УРОК-ЛЕКЦИЯ по теме «ВИТАМИНЫ»
Цели и задачи урока: дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах и гиповитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
Изучаемые вопросы: понятие о витаминах, авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах. Классификация витаминов: водорастворимые и жирорастворимые витамины. Важнейшие представители. Роль витаминов для человека и животных.
Ключевые слова: витамин, водорастворимые и жирорастворимые витамины, авитаминоз, гиповитаминоз.
Оборудование: коллекция витаминных препаратов, поливитамины, мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Витамины».
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала.
2.1.Введение.
На экране слайд 1,2,3 с названием темы урока, целями и задачами урока и ключевыми слоями.
2.2.История открытия витаминов.
С древнейших времен люди обнаружили, что в растительной и животной пище содержатся вещества, которые порой волшебным образом избавляют человека от какого-либо недуга. Секреты целебных свойств этих веществ стали частью многовекового человеческого опыта и передавались из поколения в поколение.
Уже в Древнем Китае (3500 тысячи лет назад) людей, которые плохо видели в сумерках лечили печенью животных. А морякам во время дальних путешествий обязательно добавляли в пищу зеленую хвою и капусту, чтобы у мореплавателей не кровоточили десны и не выпадали зубы. Эти целебные вещества назвали витаминами.
Начало изучения витаминов (слайд 4) было положено русским врачом Н.И. Луниным, который еще в 1888 году установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит к гибели организма.
В 1912 году польский врач биохимик К.Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей. Открытое им вещество Функ назвал витамином.
В наши дни витамины принято обозначать их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота – соответственно А1, В1, С, привычные нам буквенные обозначения, это дань традициям.
Витамины – необходимые для жизнедеятельности человека низкомолекулярные органические вещества различной химической природы (слайд 6).
2.3.Классификация витаминов.
Важнейшим признаком классификации витаминов является способность витаминов растворяться в воде и жирах. По этому признаку различают два класса витаминов: водорастворимые и жирорастворимые.
2.4.Примеры водорастворимых витаминов (слайды 7-14).
2.5.Примеры жирорастворимых витаминов (слайды 15-18).
2.6.Виды витаминной недостаточности (слайды 19-21).
Полное отсутствие в организме витамина служит причиной тяжелого заболевания организма – авитаминоза (цинга, рахит, куриная слепота, пеллагра, бери-бери).
Чаще встречаются случаи частичной недостаточности витаминов – гиповитаминоз. Они проявляются легким недомоганием, утомляемостью, раздражительностью и другими признаками.
Для организма вреден и избыток витаминов (слайд 20). При избыточном потреблении витаминов развивается интоксикация организма (отравление), получившее название гипервитаминоз. Более токсичным действием обладают жирорастворимые витамины.
3.Выводы.
Витамины – группа низкомолекулярных органических соединений простого строения и разнообразной химической природы.
Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, протекающих в организме.
Они не являются поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения.
Избыток или недостаток витаминов вызывает заболевания организма.
4.Домашнее задание. |