ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11класс
№
| ТЕМА УРОКА
| Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата
|
|
| По
прогр
| факт
|
| 1
| Возникновение и развитие эволюционных идей.
| УОНМ
| Ключевые понятия: эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны, эволюция. Факты:история эволюционных идей; господство идеалистических идей; критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками Законы: «упражнение и неупражнение органов» «наследование благоприятных признаков.
| Давать определения ключевым понятиям; называть ученных и их вклад в развитие биологической науки. Формулировать законы: «упражнение и неупражнение органов» «наследование благоприятных признаков.»Называть естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
| §41 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 2
| Ч.Дарвин и его теория происхождения видов.
| КУ
| Ключевые понятия: искусственный отбор, наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Факты: роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира. Процессы: искусственный и естественный отборы, Эмбриологические, палеонтологические, биохимические док-ва.
| Давать определения ключевым понятиям; Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Характеризовать сущность действия искусственного отбора. Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать выводы на основе сравнения.
| §42 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 3
| Док-ва эволюции.
| КУ
|
§43 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 4
| Вид. Критерии вида.
| КУ
| Ключевые понятия: вид, критерии вида, генофонд, популяция. Факты: вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.
| Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать критерии вида. Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев. Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.
| §44 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 5
| Обобщающий урок. по теме: «Развитие эволюционных идей».
| УОСЗ
| Тестовые задания.
|
|
|
|
| 6
| Роль изменчивости в эволюционном процессе.
| УОНМ
| Ключевые понятия: изменчивость , борьба за существование, естественный отбор, движущий отбор, стабилизирующий отбор.
Факты: Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Процессы: направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений
| Давать определения ключевым понятиям. Называть причину борьбы за существования. Характеризовать естественный отбор как результат борьбы за существование; формы естественного отбора. Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.
| §45 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 7
| Естественный отбор- направляющий фактор эволюции.
| КУ
| §46 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 8
| Формы естественного отбора в популяциях.
| КУ
| §4 7 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 9
| Дрейф генов- фактор эволюции.
| КУ
| Ключевые понятия: Наследственная изменчивость, мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. Факты: движущие силы эволюции , их влияние на генофонд популяции. Процессы, явления: эволюционные изменения в популяциях : мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть факторы эволюции. Характеризовать факторы эволюции. Объяснять причины изменяемости видов. Выделять изменчивость у особей одного вида.
| §48 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 10
| Изоляция – эволюционный фактор.
| КУ
| §49 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 11
| Приспособленность – результат деятельности факторов эволюции.
| КУ
| Ключевые понятия: Адаптации, их многообразие, виды адаптаций (морфологические, физиологические, поведенческие). Факты: приспособленность как соответствие строения и функционирования к конкретным условиям среды обитания, Адаптация как результат эволюции. Виды адаптаций. Процесс формирования приспособленности.
| Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать : приспособленность как закономерный результат эволюции; виды адаптаций. Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; механизм возникновения приспособлений; относительный характер приспособлений. Выявлять приспособленность организмов к среде обитания. Определять относительный характер приспособленности.
| §50 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 12
| Видообразование
| КУ
| Ключевые понятия: видообразование, географическое и экологическое видообразование, биологический прогресс и регресс, ароморфазы, идиоадаптация, дегенерация.
Факты: видообразование – результат эволюции. Процессы- видообразование
| Давать определения ключевым понятиям. Называть способы видообразования и приводить примеры.. Описывать механизмы путей видообразования
| §51 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| 13
| Основные направления эволюционного эволюционного процесса.
| КУ
| §52 Устно ответить на вопросы в конце §
|
|
|
|
| ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. 3ч.
| 14
| Развитие представлений о возникновении жизни.
| КУ
| Ключевые понятия: материализм, идеализм, креационизм. Факты: происхождение жизни на земле, вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Теории: самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия.
| Давать определения ключевым понятиям. Описывать и анализировать взгляды ученных на происхождение5 жизни. Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.
|
|
|
| §53,54 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 15
| Развитие жизни в криптозе, кайнозое.
| КУ
| Ключевые понятия: биологическая эволюция, зоны: криптозий, или докембрий; фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Факты: Развитие жизни в архее, протерозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.
| Давать определения ключевым понятиям. Выделять черты биологического прогресса и регресса живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.
|
|
|
| §55-59 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 16
| Многообразие органического мира. Классификация организмов.
| УОСЗ
|
|
|
| §60 ,61 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 4ч.
|
| 17
| Док-ва происхождения человека от животных.
| УОНМ
| Ключевые понятия: Антропогенез, атавизмы, рудименты. Факты: сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитающими ж-ми .Сравнительно-эмбриологические док-ва . Человек – биосоциальное существо.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть место человека в системе животного мира. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и др наук. Доказывать, что человек – биосоциальное существо.
|
|
|
| §62 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 18
| Эволюция человека.
| КУ
| Факты: естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники человека. Анатомо-физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза в длительной эволюции людей. Процессы: антропогенез.
| Называть: стадии эволюции человека; представителей каждой эволюционной стадии. Характеризовать: особенности представителей каждой стадии эволюции человека с биологических и социальных позиций, роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции людей.
|
|
|
| §63-66 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 19
| Человеческие расы.
| КУ
| Ключевые понятия: расы, нации, расизм. Факты: принадлежность всего человечества к одному виду_ Человек разумный.. Расы – крупные систематические подразделения внутри вида Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.
| Давать определения ключевым понятиям. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма. И социал – дарвинизма.
|
|
|
| Подготовить сообщения.
|
| 20
| Обобщающий урок по теме: «Происхождение человека».
| УОСЗМ
| Тестовые задания.
|
| ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. 7ч.
| 21
| Предмет экологии.
| УОНМ
| Ключевые понятия: экология, среда обитания, экосистема, экологические факторы, ограничивающий фактор, экологическая ниша, абиотические и биотические факторы; Хищничество, паразитизм, Конкуренция, симбиоз, Антропогенный фактор, биоценоз, биогеоценоз, биотоп, продуценты, консументы, редуценты., пищевые цепи, трофические уровни, экологическая пирамида. Объекты: экосистемы, биоценозы, трофическая структура биоценоза.Факты: пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот в-тв и превращение энергии в экосистемах. Структура экосистем. Видовое разнообразие. Экологическое нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
| Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать: трофическую структуру биоценоза; роль организмов; солнечный свет, как энергетический ресурс. Составлять схемы передачи вещ-ва и энергии. Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.
Объяснять: причину устойчивости экосистем; причины смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов. Выявлять изменения в экосистемах. Называть способы сохранения экосистем.
Характеризовать влияние человека на экосистемы. Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы свей местности и делать выводы на основе их сравнения.
|
|
|
| §67 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 22
| Взаимодействие популяций разных видов.
| КУ
|
|
|
| §68 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 23
| Сообщество. Экосистемы.
| КУ
|
|
|
| §69 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 24
| Поток энергии и цепи питания.
| КУ
|
|
|
| §70 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 25
| Свойства экосистемы.
| КУ
|
|
|
| §71, 72 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 26
| Агроценозы.
| КУ
|
|
|
| §73, 74 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 27
| Обобщающий урок по теме: «Основы экологии».
| УОСЗМ
| Тестовое задание.
|
| БИОСФЕРА. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА НА БИОСФЕРУ. 5ч.
| 28
| Состав и ф-ии биосферы.
| УОНМ
| Ключевые понятия: Биосфера, биогенное вещ-во, живое вещ-во,, кркговорот вещ-тв и элементов, ноосфера. Факты: последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог,озоновые дыры, перерасход воды просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем
| Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Находить и систематизировать информацию о последствиях деятельности людей на биосферу в целом. Анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на природу, собственной деятельности в окружающей среде. Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Находить и систематизировать информацию о различных источниках глобальных экологических проблемах и путях их решения.
|
|
|
| §75 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 29
| Круговорот химических веществ.
| КУ
|
|
|
| §76 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 30
| Биогеохимические процессы.
| КУ
|
|
|
| §77 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 31
| Влияние деятельности человека на биосферу.
| КУ
|
|
|
| §78,79 Устно ответить на вопросы в конце §
|
| 32
| Обобщающий урок по теме: «Биосфера».
| КЗУ
|
|
|
| Сообщения.
|
| 33
| Повторение пройденного материала.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 34
| Повторение пройденного материала.
|
|
|
|
|
|
|
|
| |