

Андрогены — вещества, стимулирующие развитие вторичных мужских половых признаков.

Анабиоз — состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедленны, что отсутствуют все видимые проявления жизни. Это исторически выработавшееся приспособление к перенесению неблагоприятных условий.

Биогенетический закон — «Онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Иначе говоря, развитие организма из яйца до взрослого состояния есть краткое и сжатое повторение того пути развития, который прошел в течение эволюции ряд предков этого организма».

Бластомеры — клетки, образующиеся при дроблении развивающегося яйца.

Бластула — однослойная стадия развития зародыша многоклеточного организма, имеющая чаще всего форму полого внутри шара.

Вегетативное размножение — 1) образование новых растений из отдельных участков тела материнской особи; 2) размножение бесполым путем, чаще всего делением на две или более частей.

Вегетативные органы — органы растения, служащие для питания и роста (корень, стебель, лист)

Внешнее оплодотворение — слияние мужских и женских половых клеток вне организма, в наружной среде (рыбы, земноводные).

Внутреннее оплодотворение — слияние мужских и женских половых клеток в половых путях самки или обоеполой особи.

Гаметофит — половое поколение высших растений.

Гаметы — половые клетки.

Гаструла — двуслойная стадия развития зародыша у большинства многоклеточных организмов. Гаструляция процесс образования двуслойного зародыша многоклеточного организма.

Генеративные органы — органы полового размножения.

Гомеостаз — постоянство внутренней среды организма.

Дробление — деление клеток в начальных стадиях развития зародыша.

Зародыш (эмбрион) — 1) у животных и человека организм в ранний период развития от начала развития яйца до начала активных взаимоотношений с внешней средой (переход на самостоятельное питание, дыхание и др.); 2) у растений зачаток папоротникообразных и семенных растений, являющийся начальным этапом их развития

Зигота — оплодотворенная яйцеклетка, образующаяся в результате слияния половых клеток.

Мезодерма — третий, средний, расположенный между эктодермой и энтодермой, зародышевый листок у зародышей так называемых трехслойных животных, из которого развивается большинство внутренних органов: мускулатура, скелет, части половой и выделительной систем и др.

Метафаза — следующая за профазой фаза сложного деления клетки, на которой хромосомы распределяются в одной плоскости по экватору клетки и расщепляются.

Наружное оплодотворение — слияние мужских и женских половых клеток, происходящее в наружной среде (у ряда водных животных).

Овогенез — процесс образования женских половых клеток яиц.

Органогенез — процесс формирования органов при развитии организма.

Партеногенез — развитие яйца без оплодотворения. Имеет место у многих беспозвоночных. (Пчелы, трутни, тли, некоторые ракообразные и др.).

Размножение — воспроизведение себе подобных.

Профаза — первая фаза сложного деления клетки, на которой происходит образование хромосом.

Семенники — орган мужской половой системы, в котором происходит формирование мужских половых клеток сперматозоидов.

Соматические клетки — клетки, выполняющие любые функции, кроме размножения.

Сперматогенез — процесс образования мужских половых клеток сперматозоидов.

Сперматозоиды, спермин, или антерозоиды, — мужские половые клетки. Мелкие клетки (от 3 до 10 микрон), обычно удлиненной формы с хвостиком, очень подвижны.

Спора — 1) клетка, служащая для размножения растений бесполым путем; 2) клетка, служащая низшим растениям для перенесения неблагоприятных условий;

Телофаза — одна из стадий сложного деления клетки, на которой происходит формирование дочерних ядер.

Черенкование — один из способов вегетативного размножения растений при помощи черенков .

Черенок — отделенная от материнского растения часть стебля, корня или листа, способная восстановить недостающие органы и жизнедеятельность растения как целого.

Эктодерма — наружный слой клеток двуслойной стадии развития зародыша гаструлы и наружный слой двухслойных животных: кишечнополостных, губок.

Эмбрион — зародыш.

Эндодерма — внутренний слой первичной коры осевых органов высших растений.

Яичник — орган женской половой системы, где происходит формирование женских половых клеток.

Яйцеклетка — женская половая клетка.

Раздел Основы генетики и селекции.

Анемия (малокровие) — уменьшение, против нормального, количества крови в организме и изменение качественного ее состава, главным образом в сторону снижения количества гемоглобина.

Биогеография — отрасль знания, изучающая распространение животных и растений на поверхности земного шара.

Вариационный ряд — расположение количественного выражения того или иного признака в ряд по убывающему или возрастающему значению.

Вид — формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную область распространения (ареал).

Гемофилия — болезнь вызываемая замедленной свертываемостью крови, в результате чего даже при незначительных ранениях происходят большие потери крови.

Генетика — наука о наследственности и ее изменчивости у организмов. Изучает причины и закономерности изменения признаков организмов, материальные основы передачи признаков потомству.

Генотип — наследственная основа организма, отражающая его филогенез Гетерозис — явление, наблюдающееся при скрещивании, когда первое поколение гибридов отличается чрезвычайно мощным ростом.

Гетеротрофные организмы — организмы, не способные образовывать органические вещества из неорганических и питающиеся готовыми органическими веществами (все животные, грибы, большинство бактерий, незеленые растения).

Гибридизация — скрещивание форм (половое или вегетативное), принадлежащих к различным систематическим группам или породам (сортам).

Гипертрихоз — развитие чрезмерного количества волос.

Диабет — нарушение углеводного и жирового обмена, повышающее количество сахара в крови.

Мутация — внезапное и резкое изменение признаков и свойств организма, передающееся по наследству.

Наследственность — свойство живого тела требовать определенных условий для жизни, своего развития и определенно реагировать на эти условия.

Полидактилия — многопалость, увеличение количества пальцев (на руке или ноге) против нормального. Встречается у человека, млекопитающих животных, земноводных и птиц.

Полиплоидия — кратное увеличение, против обычного для данного вида, количества хромосом в клетках растительного и животного организма. Искусственно вызывается рядом химических веществ или облучением.

Селекция растений или животных — выведение новых и улучшение старых сортов растений или пород животных.

Сорт — культурное растение и его потомство, обладающее в конкретных условиях культуры определенными морфологическими, биологическими и хозяйственными качествами, например сорта зерновых культур, яблонь, груш и т. д.

Фенотип — совокупность внешних признаков организма.

Раздел Эволюция

Абиогенез — самопроизвольное зарождение. Теория об абиогенезе, господствовавшая в науке, была окончательно опровергнута работами Л. Пастера.

Австралопитек — найденные в четвертичных отложениях Южной Африки ископаемые останки человекообразной обезьяны, занимавшей по строению черепа промежуточное положение между гориллой и шимпанзе, в то же время по ряду признаков (объем мозговой коробки, короткое лицо, особенности зубов и др.) приближающейся к человеку.

Аналогичные органы — органы, имеющие сходную форму, выработавшуюся благодаря выполнению одинаковых функций, но различные по своему происхождению, например крыло птицы и крыло насекомого.

Антропогенез — процесс происхождения человека.

Антропология — наука о происхождении, эволюции и закономерностях изменчивости человека и его рас.

Ареал — область обитания вида, рода или другой таксономической категории животных и растений.

Ароморфозы — приспособления, приобретенные некоторыми группами животных в процессе исторического развития, затрагивающие жизненно важные органы и ведущие к общему подъему организации и жизнедеятельности (например, высокое развитие нервной системы, теплокровность и др.

Археоптерикс— ископаемая форма птиц, относящаяся к подклассу ящерохвостых и обнаруживающая значительное сходство с пресмыкающимися.

Атавизм — появление признаков, присущих далеким предкам.

Биологический регресс — изменения организмов, приводящие к затуханию вида.

Витализм — идеалистическое учение, по которому жизненные процессы происходят под воздействием особой, нематериальной, «жизненной силы».

Гейдельбергский человек — живший около 400 тыс. лет назад предок человека, относящийся к группе обезьянолюдей, остатки которого найдены вблизи Гейдельберга (Германия) в 1907 г.

Гоминиды — семейство людей, к которому принадлежат современный человек и его предки.

Дивергенция — расхождение признаков, вырабатывающееся в процессе эволюции у родственных форм, под воздействием различных условий существования (термин Ч. Дарвина).

Дриопитеки — ископаемые человекообразные обезьяны, известные из миоценовых и плиоценовых отложений. Возможно, были предками ряда современных человекообразных обезьян и человека.

Естественный отбор — открытый Ч. Дарвином исторический процесс, при котором в результате воздействия условий среды на развивающиеся организмы сохраняются и вступают в размножение индивидуумы с полезными для их жизни и развития признаками.

Жизнь — «...способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел»

Зелёные водоросли — тип низших растений, живущих преимущественно в пресных водах. Клетки зеленые, содержащие хлорофилл. Одноклеточные или колониальные формы. Хламидомонада, спирогира, улотрикс, вольвокс.

Идиоадаптация — приспособление к определенному узкому кругу условий, выработавшееся в процессе эволюции, например покровительственная окраска, специализация к обитанию в пещерах и т. д.

Изменчивость — свойство организмов приобретать новые признаки под влиянием условий внешней среды.

Классификация — систематизация животного и растительного мира, в основу которой кладутся филогенетические отношения между группами организмов. Основные классификационные категории животного мира типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.

Класс — систематическая группа, являющаяся частью типа и состоящая в свою очередь из отрядов, например тип хордовых в числе других включает в себя классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Клубеньковые бактерии — бактерии, живущие в клубеньках на корнях бобовых растений и усваивающие атмосферный азот.

Коацерваты — образующиеся в коллоидном растворе капли или слои, которые имеют большую концентрацию коллоида, чем остальная часть раствора.

Конвергенция — развитие в результате искусственного или естественного отбора сходных признаков у организмов, происходящих от разных предков, например форма тела у китов и рыб, крылья птицы и летучей мыши и т. д.

Креационизм — направление в биологии, широко развитое в XVIII и начале XIX в., объяснявшее многообразие органического мира актом божественного творения и отрицавшее изменение форм в процессе исторического развития (К. Линней, Ж. Кювье и др.).

Кроманьонцы — люди позднего палеолита, относящиеся к современному виду человека.

Неандертальцы — предки современного человека, существовавшие в четвертичном периоде, в начале последней ледниковой эпохи. Занимают промежуточное положение между питекантропом и современным человеком.

Неодарвинизм — лженаучное представление о наличии в организме якобы бессмертного, неизменного и независимого от тела, так называемого наследственного вещества, и отрицание возможности наследования свойств, приобретаемых организмом в течение его жизни под влиянием воздействия изменившихся условий.

Обезьяны, или приматы, — отряд наиболее высокоорганизованных млекопитающих, имеющих самый развитый в животном мире головной мозг, направленные вперед глазницы, хватательные конечности и ногти на пальцах. Подотряды широконосые обезьяны (игрунки, ревун и др.) и узконосые обезьяны (семейства мартышки, гиббоны, человекообразные обезьяны).

Общая дегенерация — путь эволюционного развития, который сопровождается упрощением морфологической структуры и снижением активности организма. Наблюдается при переходе организмов к паразитизму или к сидячему образу жизни .

Палеоботаника — наука об ископаемых растениях.

Панспермия — идеалистическое учение, объясняющее возникновение жизни переносом с одной планеты на другую вечных и неизменных зародышей.

Питекантроп — древнейший человек. Найден в четвертичных отложениях о. Явы. Достигал в высоту 153170 см, руки у него были свободны.

Популяция — совокупность особей данного вида, населяющая определенную территорию внутри общего ареала вида.

Приматы — высший отряд млекопитающих с подотрядами: широконосые обезьяны (игрунки, ревун и др.), узконосые обезьяны (мартышки, гиббоны, человекообразные обезьяны: орангутанг, шимпанзе, горилла). В этот отряд обычно включают и человека.

Расизм — антинаучная реакционная идеология, имеющая своей целью оправдать неравенство общественных классов и национальностей, ссылаясь на законы биологии и физические особенности отдельных человеческих рас. Одной из основ расизма является лжеучение о будто бы существующей психической неравноценности человеческих рас.

Синантроп — ископаемая форма древнейшего человека, более развитого по сравнению с питекантропом. Найден в 1927 г. в Китае в окрестностях Пекина.

Теория Ламарка — первая теория развития живой природы, выдвинутая Ж.-Б. Ламарком (17441829 гг.), согласно которой эволюция является результатом усложнения организмов под действием внутренних причин, заложенных в них «творцом», с одной стороны, а с другой результатом влияния на организмы окружающих условий.

