Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 53.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер53.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Открытый урок по теме «Витамины» в 10 классе.
Цели урока: формирование у учащихся представления о витаминах, знакомство с их классификацией и значением для организма человека; приобретение навыков исследовательской деятельности; побуждение учащихся к активным действиям по профилактике авитаминоза и устранению этой проблемы; формирование навыков компьютерной грамотности.

Оборудование: коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота

(порошок), рыбий жир, хлороформ, серная кислота (конц.), лакмусовая бумажка, стаканчики, пипетки, часовые стекла. Дидактический материал на печатной основе.

Программное обеспечение: компьютер, проектор, экран

Предварительная подготовка:

Подготовка сообщений и ММП по теме: «История изучения витаминов», «Водорастворимые витамины», «Жирорастворимые витамины», «Значение витаминов в жизни человека», «Виды заболеваний, связанных с отсутствием витаминов», «Витаминные препараты и правила их приема», «Основы рационального питания»
1. Организационный момент.

Цель нашего урока: познакомится с понятием «витамины», рассмотреть их строение, классификацию и значение для организма человека.

Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану:

  1. Что такое витамины.

  2. Витамины: история изучения.

  3. Виды заболеваний, связанных с отсутствием витаминов.

  4. Классификация витаминов.

  5. Водорастворимые витамины.

    1. Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина С».

  6. Жирорастворимые витамины.

  7. Витаминные препараты и правила их приема.

  8. Основы рационального питания.


2. Знакомство с понятием «витамины».

Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, выполняющие важнейшие биохимические и физиологические функции в живых организмах.

3. Историческая справка.

В настоящее время известно свыше тридцати соединений, относящихся к этой группе биологически активных веществ.

Начало изучения витаминов было положено русским врачом Н.И.Луниным и продолжено польским врачом и биохимиком К.Функом.

О том, как происходило открытие витаминов, мы узнаем, прослушав сообщения и посмотрев ММП.

Учащиеся прослушивают сообщения и ММП, делают записи в тетрадях.

В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно витамины А1, В1, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции.
4. Виды заболеваний, связанных с отсутствием витаминов.

При недостатке в организме витамина или комплекса витаминов может возникнуть группа заболеваний, именуемых общим термином – витаминная недостаточность. Витамины — незаменимые биологически активные вещества, выполняющие роль катализаторов различных ферментных систем или входящие в состав многих ферментов. Витамины не синтезируются в организме, однако они необходимы для нормального обмена веществ, роста и обновления тканей, биохимического обеспечения всех функций организма. Демонстрация презентации «Виды витаминной недостаточности».
5. Классификация витаминов

Важнейший признак классификации витаминов – способность растворяться в воде и в жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:

  1. Водорастворимые: к ним относятся витамины С, РР, группы В и др.

  2. Жирорастворимые: к ним относятся витамины группы А, D, Е, и К.

Учащиеся смотрят модуль ФЦИОР, делают записи в тетрадях.
6. Водорастворимые витамины

Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.

Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.

Учитель предлагает учащимся решить проблему:

- Проанализируйте формулу аскорбиновой кислоты. Объясните причину ее активности. (Слайд)

Учитель выслушивает варианты ответов, вносит корректировки.

Дело в том, что она способна легко отдавать два атома водорода, окисляясь при этом и превращаясь в дегидроаскорбиновую кислоту. А последняя так же легко «заряжается» водородом, превращаясь опять в аскорбиновую.

Благодаря существованию такой обратимой системы витамин С и способен участвовать в самых разнообразных ферментативных химических процессах окислительно-востановительного типа, обеспечивающих нормальный обмен веществ в организме.

Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт:

Лабораторный опыт: «Изучение свойств витамина С»

- Растворите немного порошка витамина С (на кончике шпателя) в стакане с 5 мл воды и испытайте раствор лакмусовой бумажкой. Что можно сказать о растворимости и кислотных свойствах этого вещества?

Учитель выслушивает варианты ответов, вносит корректировки.

Витамин С хорошо растворяется в воде, проявляет кислотные свойства из-за значительной подвижности водородных атомов, находящихся около 2-го и 3-го атомов углерода.

Какую роль играет этот витамин для здоровья человека?

(Учащиеся прослушивают сообщение и ММП, делают записи в тетрадях)

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос:

- Какие продукты наиболее богаты витамином С?

Учащиеся отвечают на вопрос, используя таблицы «Содержание витаминов в различных продуктах» (слайд)

7. Жирорастворимые витамины

Учитель просит назвать ребят отличительные признаки этого класса витаминов, исходя из информации, которую они получили выше. Учащиеся без особого труда называют такие особенности:

- жирорастворимые витамины усваиваются организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;

- способны накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;

- наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять (этот признак указывает учитель).

Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам. Жирорастворимые витамины имеют одну общую структурную формулу – их молекулы построены из изопреновых структур – изопреноидных блоков, подобно терпенам и стероидам (слайд).

Витамин А – ретинол по своей химической структуре является непредельным циклическим одноатомным спиртом, который легко окисляется в альдегид (ретиналь).

Какую роль играет этот витамин для здоровья человека?

Учащиеся прослушивают сообщение и ММП, делают записи в тетрадях.

8. Витаминные препараты и правила их приема

Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема.

Учащиеся прослушивают сообщение и ММП, делают записи в тетрадях.

Демонстрация презентации «Витаминные препараты и правила их приема».


  1. Основы рационального питания.

В отличие от пищевых добавок и таблеток витамины могут поступать в организм человека в сбалансированном виде, если он употребляет в пищу натуральные продукты, например, лесные ягоды. В этом состоит их особая ценность.

Демонстрация презентации «Витамины в пище».
10. Рефлексия.

Вам предлагается выполнить тест по материалу урока. Учащиеся выполняют тест, обмениваются ответами, проводят взаимопроверку, выставляют друг - другу оценки.
11. Заключительный этап.

Сегодня ни для кого не секрет, что витамины необходимы для нормального роста, развития и функционирования организма.
Литература:

  1. Габриелян О.С. и др. Химия. 10 класс. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.

  3. Габриелян О.С.. Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.

  4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: «Блик и К», 2001.

  5. Материалы Интернет-сайтов и модуль ФЦИОР

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск