Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 144.05 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер144.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок


Урок биологии в 8 классе по теме « Витамины»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии педагогических мастерских.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики

  • Развивающие: продолжить формирование общеучебных, интеллектуальных и информационных компетентностей учащихся

  • Воспитательные: воспитание ценностного отношения к здоровью человека.

Тип урока – изучение нового материала

Ведущие методы: частично-поисковый и проблемный

Ход занятия

А. Организационный момент

Б. Актуализация опорных знаний (для ответа детям раздаются карточки с заданиями)

Слайд. Карточки с заданиями

1.Дать определение понятия обмена веществ. Какова его роль в организме?

2.Используя схему, рассказать об обмене белков, жиров, углеводов

3.Используя схему, объясните: белую мышь кормили только белками и не давали ей углеводов, но после её смерти в печени у мыши обнаружили животный крахмал – гликоген. Почему?

В. Информационный запрос. Слайд. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам запас провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было изумление, когда встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоровляющий». А от гибели моряков спасли фрукты, в изобилии содержащие…….что?

Слайд. Портрет Н.И.Лунина. Сообщение ученика о работах и выводах Н.И.Лунина Слайд. «Vita» - жизнь, «amin» - содержащий азот

Предлагает ребятам сформулировать тему урока.

Слайд. ВИТАМИНЫ Вопрос учащимся: Какие вопросы возникают по теме витамины? Выслушивает учащихся. Во время беседы направляет их на вопросы: Какие бывают витамины? Какие заболевания вызывает недостаток витаминов? Какие продукты содержат витамины? Как сохранить витамины в продуктах питания? На их основе формулирует «информационный запрос» учеников на данное занятие.

Г. Изучение нового материала. Слайд. Определение витаминов: «Витамины – это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для нормального протекания биохимических реакций в организме». Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Известно 13 незаменимых витаминов. Витамины обозначают заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д. Организм человека может самостоятельно синтезировать только витамин D, а все остальные должны поступать в организм с пищей.

Классификация витаминов основана на растворимости их в воде и жирах.

Слайд.



Жирорастворимые витамины – A, D, E и К – попадают в организм с жирами пищи. Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.

К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В).

Избытка водорастворимых витаминов практически не бывает, так как в организме они быстро разрушаются и выводятся вместе с мочой. Избыток жирорастворимых витаминов может привести к ослаблению (блокированию) действия других витаминов, а иногда и к серьезным отравлениям.

Ученики получили опережающее задание: в любой форме провести презентацию витамина. Давайте познакомимся с витаминами поближе. В ходе работы вам необходимо заполнить таблицу:

Слайд.

наименование витамина, суточная потребность

Болезнь авитаминоза

в каких продуктах содержится

на какие процессы влияет

А




 

 

В1




 

 

С




 

 

Д




 

 

В2










В6










В12










Е









Слайд. ВИТАМИН А (ретинол)


Реклама. Вас беспокоит маленький рост? Вы часто болеете и плохо видите в сумерках?

РЕТИНОЛ – вот решение ваших проблем. Всего 0,9 мг и Вы абсолютно здоровый человек.

Я не знаю, что делать, у меня сухие, ломкие волосы, перхоть. Я устала быть белой вороной. Ни один шампунь не помогает.

– Тебе поможет (убирает шампунь и ставит корзину) витамин А. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов. -Источником витамина А служат животные продукты: сливочное масло, рыбий жир, печень, яйца, молоко. Растительные продукты содержат провитамины А, или каротины, из которых в организме (в тонком кишечнике, печени) образуется витамин А. Каротины содержатся в растительных продуктах, имеющих красный цвет: моркови, помидорах, шиповнике, апельсинах.

Слайд. ВИТАМИН С «Повелители мира» – древнеримские легионы – неудержимо двигались на север. Они перешли Рейн и надолго там задержались. Через некоторое время среди воинов возникло тяжелое заболевание, симптомы которого, судя по описанию историка Плиния, напоминали клинические признаки цинги. Позже, в средние века, при длительной осаде крепостей как в рядах осажденных, так и в рядах наступающих войск часто возникали эпидемии необычного для мирного времени заболевания. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни».


Среди мореплавателей цинга была настоящим бичом. За время существования парусного флота от цинги погибло больше моряков, чем во всех морских сражениях того времени. В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519–1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., героя-полярника Г.Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.

Витамин С. Природным концентратом витамина С является шиповник. Много аскорбиновой кислоты содержится также в черной смородине, квашеной капусте, картофеле, зеленом луке, землянике, щавеле и других продуктах растительного происхождения.

Учитель Победителей Олимпийских игр в Древней Греции увенчивали венками из зеленой петрушки. Уже тогда люди употребляли ее сок для быстрого восстановления сил – не случайно его ценили чуть ли не на вес золота. Сок петрушки содержит много витаминов А и С, поэтому его часто употребляют вместе с морковным соком (1:3), когда нужно быстро восстановить зрение, пониженное при напряженной работе глаз. Сок петрушки улучшает дыхание, сердечную деятельность, его можно использовать для поднятия тонуса, а также при больших нагрузках.

Слайд. ВИТАМИНЫ В


Витамины группы В
Пели дружно на трубе:
«А» упала, «И» пропала,
Кто остался на трубе?
Витамины группы В.

Витамин В2

Я – рибофлавин,
Вкусный витамин.
Сыр, яйцо и молоко
Зренье будет ого-го.

Регулирует окислительно-восстановительные реакции в тканях, участвует в обмене жиров, белков, углеводов. Содержится в молоке, яичном желтке, мясе, грибах.

Витамин В3.

Я – ниацин,
Грозный витамин!
Ешьте овощи, злаки и мясо,
И не бойтесь пеллагры напрасно!

Витамин В5.

Я – пантотеновая кислота,
Вхожу в состав
кофермента А.
Пейте меня, дети,
Не будете болеть вы!

Витамин В6.

Я – пиридоксин,
Славный витамин!
Я белкам помогаю
В работу включаться,
Я и детям, и взрослым
Необходим.

Участвует в составе ферментов, в обмене аминокислот, жиров, в процессах кроветворения. Богаты витамином В6 печень, дрожжи, говядина, яйца, творог, капуста, рис, гречневая крупа, бананы.

Необходим для нормального кроветворения, созревания эритроцитов, участвует в свертывании крови. Этот витамин содержится только в продуктах животного происхождения: печени, мясе, яйцах, рыбе, дрожжах, молоке, особенно кислом.

Слайд. ВИТАМИН Д


Учитель. На прием к врачу пришла молодая женщина. Послушаем её историю.

Женщина. Здравствуйте, доктор, моему ребенку 4 года. Мне кажется, что он тяжело болен. Он стал раздражительным, беспокойным, боязливым, часто плачет и плохо спит. На его коже развиваются опрелости, потница и гнойнички. Волосы редкие, сухие и ломкие.

Врач. А почему вы его не привели?

Женщина. Да, боюсь я. Мне кажется, что кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Суставы малоподвижны. Большой живот.

Врач. Все ясно, у вашего ребенка проблема, связанная с дефицитом кальциферола (витамина Д). Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин D играет в растущем организме. Дефицит витамина D приводит к рахиту. Послушайте.

Первый ученик. Врачи долго и настойчиво искали средства для борьбы с рахитом. Таким средством оказался рыбий жир, который раньше употребляли для смазывания сапог. Но многие врачи не верили в чудодейственную силу рыбьего жира, к тому же, тогда он был дефицитом. Шли годы, а болезнь продолжала поражать тысячи детей. В 1919 г. появилось сенсационное сообщение немецкого исследователя Гульдшинского, который добился полного излечения детей, страдающих рахитом, с помощью облучения их ультрафиолетовым светом. Потребовалось еще много усилий ученых разных специальностей, пока удалось получить химически чистое вещество с высокой антирахитической активностью.

Женщина. А что же мне делать? Врач

Дети, пейте рыбий жир,
Всех лекарств полезней.
Он поможет избежать
Целый ряд болезней:
Ножки у крошек
Не будут кривыми,
У девочек-подростков
Осанка будет стройной,
А у взрослых кости
Будут очень крепкими
И остеомаляции
Нечего бояться им!

Женщина. У меня есть рыбий жир. Я теперь восполню недостаток этого витамина. 2-3 чайные в день ложки рыбьего жира не повредят.

Врач. Что вы, жирорастворимые витамины в организме могут накапливаться, поэтому и требуется их не так много. Дети и взрослые витамин D получают в основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле.

Витамин D может синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце.

Слайд. Итак, мы познакомились с витаминами А В С Д. При кулинарной обработке пищи часто разрушаются находящиеся в ней витамины. Как же сохранить в ней возможно больше этих жизненно необходимых веществ.

Правила сохранения витаминов (сообщение)

Слайд. Закрепление




  1. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина.

  2. Процесс, на который оказывает влияние витамин «А».

  3. Группа витаминов, к которым относятся витамины В1, В6, С.

  4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина D.

  5. Цитрусовое растение, плоды которого моряки брали в плавание для восполнения витамина С.

  6. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина В1.

  7. Заболевание, при котором воспаляются и кровоточат десны, выпадают зубы, снижается устойчивость организма человека к инфекциям и факторам окружающей среды.

  8. Биологически активные вещества, в состав молекул которых могут входить витамины.

Слайд. Подведение итогов урока


  1. Какого витамина много в рыбьем жире? (D)

  2. При отсутствии какого витамина возникает цинга? (С)

  3. Недостаток какого витамина вызывает куриную слепоту? (А)

  4. Недостаток какого витамина вызывает сухость кожи? (Е)

  5. Какой витамин необходим для свертывания крови? (К)

  6. Недостаток какого витамина вызывает заболевание бери-бери? (В)

  7. Какой авитаминоз чаще других возникал у мореплавателей? (С)

  8. При недостатке какого витамина развивается рахит? (D)

  9. Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин ... (А)

  10. Какой витамин разрушает табачный дым? (С)

Знаете ли вы, что:

  • аллергические реакции могут быть связаны с гиповитаминозом группы В;

  • табачный дым разрушает витамин С;

  • гипотония мышц может быть вызвана недостатком витамина D;

  • ячмени на глазах могут появляться при недостатке витамина А;

  • дефицит витамина Е приводит к появлению морщин;

  • экзема может быть связана с дефицитом витаминов группы В;

  • в мозге больше всего витамина С содержится в гипоталамусе;

  • витамины группы В и витамин Е участвуют в поддержании иммунной системы и поэтому могут замедлять процесс старения.

Домашнее задание Игра «Витаминное домино»

Этапы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию.

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии.

Актуализация опорных знаний (для ответа детям раздаются карточки с заданиями)

Слайд. Карточки с заданиями

1.Дать определение понятия обмена веществ. Какова его роль в организме?

2.Используя схему, рассказать об обмене белков, жиров, углеводов

3.Используя схему, объясните: белую мышь кормили только белками и не давали ей углеводов, но после её смерти в печени у мыши обнаружили животный крахмал – гликоген. Почему?


Используя карточки с заданиями, отвечают

2. Индукция (информационный запрос).

1.Вступительное слово учителя.

Слайд. Портрет Н.И.Лунина

Слайд. «Vita» - жизнь,

«amin» - содержащий азот

2. Предлагает ребятам сформулировать тему урока.

 

Слайд. ВИТАМИНЫ

3. Вопрос учащимся: Какие вопросы возникают по теме витамины?

Выслушивает учащихся. Во время беседы направляет их на вопросы: Какие бывают витамины? Какие заболевания вызывает недостаток витаминов? Какие продукты содержат витамины? Как сохранить витамины в продуктах питания? На их основе формулирует «информационный запрос» учеников на данное занятие.

 

 

Сообщение ученика о работах и выводах Н.И.Лунина

Делают предположения.  

Определяют тему урока.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

Беседуют с учителем.

 

 

3. Изучение нового материала и  закрепление.

  

А. Деконструкция

 

 

 

 

Б. Реконструкция (создание своего текста по теме).

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Работа в малых группах выливается в представлении всем окончательного результата своего труда).

 

 

 

Г.  Афиширование

Д. Рефлексия

 Дает понятие о витаминах. Раскрывает их значение. Дает классификацию витаминов

Слайд. Классификация витаминов

 

 

Предлагает учащимся сделать сообщение о витаминах (творческие задания они получили заранее) 

Слайды. Витамины А, С, Д, В

Предлагает обсудить результаты работы в группах и подготовиться к защите.

Обеспечивает связь с врачом общей практике по скайпу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает представителю третьей группы группе выступить с результатами своей работы.

Обращает внимание на составленный ранее опорный конспект. Просит дополнить его.

Предлагает представителю четвертой группы выступить с результатами своей работы.

 

 

 

Предлагает высказать своё мнение о работе, своём состоянии, ощущениях. Подводит итог урока.

Озвучивает домашнее задание.

 

 

 

Один ученик делает сообщение, остальные составляют опорный конспект

Какие заболевания возникают при недостатке витаминов?

Обеспечивают ли продукты питания полностью потребность в витаминах?

Можно ли употреблять синтетические витамины в неограниченном количестве?

В какие периоды жизни наиболее опасен гиповитаминоз?

Принимают участие в обсуждении.

Представитель четвертой группы демонстрирует всем составленный текст. Он проецируется на экран. Учащиеся решают его.

 

 

Высказывают  своё мнение о работе, своём состоянии, ощущениях.

Использованные ресурсы:

http://86sch-mortka.edusite.ru/p107aa1.html

http://gymn15-i-zdorov.ucoz.ru/load/multimedia_prezentacija_po_teme_vitaminy/1-1-0-1

http://narod.ru/disk/24293320000/vitamini_ABCD.rar.html

http://festival.1september.ru/articles/313322/


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск