Скачать 41.14 Kb.
|
Эссе на тему: «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеклассной работе как условие реализации творческих способностей обучающихся» Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. За годы работы в школе я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Ведущей педагогической технологией я выбрала технологию «Исследовательская деятельность учащихся» (автор А. В. Леонтович). Актуальность использования исследовательской деятельности очевиднав условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения. Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что на сегодняшний день организация исследовательской деятельности школьников не получила широкого распространения в педагогической практике. Для повышения методологического компонента прошла курсы по теме: «Введение в исследовательскую деятельность», освоила методику дистанционного обучения детей на сайте www.krasnou.ru , сама дистанционно обучаюсь как педагог на курсах http://edu.1september.ru/distance. Изучение работ А.В. Леонтовича, И.С. Якиманской и другие перечисленные мероприятия по самообразованию послужили теоретической основой применения мною исследовательской технологии в обучении. Данную педагогическую технологию внедряю через реализацию своей методической темы как на уроках, так и во внеклассной работе. Целью работы над данной методической темой является формирование у школьников исследовательского мышленияи специальных умений. Для реализации данной цели использую следующие организационные формы: 1 уровень реализую через урок 2 уровень реализую через элективные курсы предпрофильной подготовки, кружок «Юный исследователь» 3 уровень через индивидуальную работу в рамках ШНОУ «Новое поколение» Урок – начальный этап в развитии исследовательских умений и навыков. Ведущими на уроке выступают эвристический и исследовательский методы, а также общедидактические приемы. Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу название основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю готовый алгоритм исследовательской работы. Веду учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод. Использую вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное? На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах). Например, в 10 классе по теме «Вирусы» предлагаю следующие мини – исследования: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка», «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции», «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно". На элективных курсах происходит погружение в мир исследования. Учащиеся работают над собственными темами учебного исследования. Занятия элективных курсов позволяют выявить ребят, наиболее успешно овладевающих исследовательскими умениями.На занятиях элективных курсов развиваю высокую степень самостоятельности в выполнении проектов исследовательской направленности, в ходе которой учащиеся проходят все этапы исследования и представляют результаты своих работ на практических конференциях. На третьем этапе происходит переход от учебного к научному исследованию и идет работа в системе «Ученик – учитель – ученый». Через индивидуальную работу привлекаю одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлекаю их в исследовательскую деятельность в области биологии и экологии, работая в содружестве с педагогами КГБОУ ДОД ККДПиШ( приложение 1). Тематика исследований разнообразна. Главное, чтобы она соответствовала интересам ученика, его возрастным, интеллектуальным и индивидуальным возможностям. Темы исследовательских работ учащихся: «Изучение влияния газированных напитков на здоровье школьников», « Изучение условий развития плесневых грибов», « Антропометрия или как узнать свой окончательный рост», «Морфофункциональные изменения, происходящие в организме под влиянием занятий лыжным спортом» и т.д. Для наблюдений и исследований отбираю такие объекты и явления, которые ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступные для систематических наблюдений; могут быть использованы для формирования и развития логического мышления, познавательных интересов, совершенствования умений и навыков. Например, « Изучение экологической ситуации с. Ирбейского и ее влияние на здоровье школьников», «Определение степени общей токсичности снега и почвы в различных участках села Ирбейского», « Изучение экологических факторов родного села». Учащиеся, ведущие исследовательскую деятельность, руководителями работ которых я являюсь, становятся победителями, призерами и лауреатами конференций различного уровня, что свидетельствует о результативности данного педагогического опыта (приложение 2). Уровень новизны опыта состоит в показе того, что исследовательская деятельность в современных условиях приобретает новые черты – дистанционное обучение, которое дает возможность детям работать с учеными как с научными руководителями, системность обучения позволяет выполнять исследование постепенно, последовательно, выверено. Рекомендации, описании в опыте, могут использоваться на уроках и внеурочной деятельности учителями других дисциплин. Поэтому рискую предложить этот метод всем желающим, начинающим педагогам при переходе на новые федеральные образовательные стандарты. |