Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер54.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок общей биологии в 10 классе по теме «Критерии вида»

(по материалам урока С.М.Гельд, Новосибирская область)


Анализ

Учитель

Ученики

ПОСТАНОВКА

Вопрос

на ошибку


Предъявление

научного факта


Вопрос

на ошибку

Предъявление

научного факта
Побуждение

Термин


- Шведский ученый Карл Линней рассматривал вид в качестве основной систематической единицы. Французский учёный Жан Батист Ламарк вообще отрицал реальное существование видов в природе. А вы как считаете, вид существует?

- Ламарк отмечал, что различия между некоторыми видами незначительны, и выделить их сложно. Попробуем?

- Перед вами два растения. Определите, это особи одного вида или разных видов? (демонстрация комнатных растений одного вида, но разных сортов)

- На самом деле это особи одного вида хлорофитум хохлатый, его сорта могут отличаться по цвету листьев – сочно-зелёные, посередине зелёные по краям белые, со светлой полосой посередине и т.п.

- Перед вами два животных. Определите, это особи одного вида или разных видов? (демонстрация иллюстраций видов-двойников на выбор: насекомые-наездники, либо домовая и малая мышь, клёст-еловик и клёст-сосновик и др.)

- Это представители разных видов, но настолько схожие, что по внешним признакам их отличить очень трудно.

- Вы сначала как думали? А как оказывается на самом деле?


- Значит, чего мы не знаем?
- Для определения видовой принадлежности особей существует несколько основных критериев. Так какой будет тема урока?

фиксирует тему на доске

- Да. Мы же изучали виды растений, животных.

- Да, попробуем.

- Разных. Листья по цвету отличаются, значит, разных видов.

- Одного. Они похожи, значит одного вида.


- О растениях думали, что разные виды, а оказался один вид. О животных думали, что один вид, а оказались разные виды.

- Особи одного вида, или разных видов.

- Критерии вида ( тема)

ПОИСК

Побуждение

к гипотезам

Подсказка 1

Побуждение

к гипотезам


Подсказка 2

Подсказка 3


Подсказка 4

Подсказка 5


Подсказка 6


Побуждение

к проверке

групповая

работа


- На какие критерии обратили бы внимание вы, чтобы определить видовую принадлежность? Выдвигайте гипотезы!

- Кошку от мыши, кактус от берёзы вы отличите?

фиксирует гипотезу 1 на доске

-Достаточно ли знаний только о видимом сходстве и отличии, что бы определить принадлежность к виду?

- Какие ещё есть критерии определения видовой принадлежности?

- Как определяют родство: материнство, отцовство; в судебной медицине проводят идентификацию личности (например, по частичке кожи)?

фиксирует гипотезу 2 на доске

- Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы?

- Вы назвали процессы жизнедеятельности организмов. У особей одного вида они будут сходны?

фиксирует гипотезу 3

- Какие органические вещества входят в состав клетки?

- Понятие “жизнь” в биологическом смысле неразрывно связано с существованием одного из этих веществ. О нём говорят: «Сходство и различие организмов – это сходство и различие его строения»?

фиксирует гипотезу 4

-Известно, что один и тот же вид может проявлять себя по-разному: например, сосна обыкновенная может формировать либо поверхностную корневую систему, либо хорошо развитую стержневую систему. В тоже время большинство разных видов имеют сходные черты строения (демонстрация рисунков: обитателей водной среды (виды рыб), червей – паразитов, хищников и т.д.). С чем это связано? Какой ещё критерий вы можете назвать?

фиксирует гипотезу 5

- Посмотрите на карту (демонстрация ареала распространения какого-либо вида), на что ещё обратим внимание?

фиксирует гипотезу 6

- Вы выдвинули 6 гипотез. Как их проверить? Где искать доказательства?

- Мы будем работать с текстами по группам. Каждая группа изучит текст про один из критериев и доложит всем.
- Какие же критерии необходимо использовать для определения видовой принадлежности?

- Опираясь на перечисленные критерии, сформулируйте определение понятия «вид».

молчат

- Да. Обратим внимание на внешнее строение (гипотеза 1)

- Нет. Мы же ошиблись.

молчат
- По ДНК! (гипотеза 2)

- Они питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются, у них происходит обмен веществ.

- Да, у особей одного вида сходные процессы жизнеде-ятельности. (гипотеза 3)
-Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

- Белки. У особей одного вида сходное строение белка (гипотеза 4)


- Это связано с условиями, в которых этот вид встречается, как питается (гипотеза 5)

- Территория. Область расселения (гипотеза 6)

- В учебнике, справочниках, интернете.

группы отчитываются и рядом с гипотезами вывешивают правильное название критериев

- Все, так как отдельные критерии у разных видов могут совпадать.

- Вид – совокупность особей, сходных по строению, физиолого-биохимическим функциям, занимающих определённый ареал, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, изолированных генетическим барьером изоляции.


ДОСКА тема
термины и

опорные слова

Критерии вида
морфологический: внешнее строение

генетический: ДНК

физиологический: процессы жизнедеятельности

биохимический: строение белка

экологический: условия обитания

географический: область расселения

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск