Скачать 166.66 Kb.
|
Урок для дистанционного изучения. Учитель Никандрова Н.Н. Школа №576 Василеостровского района. Тема: В И Р У С Ы. В И Р У С Ы ------ Ч Т О или К Т О это ? ЖИВОЕ или НЕЖИВОЕ ? Попробуем выяснить это вместе. Цель: Сформировать знания о вирусах: об особенностях строения и жизнедеятельности, отметить заболевания вызываемые вирусами, сообщить об опасности заражения вирусом СПИДа. Вы должны знать:
1. Немного истории Ох уж эти болезни: грипп, корь, гепатит, оспа. Какие неведомые микроорганизмы вызывают эти заболевания? Как их остановить? Этот вопрос стоял перед учёными с давних времён.
что даже невиден в микроскоп при самом большом увеличении. Это либо мельчайшая бактерия, либо ядовитые вещества, которые они выделяют. Но это оказалась не бактерия. Позже учёным удалось установить, что по химической структуре это нуклеопротеины (нуклеиновые кислоты и белки). Увидеть вирусы удалось в электронный микроскоп спустя 50 лет после их открытия. И именно вирус табачной мозаики был Растение, пораженное вирусом табачной сфотографирован первым. А дал название мозаики. «VIRUS» - яд – Луи Пастер. 2. Строение вируса
Структура вируса табачной мозаики, вирусная частица изображена частично... РНК Белковая оболочка (капсид)
Опишите строение вируса табачной мозаики. Группы вирусов по строению простые сложные состоят из нуклеиновой кислоты - состоят из нуклеиновой кислоты - ДНК или РНК и белковой оболочки ДНК или РНК, белковой оболочки, (капсида) могут содержать липопротеидную (вирус табачной мозаики) мембрану, углеводы и ферменты (вирус гриппа, герпеса) В состав вирусов входят двухцепочечные ДНК и одноцепочечные РНК, встречаются одноцепочечные ДНК и двухцепочечные РНК. Капсид защищает генетичесий материал вируса от действия ферментов и ультрафиолетового излучения. 3. Особенности жизнедеятельности вирусов Работа с текстом. Прочтите текст и заполните таблицу. Вирусы – это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют никаких свойств живого. Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ. Многие из них во внешней среде имеют форму кристаллов. Вирусы способны размножаться только в клетках других организмов. Проникнув в клетку, вирус изменяет в ней обмен веществ, направляя всю её деятельность на производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. Внутри клетки происходит самосборка вирусных частиц из синтезированных молекул нуклеиновой кислоты и белков. До момента гибели в клетке успевает синтезироваться огромное число вирусных частиц. В конечном итоге клетка гибнет, оболочка её лопается и вирусы выходят из клетки хозяина. Сравнение вирусов с живой и неживой природой
В последние годы обнаружен вирус ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита. При этом заболевании происходит повреждение системы клеточного иммунитета. Вирус, вызывающий СПИД , содержит 2 молекулы РНК. Он специфически связывается с клетками крови, поражая Т-лимфоциты. Вследствие этого снижается их функциональная активность. 5. Бактериофаги. Известны вирусы, которые поселяются в клетки бактерий. Они называются БАКТЕРИОФАГАМИ. Бактериофаги полностью разрушают бактериальные клетки. Поэтому их используют для лечения бактериальных заболеваний таких как дизентерия, брюшной тиф, холера. Строение бактериофага поселившегося в клетку кишечной палочки. Итак: вирусы – это неклеточные формы жизни, которые являются облигатными(обязательными) внутриклеточными паразитами. З А К Р Е П Л Е Н И Е И З У Ч Е Н О Г О М А Т Е Р И А Л А 1. Сравните вирусы с клеткой и ответьте на вопрос: в чём отличие вируса от клетки? 2. Выберите вариант правильного ответа: 1. Вирусами называют: 1. эукариоты 2. неклеточные формы жизни 3. прокариоты. 4. мельчайшие бактерии 2. Вирусы размножаются: 1. самостоятельно 2. только в бактериальной клетке 3. в клетке хозяина 4. не размножаются вовсе 3. В строение вирусов обязательно входит 1. ДНК, РНК 2. липиды 3. белки 4. углеводы 4. Бактериофагом называют: 1. Определённый вид вируса 2. Определённый вид бактерий 3. Вирусы, поселившиеся в клетку бактерий 4. Бактерию, поселившуюся в капсид вируса 5. Заболевание, вызываемое вирусом 1. Гепатит 2. Ангина 3. Дизентерия 4. Сколиоз 3. Вставьте пропущенные слова: Вирусы считают_________________ формами жизни. Они не потребляют _______________, не вырабатывают ________________________, не растут, у них нет _____________________________________. Поселившийся вирус в бактериальную клетку называют _____________________________________. Дополнительная литература для изучения данной темы.
Биологию и экологию» с 37-39. Пояснительная записка. Урок по теме «Вирусы» разработан как для учащихся 9 класса, так и для учащихся 11 класса с учётом самостоятельного изучения. Материал изучения отражает самые основные моменты открытия, строения, жизнедеятельности, размножения вирусов, строения бактериофага, перечислены заболевания передаваемые вирусами. Информация изложена простым доступным для учащихся языком. Информационный материал пересекается с предложением выполнить те или иные задания, а в конце материала проверить знания изученной темы. Для закрепления материала предложены задания разной формы: вопрос со свободным ответом, вопросы в форме теста и биологического диктанта. Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ Тема: вирусы 1. Задания части А, с выбором одного верного ответа. 1. Какой объект изображён на рисунке 1) вирус 2)бактерия 3)клетка гриба 4)органоид клетки 2. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки хозяина осуществляют 1) бактериофаги 2) хемотрофы 3) автотрофы 4) цианобактерии 3. Не имеют клеточного строения 1) синезелёные 2) вирусы 3) бактерии 4) простейшие 4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? 1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы 5. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, поэтому его относят к 1) паразитам 2) автотрофам 3) сапротрофам 4) хемотрофам 6.Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, нуклеотиды, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков – 1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы 7. Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как 1) разрушает клеточную оболочку 2) клетка теряет способность к редупликации 3) разрушает митохондрии в клетке хозяина 4) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка 8. К ДНК-содержащим вирусам относится возбудитель 1)гриппа 2)бешенства 3)полиомиелита 4)натуральной оспы 9. Наука, изучающая неклеточные формы жизни. 1) цитология 2) вирусология 3) паразитология 4) биология 10. Вирусы сходны с неживыми структурами тем, что: 1) способны размножаться 2) способны развиваться 3) обладают наследственностью и изменчивостью 4) не вырабатывают энергию Ответы к заданию части А. 1. Задания части А, с выбором одного верного ответа. 1. Какой объект изображён на рисунке 1) вирус 2)бактерия 3)клетка гриба 4)органоид клетки 2. Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки хозяина осуществляют 1) бактериофаги 2) хемотрофы 3) автотрофы 4) цианобактерии 3. Не имеют клеточного строения 1) синезелёные 2) вирусы 3) бактерии 4) простейшие 4. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? 1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы 5. Попав в клетку живого организма, вирус изменяет её обмен веществ, поэтому его относят к 1) паразитам 2) автотрофам 3) сапротрофам 4) хемотрофам 6.Функционируют только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, нуклеотиды, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков – 1) вирусы 2) бактерии 3) лишайники 4) грибы 7. Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как 1) разрушает клеточную оболочку 2) клетка теряет способность к редупликации 3) разрушает митохондрии в клетке хозяина 4) его ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка 8. К ДНК-содержащим вирусам относится возбудитель 1)гриппа 2)бешенства 3)полиомиелита 4)натуральной оспы 9. Наука, изучающая неклеточные формы жизни. 1) цитология 2) вирусология 3) паразитология 4) биология 10. Вирусы сходны с неживыми структурами тем, что: 1) способны размножаться 2) способны развиваться 3) обладают наследственностью и изменчивостью 4) не вырабатывают энергию Задания части В. Задания с выбором нескольких верных ответов. 1. Вирусы – это формы жизни, которые:
2. Вирусы сходны с живыми организмами тем, что: 1. Не способны расти 2. Способны размножаться в клетке хозяина 3. Образуют кристаллическую форму существования 4. Обладают наследственностью и изменчивостью 5. Не способны расти 6. Синтезируют свои белки. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина. А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки. Б) проникновение ДНК вируса в клетку В) синтез вирусных белков Г) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина Д) формирование новых вирусов Задание на установление соответствия Установите соответствие между строением и функцией форм жизни и их представителей Строение и функции форм жизни формы жизни А) могут функционировать, только попав 1. Бактерии в клетку организма 2. Вирусы Б) встраивают своё ДНК в ДНК клетки хозяина В) являются прокариотами Г) имеют рибосомы Д) генетический материал окружён капсидом Е) вызывают заболевание туберкулёз
Ответы к заданиям части В. Задания с выбором нескольких верных ответов. Вирусы – это формы жизни, которые:
2. Вирусы сходны с живыми организмами тем, что: 1. Не способны расти 2. Способны размножаться в клетке хозяина 3. Образуют кристаллическую форму существования 4. Обладают наследственностью и изменчивостью 5. Не способны расти 6. Синтезируют свои белки. Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина. А) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки. Б) проникновение ДНК вируса в клетку В) синтез вирусных белков Г) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки хозяина Д) формирование новых вирусов
Задание на установление соответствия Установите соответствие между строением и функцией форм жизни и их представителей Строение и функции форм жизни формы жизни А) могут функционировать, только попав 1. Бактерии в клетку организма 2. Вирусы Б) встраивают свою ДНК в ДНК клетки хозяина В) являются прокариотами Г) имеют рибосомы Д) генетический материал окружён капсидом Е) вызывают заболевание туберкулёз
Задания части С со свободным развёрнутым ответом. Задания со свободным ответом, контролирующие умения работать с текстом. 1. Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
Ответы к заданиям части С. Задания со свободным ответом, контролирующие умения работать с текстом. 1. Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
3. Почему вирусы относят к внутриклеточным паразитам
|