Филогенез — процесс исторического развития организмов.

Таксономия — учение о принципах классификации систематических групп растительного и животного мира.

Человекообразные обезьяны — семейство подотряда узконосых обезьян. Сюда относятся виды трех родов: орангутанг, шимпанзе, горилла.

Эволюция — процесс исторического развития органического мира.

Эмбриология — наука о развитии зародышевых стадий многоклеточных растений и животных.

Раздел Основы экологии

Абиотические факторы — неорганические факторы внешней среды (температура, влажность, давление воздуха, рельеф и др.).

Автотрофные организмы — организмы, образующие органические вещества из неорганических веществ окружающей среды (углекислоты, воды и минеральных солей) в процессе фотосинтеза (зеленые растения) или хемосинтеза (некоторые бактерии).

Адаптация — приспособление к условиям существования, выработавшееся у организмов в процессе эволюции.

Азотфиксирующие бактерии — клубеньковые бактерии.

Акклиматизация — приспособление организма к новым для него климатическим условиям.

Бентос — совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте морских и материковых водоемов.

Биогеоценоз — растительное сообщество вместе с животным миром и соответствующим участком земной поверхности, с его особыми свойствами микроклимата, геологического строения почвы и водного режима.

Биомасса — количество живых организмов в весовом выражении на единицу площади или объема.

Биосфера — части трех оболочек земли: газообразной (атмосфера), жидкой (гидросфера) и твердой (литосфера), заселенные живыми существами.

Биотические факторы — факторы органического порядка (растительность, окружающее животное население и др.), определяющие условия существования в той или иной местности.

Биотоп — территория, занятая растительной ассоциацией и связанным с нею животным населением.

Биоценоз — совокупность растений и животных, населяющих участок среды с более или менее однородными условиями.

Гидросфера — водная оболочка Земли, располагающаяся между атмосферой и твердой земной корой (совокупность океанов, морей и других водных бассейнов).

Дубрава — летне-зеленый лиственный лес с господством в древесном ярусе дуба.

Заказники — территории, на которых запрещается всякая охота или охота на определенные виды животных с целью увеличения их .поголовья.

Заповедник — научно-исследовательское учреждение, где непосредственно в полевых условиях проводится изучение ценных животных и растений, ведутся акклиматизационные работы, вырабатываются системы мероприятий, направленных на обогащение фауны и флоры полезными, ценными представителями. На территории заповедника запрещаются все виды хозяйственной деятельности человека, нарушающие целостность комплекса природных условий.

Квартирантство — поселение особей одного вида в постройках, служащих жилищем другого вида или особей одних видов в особях других, без принесения последним вреда.

Комменсализм — сожительство двух видов, при котором один кормится остатками пищи другого, не принося последнему никакого вреда.

Планктон — совокупность мелких организмов, обитающих в толще воды и не обладающих способностью к быстрым, активным передвижениям на большие расстояния.

Покровительственная окраска — окраска наружных покровов тела, выработавшаяся в процессе эволюции под действием естественного отбора у большого ряда животных, являющаяся приспособительным свойством.

Симбиоз — сожительство двух организмов, относящихся к разным видам животных или растений, оказывающееся полезным для обоих (например, симбиоз водоросли и гриба в лишайнике).

Фитопланктон — совокупность растений, находящихся во взвешенном состоянии в толще воды.

Хищничество — поедание одних животных другими.

Цепи питания, или пищевые цепи, — ряды видов, связанных между собой пищевыми отношениями.

Экологическая ниша — исторически определившееся положение вида в сообществе, которое выражается в разделении мест обитания, приобретении разной специализации и др.

Экологическая сукцессия — последовательная смена одного биоценоза другим в определенном районе.

Экологические группы — деление животных на группы по их местообитанию и отношению к окружающим условиям. Так, млекопитающих разделяют на наземные, роющие и подземные к др.

Экология — раздел биологии, изучающий образ жизни животных и растений в связи с окружающими условиями и влияние этих условий на основные процессы их жизнедеятельности.

Ярусность — один из характерных признаков растительного со общества, заключающийся в разделении сообщества на разновысотные элементы.

Терминология для общего развития

Авитаминоз — болезненные явления у животных и человека, вызываемые отсутствием в пище витаминов.

Альбинизм — отсутствие нормальной для данного вида организмов пигментации.

Анатомия — наука о форме и строении организмов.

Анаэробы — организмы, способные жить без доступа свободного кислорода (многие бактерии, некоторые грибы, простейшие и др).

Антигены — чужеродные для организма белки.

Антитела — белковые вещества, образующиеся в организме при проникновении микробов.

Амфибии — земноводные, класс позвоночных животных, занимающих промежуточное положение между водными и наземными позвоночными. Отряды: хвостатые (саламандры, сирены), безногие (червяга), бесхвостые (лягушка).

Антибиотики — химические вещества, образующиеся в процессе жизнедеятельности микроорганизмов, обладающие способностью подавлять рост микробов и даже убивать их; в него чужеродного белка и ликвидирующие его вредное действие.

Артериальная кровь — кровь, насыщенная кислородом.

Артерии — кровеносные сосуды, по которым кровь идет по направлению от сердца к периферии тела.

Бактерии — большая группа микроскопических одноклеточных организмов, не имеющих оформленного клеточного ядра и размножающихся простым делением.

Бактериофаг — растворитель живых бактерий.

Бациллы — палочковидные бактерии, образующие споры.

Биоиндикаторы — животные или растения, по присутствию или отсутствию которых в той или иной среде судят о качестве этой среды.

Биологический метод борьбы — группа мероприятий, заключающихся в использовании одних живых организмов для борьбы с другими, например подавление сорняков посевами соответствующих растений или использование паразитических насекомых или домашней птицы в борьбе с вредными насекомыми и др.

Биология — наука о жизни. Изучает жизнь, строение и развитие растительных и животных организмов. В настоящее время включает в себя целый ряд наук об органическом мире.

Ботаника — наука о растениях. Изучает строение, развитие и жизнедеятельность растений, отношение их к окружающей среде, классификацию (систематику), происхождение и эволюцию растений.

Вакцины — прививочный материал, вводимый в организм животного или человека для получения невосприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Венозная кровь — кровь, насыщенная углекислым газом и продуктами клеточного обмена веществ и не обеспеченная кислородом и питательными веществами.

Вены — кровеносные сосуды, по которым кровь движется по направлению к сердцу.

Вечнозеленые растения — растения, у которых старые листья опадают, а новые развиваются постепенно. Эти растения в течение всего года покрыты листьями.

Вирусы — возбудители инфекционных болезней животных, человека и растений, имеющие размеры от 10 микрон до 200 микрон. Состоят из белков и нуклеиновых кислот. Размножаются только в живом организме.

Витамины — группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых человеку и животным для нормального хода физиологических процессов. Оказывают действие в ничтожных количествах.

Водоросли — группа низших растений, содержащих в своих клетках хлорофилл; обитатели пресных, морских водоемов и влажных мест суши.

Всеядные животные — животные, питающиеся как растительной, так и животной пищей.

Гон — период спаривания у млекопитающих.

Гормоны — физиологически высокоактивные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, которые разносятся по телу кровью и регулируют развитие и деятельность как отдельных органов так и целых систем.

Группы крови — группы (четыре), на которые делят кровь людей на основании реакции взаимодействия (агглютинации). Имеет большое значение в практике переливания крови. Людям с первой группой крови можно переливать только кровь первой группы; людям со второй группой крови можно вводить кровь первой и второй группы; людям с третьей группой крови можно вводить кровь первой и третьей группы; людям с четвертой группой крови можно вводить кровь любой группы.

Гуморальная регуляция — влияние на деятельность органов или систем органов веществ, вырабатываемых железами внутренней секреции (гормонов) и разносимых по телу кровью.

Гумус — богатая углеродом органическая масса, образующаяся в почве при разложении растительных и животных остатков.

Гидрофиты — водные растения.

Гипервитаминоз — явления, вызываемые избыточным количеством витаминов в организме.

Гипертония — повышенное кровяное давление.

Гиповитаминоз — болезненные явления, вызываемые недостаточным количеством витаминов в пище.

Гипоксия — кислородное голодание, обусловленное недостаточным снабжением тканей кислородом или нарушением его использования в тканях.

Гипотония — пониженное кровяное давление.

Гистология — наука, изучающая микроскопическое строение тканей и органов животных.

Голосеменные — тип высших растений, отличающихся отсутствием плода и размножающихся при помощи семян.

Гельминтология — наука, изучающая строение, систематику и образ жизни паразитических червей и разрабатывающая основы борьбы с ними.

Гельминты — паразитические черви.

Гемоглобин — красящее вещество крови, содержащееся в эритроцитах. Обладает свойством легко окисляться (образуя оксигемоглобин) и быстро восстанавливаться, отдавая кислород.

Генеалогия — родословная, прослеживание путей исторического развития той или иной особи.

Гермафродитизм — наличие в одной особи мужской и женской половых систем.

Гигрофиты — растения, обитающие в условиях избыточного увлажнения.

Раздражимость, или возбудимость, — способность организма отвечать на воздействие среды главным образом путем изменения процесса обмена веществ.

Регенерация — восстановление организмом утраченных частей.

Сапрофаги — организмы, питающиеся разложившимися органическими веществами.

Сапрофиты — организмы, питающиеся мертвым органическим материалом (многие грибы, бактерии).

Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды и входящая в состав отряда.

Фенология — наука, изучающая закономерности сезонных явлений в жизни природы.

Физиология — наука об обмене веществ между организмом и средой и о процессах, совершающихся в живом организме.

Флора — совокупность видов растений, обитающих на определенной территории,

Фотопериодизм — реакция растений на соотношение между продолжительностью периода освещенности и периода темноты, в результате которой происходит зацветание растений (см. световая стадия).

Холоднокровные животные — позвоночные животные с непостоянной температурой тела, изменяющейся в зависимости от изменений температуры внешней среды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconЭуи подготовка к егэ по Биологии
Лабораторный практикум, аттестация. Биогеографические карты, атлас анатомии и физиологии человека, хрестоматия, словарь терминов,...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconУчебное пособие по общей биологии «Поурочный и тематический контроль...
Петрова О. В. Поурочный и тематический контроль знаний по общей биологии для студентов 1 курса, 2014. – 96 с
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconУчебно-методическое пособие для студентов биологических и экологических специальностей Балашов
П49 Полевые практики по биологии и экологии : учеб методич пособие для студентов фак-та экологии и биологии / М. А. Занина, С. В....
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconМетодическое пособие для сельских библиотек
Словарь, как форма, получила самое широкое распространение. Настоящий словарь призван служить справочным пособием широкому кругу...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconРабочая программа по учебному курсу общей биологии для 10 класса
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconУчебный курс по общей биологии: электронное пособие
Материалы по всем разделам биологии. Научно-популярные и образовательные статьи. Ссылки на биологические интернет-ресурсы
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconТематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы
Предмет биологии размножения и развития, ее место среди других биологических наук. История учения об индивидуальном развитии. Методы...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconТематический план изучения дисциплины №п\п Наименование темы
Предмет биологии размножения и развития, ее место среди других биологических наук. История учения об индивидуальном развитии. Методы...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconКалендарно-тематический план по общей биологии №
Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconРабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии...
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета биологии», приказы...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconВнеклассное мероприятие по биологии «Клуб знатоков биологии»
Основы научного цитирования : метод пособие для студентов и магистрантов, обучающихся по спец. 1-23 01 04 "Психология" / Т. О. Кулинкович....
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconИспользование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии
Кинцель Александр Евгеньевич, город Степногорск, школа-гимназия №6 имени Абая Кунанбаева, учитель биологии, преподаватель-организатор...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconУрок биологии. 12 класс Тема. Биосинтез белка
Методическое обеспечение: таблицы по общей биологии Строение живой клетки, дидактический материал для проведения групповой работы,...
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconКалендарно тематический план к рабочей программе по биологии для 9 классов №
Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент....
Методическое пособие по биологии. Тематический словарь. Подготовил: Преподаватель биологии Керимов. М. К iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 05, Сд. Ф. 5, Сд. Дс....
Автор программы: Прохорова С. А., доцент кафедры биологии и химии; В. А. Крыштоп, ст преподаватель кафедры биологии и химии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск