Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 157.04 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.03.2014
Размер157.04 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Приложение 3
Описание конкурсных материалов


Автор (ФИО, ОУ, должность)

Покопцева Елена Петровна, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением татарского языка Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, учитель биологии

Название

Естествознание

Форма

(презентация, тест и т.п.) презентация, тест

Учебный предмет, класс

Биология, 8 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел : Обмен веществ и энергии. Витамины.

Тема «Витамины. Чудесные вещества».

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft Offis Power Point 2007, Microsoft Office Word 2007

Цели, задачи дидактического материала

Сформировать знания о витаминах.

Выявить влияние витаминов на организм человека.

Выявить наличие витамина "С" в соках и свежих фруктах.

Исследовать факторы, разрушающие витамин "С".

Разъяснить при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом.

Методические задачи:

Формировать практические навыки лабораторных исследований.

Учить детей ставить цели исследований.

Развивать умения по анализу и синтезу материала.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

1.Заполните таблицу:

витамины

Продукты, содержащие витамины

Заболевания, вызванные недостатком витаминов



















2.ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

"Определение витамина С в некоторых продуктах".

Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер.

Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился - то

аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало.

Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным

соком.

Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком. Сделайте вывод.

3.Какие витамины содержатся в данных продуктах (мультимедийное учебное издание Биология 4 часть, ООО Дрофа 2008г.)
4.Тест (мультимедийное учебное издание Биология 4 часть, ООО Дрофа 2008г.)
Вопрос №1

Выберите три правильных ответа.
Энергию, необходимую для осуществления жизненных процессов, организм получает из продуктов питания, а именно:







Начало формы

из органических веществ животного происхождения;
из органических веществ растительного происхождения;
из органических веществ грибов;
из воды;
из минеральных солей.

Конец формы

Вопрос №2




Выберите три правильных ответа.
Заболевания, вызванные отсутствием необходимого витамина, — это:







Начало формы

чума;
бери-бери;
рахит;
холера;
цинга.

Конец формы




Вопрос №3




Выберите три правильных ответа.
Витамин РР:







Начало формы

необходим для протекания в организме окислительно-восстановительных процессов;
участвует в процессе обмена кальция и фосфора;
без него нарушается процесс образования гормонов надпочечников;
его отсутствие приводит к "куриной слепоте" (человек плохо видит в сумерках);
его недостаток в организме вызывает заболевание кожи — на ней появляются язвочки.Конец формы

Вопрос №4




Верно ли утверждение?
Обмен веществ между организмом и окружающей средой — обязательное условие для сохранения жизни.







Начало формы

Да;
нет.

Конец формы




Вопрос №5




Верно ли утверждение?
Полное обновление крови в организме человека происходит в среднем один раз за три года.







Начало формы

Да;
нет.Конец формы

Вопрос №6




Верно ли утверждение?
За сутки в клетках организма взрослого человека окислению с выделением энергии в среднем подвергается до 150—200 г жира.







Начало формы

Да;
нет.

Конец формы




Вопрос №7




Верно ли утверждение?
Доставка к клеткам кислорода, необходимого для окисления органического вещества с целью получения энергии, обеспечивается лимфатической системой.







Начало формы

Да;
нет.

Конец формы

Вопрос №8




Верно ли утверждение?
Процессы пластического и энергетического обмена тесно взаимосвязаны и происходят одновременно.







Начало формы

Да;
нет.

Конец формы




Вопрос №9




Выберите три правильных ответа.
Удаление воды из организма во внешнюю среду осуществляется через:







Начало формы

легкие и кожу;
кожу и пищеварительную систему;
пищеварительную и выделительную системы;
кровеносную и лимфатическую системы;
лимфатическую систему и железы внутренней секреции.

Конец формы

Вопрос №10




Выберите три правильных ответа.
В организме человека за сутки в среднем расщепляется:







Начало формы

125 г белков;
250 г белков;
150 г жиров;
70 г жиров;
450 г углеводов.

Конец формы




Вопрос №11




Выберите три правильных ответа.
Потребность в витаминах у человека увеличивается:







Начало формы

при небольших физических нагрузках;
при тяжелых физических нагрузках;
при инфекционных заболеваниях;
в период беременности и кормления ребенка грудью;
при отсутствии инфекционных заболеваний.

