Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии





НазваниеИспользование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии
Дата публикации14.04.2015
Размер82.4 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии

Кинцель Александр Евгеньевич, город Степногорск, школа-гимназия № 6 имени Абая Кунанбаева, учитель биологии, преподаватель-организатор начальной военной подготовки, e-mail: aleks196767@mail.ru

Глобальная информатизация современного общества, появление высокоэффективных технологий требует совершенно нового подхода к обучению учащихся, поиска моделей образования, отвечающих все возрастающему уровню, предъявляемому к выпускнику новой формации, будущему высококвалифицированному специалисту, свободно конкурирующему в социуме. Современный человек должен обладать совершенной информационно-коммуникационной компетентностью, адаптированной в развитом, информационном обществе. К современным образовательным технологиям, способным активизировать познавательную деятельность ученика, относятся информационно-коммуникационные технологии. Эффективное изучение любого предмета связано с расширение кругозора учащихся в рамках этого предмета. При этом на уроке перед учителем возникает дилемма: в рамках академического урока, с одной стороны, выдать объемные программный материал, с другой – проверить его индивидуальное усвоение каждым учеником. А ведь в каждом классе есть ученики разного уровня, требующие различного подхода к себе. В данном смысле использование информационно-коммуникационных технологий имеет практическую направленность в усвоение материала предмета. Наглядность такого вида обучения, связанное с его эмоциональным восприятием учениками, позволяет учащимся лучше усвоить материал урока, а также заинтересовать ученика и способствовать более глубокому изучению предмета. Большой плюс в пользу ИКТ – это универсальность данной технологии, ведь любой флипчарт или презентация можно адаптировать исходя из возможностей конкретного класса, целей, условий урока. Все мы знаем, что ученики делятся на аудиалов и визуалов и нередко пробелы в знаниях учащихся связаны именно с этими их особенностями: кому-то не хватило наглядной информации, кому-то не хватило пояснения. В этом смысле преимущество информационно-коммуникационных технологий очевидна. Т.е. информация представляется и наглядно, и в звуковом оформлении, и в графическом виде, и сопровождается пояснениями учителя. В данном случае возможности восприятия информации учеником задействованы максимально.

Прежде чем говорить об опыте использования данных технологий, хотелось бы кратко остановиться на положительных и отрицательных моментах использования ИКТ.

Положительные моменты:

- повышение уровня активности обучаемого;

- повышение познавательной активности школьников;

- развитие способностей альтернативного мышления;

- повышение мотивации к обучению;

- прогнозирование результатов обучения;

- моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними;

- наглядность;

- обогащение педагогической и организационной деятельности учителя новыми технологиями;

- доступ к материалам Интернет;

- возможность дистанционной работы;

- индивидуализация обучения;

- мощное средство становления и развития личности и т.д.

Отрицательные моменты:

- получение ненужной, побочной информации;

- ухудшение зрения, нарушение ОДС и других систем органов при неправильном использовании компьютера;

- сведение к минимуму живое общение учителей и школьников;

- нарушение развития речи, как органа объективизации мышления;

- свертывание социальных контактов, общения, индивидуализм;

- недостаточность практики диалогического общения;

- отвлечение памяти от главного;

- использование компьютера в виде игрушки;

- лишение школьников проведения опытов своими собственными руками;

- бесконтрольный доступ к антигуманной информации

- обилие источников информации и невозможность ее переработать и т.д.

Решить вышеперечисленные и другие проблемы можно, если каждый из нас будет помнить, что компьютер является интеллектуальным помощником учителя при подготовке и проведении урока, но при этом включение ИКТ в педагогические технологии должно быть целесообразным, корректным и органично вплетаться в ход урока и не будет приводить к нарушению уровня здоровья обучаемых.

Компьютер и мультимедиа на уроках биологии я использую уже девять лет. Последние два года для подготовки и проведения уроков мной используется интерактивная доска, установленная в кабинете биологии. От создания простых презентаций в программе PowerPoint я перешел на использование флипчартов, компьютерного тестирования в специальных программах, например, программы Votum (комплект тестирующих устройств), позволяющих протестировать знания учащихся всего класса по той или иной теме и тут же получить результат в виде оценок. Большой пользой и помощью для учителя биологии может служить и собственный сайт, на котором можно размещать свои материалы и постоянно его пополнять. В качестве примера я могу привести свой собственный сайт, расположенный по адресу www.biolog.freei.me / Сайт является современным и доступным средством предоставления различного рода информации, в том числе мультимедийной. Нужно отметить, что применение ИКТ в процессе обучения биологии позволяет полностью видоизменить весь процесс обучения, перейти от сухого изложения материала к интересному, эмоционально окрашенному, более понятному варианту преподнесения материала. Рациональное и органичное использование информационно - коммуникационных технологий на уроках биологии способствует развитию индивидуальных способностей ученика, построению его индивидуальной образовательной траектории, формированию познавательных способностей, стремления к самосовершенствованию. Применение ИКТ будет способствовать положительному отношению учащихся к урокам биологии, к учителю, к своим одноклассникам, росту самостоятельности и самостоятельному добыванию знаний, повышению мотивации к обучению. Применение ИКТ это не однодневное новшество, не дать моде, а последовательный образовательный процесс. ИКТ – это одно из важнейших условий реализации целей и задач процесса обучения, создания современного урока. Примеры моих уроков с использованием информационных технологий можно посмотреть на сайте:

«Чудесные звуки природы» http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.26277

«Волшебная сила зрения» http://www.prometheanplanet.ru/server.php?show=ConResource.26277

«Тайны зарождения жизни человека»

http://festival.1september.ru/articles/508109/

«Ядерное оружие» http://festival.1september.ru/articles/551368/

«Загадки эволюции» http://festival.1september.ru/articles/603018/ и т.д.

Современный урок биологии невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий – электронных учебников, электронных образовательных программ, компьютерных тестовых программ для осуществления текущего контроля знаний, использования возможностей Интернета, интерактивной доски, видеоматериалов, создания презентаций и т.д. Деятельность преподавателя на современном этапе главным образом должна иметь цель прививать учащимся навыков информационной культуры, развития их личностных качеств, научить их учиться. Большую помощь при подготовке уроков мы получаем из Интернета. Огромное количество хранящейся там информации необходимо уметь правильно обработать, выбрать главное и более интересное и полезное. Найденная информация может быть представлена в связи с текущей темой в виде презентации PowerPoint. Подготовка к уроку также предполагает составление тестовых заданий по теме. На данной странице вы можете познакомиться с примером составления электронной карточки по анатомии человека http://depositfiles.com/files/4ezc6jbwd . Данные карточки составляются в документе Word, при этом используются дополнительные возможности этой стандартной программы. Постоянно пополняемый банк данных таких карточек помогает разнообразить урок, сделать его более насыщенным. К тому же ученикам самим очень нравится создавать такие карточки при подготовке к уроку.

Кроме этого большую помощь оказывают существующие электронные учебники. Остановимся на некоторых из них, наиболее часто используемых в преподавательской практике.

На уроке биологии можно использовать такие электронные учебники, как

- «Биология.1С Репетитор». Данный учебник содержит обширные текстовые сведения по всем разделам биологии – ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии. Кроме текстовой информации, учебник располагает небольшим количеством анимационных и статичных рисунков. Кроме подготовки к урокам, учебник можно использовать как дополнительный материал в обучении учеников, готовящихся к олимпиадам различного уровня.

- «Анатомия». Электронный учебник содержит учебную информацию по анатомии и физиологии человека. Имеет много анимационных рисунков, что делает его содержание боле наглядным и полным. Можно использовать на уроках биологии в 8-х классах.

- Комплект электронных учебников издательства ООО «Кирилл и Мефодий»: уроки биологии «Кирилла и Мефодия» (темы «Растения. Бактерии. Грибы» для 6 класса); уроки биологии «Кирилла и Мефодия» (темы «Животные» для 7 класса); уроки биологии «Кирилла и Мефодия» (темы «Человек и его здоровье» для 8 класса); уроки биологии «Кирилла и Мефодия» (темы «Общей биологии» для 10-11 классов). Данный комплект является наиболее полным, очень содержательным. Содержит видеофрагменты, анимации, тренажеры, тестовые задания. Его можно использовать практически на всех уроках биологии.

- Электронная библиотека. Просвещение. «Анатомия и физиология человека». Мультимедийное пособие. Учебник состоит из двух обучающих и одного установочного диска. Полностью посвящен программе «Человек и его здоровье». Огромный выбор картинок, видео и аудиофрагментов.

- «Ботаника». Электронный атлас. 6-7 классы. ЗАО «Новый диск», г.Москва. Учебник содержит текстовый материал, картинки. Уступает по своему качественному содержанию учебникам «Кирилла и Мефодия».

- «Загадки разума». Руссобит-М. Много полезной информации, используемой в качестве дополнительного материала при подготовке к урокам по теме «Нервная система» в 8-м классе.

- Большая электронная детская энциклопедия «Человек». Содержит в основном текстовую инфомацию, являющей полезной при подготовке рефератов и дополнительного материала по биологии.

- Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», г.Москва и т.д.

- Серия электронных дисков по биологии издательства «Сфера».

Эти и другие электронные учебники являются хорошими помощниками учителю и помогают решить следующие дидактические задачи:

- презентовать и закрепить знания предметных тем,

- обеспечить повторное обобщение изученного материала,

- практиковать учащихся и вырабатывать у них необходимые ЗУНы,

- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ и самоконтроля,

- осуществлять быстрый контроль знаний всего класса,

- формировать и поддерживать мотивацию к предмету,

- быть диагностическим средством обученности учеников,

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

- обеспечить комфортную атмосферу для обучения школьников,

- подготовить учеников к сдаче ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения.

Все вышесказанное говорит в пользу введения ЦОР в общеобразовательный процесс. Это, конечно, не значит, что мы должны использовать все указанные моменты практически на каждом уроке или в течение всего урока. Все зависит от конкретных целей, от уровня обученности конкретного класса и т.д. Но, вместе с тем, использование ЦОР на уроке – это требование времени. Чем раньше учитель начнет применять элементы ЦОР в своей практике, тем быстрее он сможет увидеть результаты своей инновационной деятельности и оценить их эффективность, а также «нарабатывать» свои учительские компетенции в применении ЦОР на уроке. Соответственно, чем более компетентен учитель, тем больше развиты компетенции его учеников.


Список использованной литературы:

1. О.В. Зимина, А.И. Кириллов «Рекомендации по созданию электронного учебника»

2. Кинцель А.Е Дистанционный курс ЦДО «Эйдос».. http://eidos.ru/courses/themes/25613/index.htm. Под руководством Хуторского А.В., доктора педагогических наук

3. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconПлан проведения районного семинара учителей истории и обществознания...
Цель: формирование готовности учителей к использованию цифровых образовательных ресурсов, обеспечение нового качества образования,...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconО проведении районного конкурса цифровых образовательных ресурсов
Провести районный заочный конкурс цифровых образовательных ресурсов «Современный урок географии» для педагогов оу в сроки с 01. 02....
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconМетодические рекомендации по использованию авторских цифровых образовательных...
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании Хабаровского края-2010: опыт, проблемы и перспективы»
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconКоллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных цор в различных форматах
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconРоссийской Федерации Комитет администрации по народному образованию г. Новоалтайска моу сош №9
Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках математики
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создание и использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивных технологий в учебном процессе
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconТ ехнология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении...
Технология применения цифровых образовательных ресурсов в изучении элементов комбинаторики
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconИспользование современных образовательных технологий, цифровых образовательных...
Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Перед школой ставится...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconИспользование цор на уроках английского языка
Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconИспользование цифровых образовательных ресурсов и виртуальных лабораторий на уроках геометрии
Цель урока: повторить и обобщить знания, получение в первой четверти; формировать познавательный интерес к новому предмету, навыки...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconПримерный перечень цифровых образовательных ресурсов для начальной...
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconСписок цифровых образовательных ресурсов

Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconХитцова Н. Г. Развитие медиаграмотности школьников при использовании...
Хитцова Н. Г. Развитие медиаграмотности школьников при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки в начальной...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconИспользование икт в преподавании биологии
«компьютерного чайника». И таких как я много. Но всегда хотелось изменить это и ваш журнал показывает как это возможно сделать, уверенности...
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии icon2. Базы цифровых образовательных ресурсов, сформированных с использованием сети Интернет
Базы цифровых образовательных ресурсов, сформированных с использованием сети Интернет
Использование цифровых образовательных ресурсов в преподавании биологии iconБазы цифровых образовательных ресурсов, сформированных с использованием сети Интернет



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск