№ урока урока
| Раздел
(количество
часов)
| Тема
(количество
часов)
| Номер
занятия и
название
| Лабораторные
опыты
| Календарные
сроки
| Тип урока
| Элементы ОМСО
| Требования к уровню обучения
| Домашнее
задание
| Измерители
|
по
плану
| фактически
|
|
|
1.
| Раздел 1. Вид (21 час)
| Тема 1.
История развития эволюционных идей (4 часа)
| 1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея.
|
| 1.09-6.09
|
| Вводный,
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Ключевые понятия
Эволюция
Креационизм
Трансформизм
Классификация
Таксоны
Факты
История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне.
Представления о сущности жизни и ее развитии (Конфуций, Диоген, Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель);
господство идеалистических идей.
Закономерности «Система природы» К.Линнея.
| Давать определения ключевым понятиям
Называть ученых и их вклад в развитие биологической науки.
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.
| § 4.1
| Задания со свободным ответом.
Вопросы №1,2, 3,4 на стр. 200 учебника
Задания со свободным ответом.
Вопрос №5
на стр. 200 учебника
|
2.
|
|
| 2. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
|
| 8.09-13.09
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Ключевые понятия
Эволюция
Факты
Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками.
Законы
«Упражнение и неупражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков».
Теории
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
| Давать определения ключевым понятиям
Формулировать законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования благоприятных признаков»
Объяснять: единство живой и неживой природы.
| § 4.2
| Задания со свободным ответом.
Вопросы №1,2 на стр. 204 учебника
Задания со свободным ответом.
|
3.
|
|
| 3. Предпосылки развития теории Ч.Дарвина.
|
| 15.09-20.09
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Ключевые понятия
Эволюционная палеонтология,
Определенная изменчивость;
Неопределенная
изменчивость.
Факты
Естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
.
| Давать определения ключевым понятиям
Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.
Находить информацию в различных источниках.
| § 4.3
| Самостоятельная работа
|
4.
|
|
| 4. Эволюционная теория Ч.Дарвина
|
| 22.09-27.09.
|
| Семинар
| Ключевые понятия
Искусственный отбор;
Наследственная изменчивость;
Борьба за существование;
Естественный отбор
Факты
Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.
Процессы
Искусственный отбор, естественный отбор
Теории
Эволюционная теория Ч.Дарвина.
.
| Давать определения ключевым понятиям
Называть основные положения Учения Ч.Дарвина о естественном отборе.
Характеризовать сущность действия искусственного отбора.
Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения.
Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.
| § 4.4
| Задания со свободным ответом
|
5.
|
| Тема 2.
«Современное эволюционное учение» (9 часов)
| 1. Синтетическая теория эволюции. Вид. Критерии и структура.
|
| 29.09-4.10
|
| Комбинированный
урок
| Ключевые понятия
Вид,
Критерии вида,
Генофонд,
Популяция.
Объекты
Виды. Гербарные или живые экземпляры растений 2-3 видов одного рода.
Факты
Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.
| Давать определения ключевым понятиям
Характеризовать критерии вида.
Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.
Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.
| § 4.5
| Вопросы №1, 5, 7 на стр.221 учебника Задания со свободным ответом.
Вопрос №4 на стр.221 учебника
Вопрос №9 для обсуждения на стр. 301
|
6.
|
|
| 2. Популяция – структурная единица вида и эволюции.
|
| 13.10-18.10
|
|
| Ключевые понятия
Вид
Популяция
Генофонд популяции Объекты
Популяция
Факты
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.
Процессы
Эволюционные изменения в популяциях.
| Давать определения ключевым понятиям
Характеризовать:
популяцию как структурную единицу вида;
популяцию как единицу эволюции.
Находить информацию о популяции в различных источниках и критически ее оценивать.
| § 4.6§ 4.7
| Задания со свободным ответом.
Вопрос №2 на стр. 228 учебника
Вопрос №1, 4, 5 на стр. 225 учебника Вопрос №1, 3, 4 на стр. 228 учебника
Вопросы №2, 3 на стр. 225 учебника
|
7.
|
|
| 3. Факторы эволюции.
| Практическая работа №2
«Выявление изменчивости у особей одного вида»
П/р. Описание морфологического критерия вида
| 20.10-25.10
|
| Комбинированный
урок
| Ключевые понятия
Наследственная изменчивость
Мутации
Популяционные волны
Дрейф генов
Изоляция
Факты
Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Процессы, явления
Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция
| Давать определения ключевым понятиям
Называть факторы эволюции
Характеризовать факторы эволюции
Объяснять причины изменяемости видов Выявлять изменчивость у особей одного вида.
| § 4.8
| Оформление практических работ
|
8
|
|
| 4.
Естественный отбор – главная движущая сила эволюции
|
| 27.10-01.11
|
| Комбинированный
урок
| Ключевые понятия
Борьба за существование
Естественный отбор
Движущий отбор
Стабилизирующий отбор
Факты
Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.
Процессы
Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений.
| Давать определения ключевым понятиям
Называть причину борьбы за существование.
Характеризовать:
естественный отбор как результат борьбы за существование;
формы естественного отбора.
Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.
| § 4.9
| Задание со свободным ответом
|
9
|
|
| 5. Адаптации организмов к условиям обитания.
| Практическая работа №3
«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
| 3.11-8.11
|
| Комбинированный
урок
| Ключевые понятия
Адаптация и их многообразие, виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие).
Факты
Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптаций.
Процессы
Процесс формирования приспособленности.
| Давать определения ключевым понятиям Характеризовать
приспособленность как закономерный результат эволюции;
виды адаптаций.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды:
механизм возникновения приспособлений;
относительный характер приспособлений.
Выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Определять относительный характер приспособленности.
| § 4.10
| Оформление практических работ
|
10
|
|
| 6. Видообразование.
|
| 10.11-15.11
|
| Комбинированный
урок
| Ключевые понятия:
Видообразование
Географическое видообразование
Экологическое видообразование
Факты
Видообразование – результат эволюции.
Процессы
Видообразование.
| Давать определения ключевым понятиям
Называть способы видообразования и приводить примеры.
Описывать механизм основных путей видообразования.
| § 4.11
| Самостоятельная работа
|
11
|
|
| 7. Сохранение многообразия видов.
|
| 24.11-29.11
|
| Комбинированный
урок
| Ключевые понятия
Биологический прогресс
Биологический регресс
Генетическая эрозия
Факты
Сохранение многообразия видов – условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.
Ответственное отношение людей к живой природе – важнейшее условие сохранения многообразия видов.
Процессы
Замена одних видов другими в процессе эволюции Земли.
| Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.
Характеризовать:
причины процветания или вымирания видов;
условия сохранения видов
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.
| § 4.12
| Задания со свободным ответом
|
12
|
|
| 8. Доказательства эволюции органического мира.
|
| 01.12-06.12
|
| Урок комплексного применения знаний
Конференция.
| Ключевые понятия
Цитологии
Сравнительная морфология
Палеонтология
Эмбриология
Биогеография
Факты
Прямые и косвенные доказательства эволюции.
Законы
Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной дивергенции признаков
Биогенетический закон Мюллера и Геккеля
| Давать определения ключевым понятиям Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции.
Приводить доказательства эволюции на основании комплексного использования всех групп доказательств.
| § 4.13
| Задание со свободным ответом.
Тезисный конспект
Вопросы №1, 2, 3, 4, 5
на стр.261-162 учебника
|
13
|
|
| №9 Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»
|
| 08.12-13.12
|
| Урок контроля и оценки знаний
|
|
14
|
| Тема 5. Происхождение жизни на Земле- 3 часа
| 1. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.
|
| 15.12-20.12
|
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Лекция
| Ключевые понятия
Материализм
Идеализм
Креационизм
Факты
Происхождение жизни на Земли – вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого.
Теории
Самозарождения жизни, стационарного состояния, панспермии.
| Давать определения ключевым понятиям
Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.
Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.
| § 4.14
| Задание со свободным ответом.
Вопросы № 2, 3, 4, 5, 6
на стр. 266 учебника
Вопросы № 3 на стр.266 учебника
|
15
|
|
| 2.
Современные представления о возникновении жизни.
|
| 22.12-27.12
|
| Урок систематизации и обобщения знаний
Семинар
| Ключевые понятия
Абиогенез
Биогенез
Биопоэз
Коацерваты
Теории
Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции.
| Давать определения ключевым понятиям Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.
Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле.
Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.
| § 4.15
| Вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 6 на стр.273 учебника
|
16
|
|
| 3. Развитие жизни на Земле
|
| 08.01-12.01
|
| Урок систематизации и обобщения знаний
Семинар
| Ключевые понятия
Биологическая эволюция
Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой; эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой
Факты
Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое.
Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
| Давать определения ключевым понятиям
Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.
Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.
| § 4.16
| Задание со свободным ответом.
Вопросы № 2, 3, 5, 6 на стр.281 учебника
Вопросы № 4, 8, 9 на стр.281 учебника
Вопросы №1-3 для обсуждения на стр. 301
|
17
|
| Тема 5. Происхождение человека 5 часов
| 1. Гипотезы происхождения человека.
|
| 15.01-19.01
|
| Урок изучения и первичного закрепления нового материала
| Ключевые понятия
Антропогенез
Факты
Проблема антропогенеза – сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека.
Теории
Современная теория антропогенеза.
| Давать определения ключевым понятиям
Называть положения гипотез происхождения человека;
Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза.
Находить и систематизировать информацию из разных источников по проблеме происхождения человека.
Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.
| § 4.17
| Самостоятельная работа
|
18
|
|
| 2. Положение человека в системе животного мира.
|
| 22.01-26.01
|
| Урок систематизации и обобщения знаний.
| Ключевые понятия
Антропогенез
Атавизмы
Рудименты
Факты
Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики.
животного происхождения человека. Сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитающими животными. Сравнительно- эмбриологические доказательства животного происхождения человека Человек – биосоциальное существо.
| Давать определения ключевым понятиям
Называть место человека в системе животного мира.
Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и др. наук.
Доказывать, что человек – биосоциальной существо.
| § 4.18
| Вопрос №1 на стр. 290 учебника
Вопросы №1, 2, 3 на стр. 290 учебника Вопросы №1-4 для обсуждения на стр. 301
Вопрос №4 на стр. 290 учебника
Задания со свободным ответом.
|
19
|
|
| 3. Эволюция человека.
|
| 29.01-02.02
|
| Урок изучения нового материала.
Семинар
| Факты
Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо-физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей.
Процессы
Антропогенез.
| Называть:
стадии эволюции человека;
представителей каждой эволюционной стадии.
Характеризовать: особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиции;
роль биологических и социальных факторов
антропогенеза в длительной эволюции людей.
| § 4.19
| с/р№ 5
|
20
|
|
| 4. Человеческие расы.
|
| 06.02-10.02
|
| Урок изучения нового материала.
Семинар
| Ключевые понятия
Расы и нации
Расизм
Факты
Принадлежность всего человечества к одному виду - Человек разумный.
Расы – крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.
| Давать определения ключевым понятиям Называть и различать человеческие расы.
Объяснять механизмы формирования расовых признаков.
Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал-дарвинизма.
| § 4.20
| Вопрос №5 на стр. 300 учебника
Вопрос №1 на стр. 300 учебника
Вопросы №2, 3 на стр. 300 учебника
Задания со свободным ответом.
Вопросы 4-6 для обсуждения на стр. 301
|
21
|
|
| 5. Зачет №2 «Происхождение человека»
|
| 13.02-17.02
|
| Урок контроля и оценки знаний
|
|
22
|
|