Конец формы



5.Решение биологических задач:

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной? (Витамин А)

  1. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои? (Витамин С)

  2. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной?

(Витамин А)

  1. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту? (Витамин С)

  2. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника - снижается свертываемость крови. Почему? (Витамин К)



Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

мультимедийное учебное издание Биология 4 часть , 5-9 класс, ООО Дрофа 2008г.


Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

. http://www.vitamini.ru/encyclopedia/info.aspx?id=13, Анатомия, физиология и гигиена человека автор Л.А.Панфилова, Москва,1999г.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

I. Организационный момент.

Слайд

На доске запись темы - "ВИТАМИНЫ. ЧУДЕСНЫЕ ВЕЩЕСТВА".

II. Актуализация полученных знаний.

Учитель: Ребята?! Что необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности?

Ученики: (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, кислород)

Учитель: А только ли это?

Слайд.

В 1880 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин отечественный педиатр, автор эксперимента о веществах, названных впоследствии "витаминами". В 1880 г. защитил докторскую диссертацию на тему "О значении неорганических солей в питании животных". Разработал оригинальную методику исследований потребностей организма в пище. Ему принадлежит более 40 научных работ по вопросам детских болезней.

Н. И. Лунин проводил свои опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище. Эта пища состояла из смеси очищенного казеина(белок молока) , жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части молока; между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали поедать даваемый им корм, наконец, погибали. В то же время контрольная партия мышей, получившая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н. И. Лунин в 1880 г. пришел к следующему заключению: "... если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке, помимо казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания".

Таким образом, возник вопрос: "Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?

Ученики: Это витамины!

III. Изучение нового материала.

Учитель: Тема нашего урока - Витамины. Чудесные вещества. слайд

Учитель (совместная постановка целей урока)

Слайд

Цель урока: Сформировать знания о витаминах.

Выявить наличие витамина "С" в соках и свежих фруктах.

Выявить влияние витаминов на организм человека.

Исследовать факторы, разрушающие витамин "С".

Разъяснить при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом.

Учитель: Ребята, а как были открыты витамины?

Сообщение учащегося: В 1911 г. польский ученый Функ Функ Казимеж польский биохимик. Окончил Бернский университет (доктор философии, 1904). Основные труды по биохимии питания, витаминологии, химии гормонов. В 1912 выделил первый витаминный препарат и ввёл термин «витамин».

(слайд)

Получил из отрубей риса кристаллы, раствор которых при введении больному бери-бери приводил к его быстрому выздоровлению. Функ назвал это вещество "Витамин", от латинского слова "Вита" - жизнь, «амин» - содержащий азот.

слайд

Учитель: В природе существует более 20 витаминов. Они систематизированы. Им даны буквенные обозначения: А, РР, В1, В2, В6, С, D и т. д. Каждый витамин участвует в определенных процессах в организме. Ученые выяснили, что их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они должны поступать в организм постоянно (из продуктов питания, т.к. практически не образуется в организме). Теперь запишем в тетради.

Витамины - это органические вещества, которые требуются в очень малых количествах для протекания биохимических процессов в организме. Они должны поступать постоянно, слайд Витамины:

Водорастворимые - С, Р, РР, Н, группы В. Жирорастворимые - A, D, Е, К. слайд

Авитаминоз - недостаток витаминов в организме. Гипервитаминоз - излишек витаминов в организме.

Учитель : Чтобы более подробно познакомиться со значением важнейших витаминов для организма человека, вашему вниманию предлагаем «Кладовую витаминов»

Класс делится на группы

Учитель просит учащихся начертить в тетради таблицу, которую будут заполнять по ходу работы.


витамины

Продукты, содержащие витамины

Заболевания, вызванные недостатком витаминов











Послушаем сообщения от каждой группы о влиянии некоторых витаминов на здоровье.

Ученик: Витамин С ( Аскорбиновая кислота). Впервые выделен в 1923-1927 гг. Зильва (S.S. Zilva) из лимонного сока. Витамин С - мощный антиоксидант. Он играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов, участвует в синтезе коллагена и проколлагена, обмене фолиевой кислоты и железа, а также синтезе стероидных гормонов и катехоламинов. Аскорбиновая кислота также регулирует свертываемость крови, нормализует проницаемость капилляров, необходима для кроветворения, оказывает противовоспалительное и потивоаллергическое действие. Цинга - болезнь, вызванная недостатком витамина С. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной. Результат оказался благотворным. Сейчас известно, что 100 грамм игл туи содержат 50 мг витамина С. В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Был проведен эксперимент, в результате которого выяснили, что люди получавшие лимоны цингой не заболели. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Учитель делает вывод, слайд

Ученик: Витамин Д участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Недостаток вызывает болезнь рахит -искривление костей, слабость мышц. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Учитель делает вывод, слайд

Ученик: Впервые витамин А (ретинол) был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды. Каротиноиды содержатся в растениях (абрикос , морковь, хурма), некоторых грибах и водорослях и при попадании в организм способны превращаться в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А содержится в животной пище - масло, сметана, творог, молоко, рыбий жир.

Учитель делает вывод, слайд.

Ученик: Витамин К необходим для нормальной свертываемости крови, им богаты капуста, тыква, свекла, печень.

Витамин Е влияет на функции эндокринной системы, содержится в кукурузном и подсолнечном масле.

Витамин В1 регулирует функции сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной. Его много содержится в мясе, печени, горохе, фасоли.

Витамин В2 улучшает зрение, влияет на состояние нервной системы, слизистой оболочки. Его много в рыбе, мясе, яйцах, слайд

Учитель делает вывод.

Работа в парах: обмен тетрадей и проверка таблиц.

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование: Определим наличие витамина С в некоторых продуктах.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке, слайд

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.

"Определение витамина С в некоторых продуктах".

Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер.

Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился - то

аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало.

Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным

соком.

Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы: Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах. Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

Учитель: Рассмотрим таблицу сохранности витаминов в продуктах в процессе хранения. Какой вывод можно сделать из этой таблицы? слайд Ученики: Вывод - количество витаминов уменьшается.

Учитель: Действительно, количество витаминов с течением времени уменьшается. Например: в 100 г. молодого картофеля содержится 20 мг витамина С , а через 3-4 месяца всего 10 мг. Очень много витаминов исчезает при термообработке. Даже при правильной варке овощей (их нужно закладывать уже в кипящую воду и варить в "мундире") разрушается до 60 % витаминов. Так что специалисты советуют, помимо хорошо "витаминизированного" питания, принимать в осенне-зимний период еще и поливитамины. Слайд. Их разделяют на профилактические - до 50 % суточной дозы (остальное с пищей) и лечебные - 100 % суточной дозы. Многие витаминные комплекс содержат также микроэлементы и минеральные соли необходимые для лучшей усвояемости витаминов. Современные витаминные препараты

содержат также экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки и различные ферменты.

Учитель: Что мешает усвоению витаминов: (учащиеся выдают свои собственные мнения)

Учитель слайд.

Алкоголь - Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний...

Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.

Кофеин - Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка...

Аспирин - Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

Антибиотики - Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний. Снотворные средства - Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

IV. Закрепление пройденного материала.

  1. Какие витамины содержатся в данных продуктах (мультимедийное учебное издание Биология 4 часть, ООО Дрофа 2008г.)

  2. 2. Тест. (мультимедийное учебное издание Биология 4 часть, ООО Дрофа 2008г.)

3. Решение биологических задач:

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной? (Витамин А)

  1. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои? (Витамин С)

  2. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной?

(Витамин А)

  1. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту? (Витамин С)

  2. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника - снижается свертываемость крови. Почему? (Витамин К)

Выводы (обсуждение)

Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы дружите с витаминами, ешьте побольше фруктов, овощей и ягод.

V. Рефлексия.

Тема

Аспект

Вопросы

Ответы

Витамины.

Чудесные

вещества.

«Я»

Комфортно ли ты себя чувствовал на уроке? Почему ?




«Мы»

Как ты оцениваешь работу в группах? Помогали ли тебе? Было ли

взаимодействие?




«Дело»

Доволен ли ты результатом? Чему научился, что узнал? С какими трудностями ты столкнулся, как попытался их решить?










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск