Пояснительная записка За основу создания рабочей программы по биологии в 8-м классе взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – Биология. 5-11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г. Авторы программы для 8 класса: «Человек и его здоровье» Д.И. Трайтак, В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов.
Выбранная программа, соответствует как обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года (Приказ МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99), так и федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. Авторы программы придерживаются традиционных подходов к изучению биологии, и материал преподносится в классическом виде, последовательно: природоведение, ботаника, зоология, человек и завершается изучение кура общей биологией. Данная программа наиболее перспективная линия, находящаяся на этапе доработки и совершенствования. Может использоваться любыми образовательными учреждениями. К данной программе имеются соответствующие учебники; сборники задач и упражнений; книги для внеклассного чтения; рабочие тетради; тестовый контроль, практикум, атлас, сборник заданий для 8 класса; мультимедийные пособия. Материал изложен в доступной для понимания учащихся форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, схем, лабораторных и практических работ.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).
Данная программа рассчитана на 2 часа изучения предмета в неделю. Количество часов по базисному учебному плану – 68 часов из расчёта 2 часа в неделю. Рабочая программа по биологии в 8-м классе разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций - обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. Обучающие цели курса:
1.Усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;
2.Формирование у учащихся представление об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;
3.Развитие знаний об основных методах биологической науки;
4.Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;
5.Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторными и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.
Развивающие цели курса:
1.Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
2.Привитие учащихся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.
Воспитательные цели курса:
1.Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;
2.Формирование ценностного отношения к жизни как феномену;
3.Развитие у учащихся понимание ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.
Отбор содержания осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии.
Исходя, из уровня подготовки класса, используются технологии дифференцированного и личностно-ориентированного подхода, ИКТ. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно- иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Формы организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены практические работы, наблюдения и самонаблюдения. Для того, чтобы отследить степень формирования предметных умений и навыков включены проверочные работы. Учебно-тематический план
№
| Тема:
| Количество часов
| По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| Введение
| 1
| 0
| 1
|
| Место человека в системе органического мира
| 2
| 0
| 2
|
| Строение организма человека
| 6
| 0
| 6
|
| Нервная система
| 6
| 0
| 6
|
| Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма
| 5
| 0
| 5
|
| Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы
| 5
| 0
| 5
|
| Поведение
| 9
| 0
| 9
|
| Покровы тела
| 2
| 0
| 2
|
| Опора и движение
| 5
| 0
| 5
|
| Внутренняя среда организма
| 5
| 0
| 5
|
| Кровообращение и лимфоотток
| 4
| 0
| 4
|
| Дыхание
| 4
| 0
| 4
|
| Пищеварение
| 5
| 0
| 5
|
| Обмен веществ и превращение энергии
| 5
| 0
| 5
|
| Выделение
| 2
| 0
| 2
|
| Воспроизведение и развитие организма
| 3
| -1
| 2
|
| Резервное время.
| 1
| -1
| 0
| Всего
|
| 70
| -2
| 68
| |