Скачать 53.82 Kb.
|
Открытый урок по теме «Витамины» в 10 классе. Цели урока: формирование у учащихся представления о витаминах, знакомство с их классификацией и значением для организма человека; приобретение навыков исследовательской деятельности; побуждение учащихся к активным действиям по профилактике авитаминоза и устранению этой проблемы; формирование навыков компьютерной грамотности. Оборудование: коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота (порошок), рыбий жир, хлороформ, серная кислота (конц.), лакмусовая бумажка, стаканчики, пипетки, часовые стекла. Дидактический материал на печатной основе. Программное обеспечение: компьютер, проектор, экран Предварительная подготовка: Подготовка сообщений и ММП по теме: «История изучения витаминов», «Водорастворимые витамины», «Жирорастворимые витамины», «Значение витаминов в жизни человека», «Виды заболеваний, связанных с отсутствием витаминов», «Витаминные препараты и правила их приема», «Основы рационального питания» 1. Организационный момент. Цель нашего урока: познакомится с понятием «витамины», рассмотреть их строение, классификацию и значение для организма человека. Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану:
2. Знакомство с понятием «витамины». Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах. 3. Историческая справка. В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к этой группе биологически активных веществ. Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным и продолжено польским врачом и биохимиком К.Функом. О том, как происходило открытие витаминов, мы узнаем, прослушав сообщения и посмотрев ММП. Учащиеся прослушивают сообщения и ММП, делают записи в тетрадях. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно витамины А1, В1, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. 4. Виды заболеваний, связанных с отсутствием витаминов. При недостатке в организме витамина или комплекса витаминов может возникнуть группа заболеваний, именуемых общим термином – витаминная недостаточность. Витамины — незаменимые биологически активные вещества, выполняющие роль катализаторов различных ферментных систем или входящие в состав многих ферментов. Витамины не синтезируются в организме, однако они необходимы для нормального обмена веществ, роста и обновления тканей, биохимического обеспечения всех функций организма. Демонстрация презентации «Виды витаминной недостаточности». 5. Классификация витаминов Важнейший признак классификации витаминов – способность растворяться в воде и в жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:
Учащиеся смотрят модуль ФЦИОР, делают записи в тетрадях. 6. Водорастворимые витамины Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы. Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов. Учитель предлагает учащимся решить проблему: - Проанализируйте формулу аскорбиновой кислоты. Объясните причину ее активности. (Слайд) Учитель выслушивает варианты ответов, вносит корректировки. Дело в том, что она способна легко отдавать два атома водорода, окисляясь при этом и превращаясь в дегидроаскорбиновую кислоту. А последняя так же легко «заряжается» водородом, превращаясь опять в аскорбиновую. Благодаря существованию такой обратимой системы витамин С и способен участвовать в самых разнообразных ферментативных химических процессах окислительно-востановительного типа, обеспечивающих нормальный обмен веществ в организме. Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт: Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина С» - Растворите немного порошка витамина С (на кончике шпателя) в стакане с 5 мл воды и испытайте раствор лакмусовой бумажкой. Что можно сказать о растворимости и кислотных свойствах этого вещества? Учитель выслушивает варианты ответов, вносит корректировки. Витамин С хорошо растворяется в воде, проявляет кислотные свойства из-за значительной подвижности водородных атомов, находящихся около 2-го и 3-го атомов углерода. Какую роль играет этот витамин для здоровья человека? (Учащиеся прослушивают сообщение и ММП, делают записи в тетрадях) Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: - Какие продукты наиболее богаты витамином С? Учащиеся отвечают на вопрос, используя таблицы «Содержание витаминов в различных продуктах» (слайд) 7. Жирорастворимые витамины Учитель просит назвать ребят отличительные признаки этого класса витаминов, исходя из информации, которую они получили выше. Учащиеся без особого труда называют такие особенности: - жирорастворимые витамины усваиваются организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них; - способны накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов; - наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять (этот признак указывает учитель). Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам. Жирорастворимые витамины имеют одну общую структурную формулу – их молекулы построены из изопреновых структур – изопреноидных блоков, подобно терпенам и стероидам (слайд). Витамин А – ретинол по своей химической структуре является непредельным циклическим одноатомным спиртом, который легко окисляется в альдегид (ретиналь). Какую роль играет этот витамин для здоровья человека? Учащиеся прослушивают сообщение и ММП, делают записи в тетрадях. 8. Витаминные препараты и правила их приема Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема. Учащиеся прослушивают сообщение и ММП, делают записи в тетрадях. Демонстрация презентации «Витаминные препараты и правила их приема».
В отличие от пищевых добавок и таблеток витамины могут поступать в организм человека в сбалансированном виде, если он употребляет в пищу натуральные продукты, например, лесные ягоды. В этом состоит их особая ценность. Демонстрация презентации «Витамины в пище». 10. Рефлексия. Вам предлагается выполнить тест по материалу урока. Учащиеся выполняют тест, обмениваются ответами, проводят взаимопроверку, выставляют друг - другу оценки. 11. Заключительный этап. Сегодня ни для кого не секрет, что витамины необходимы для нормального роста, развития и функционирования организма. Литература:
|