Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 281.27 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер281.27 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Биология > Методическая разработка
МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад №6«Остров детства» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

социально – личностного развития детей»


Методическая разработка на тему:

«БЕЗ ДРУЗЕЙ НА СВЕТЕ

ПРОЖИТЬ НИКАК НЕЛЬЗЯ!»

(для средней группы)



Выполнили и провели:

О.А. Малова, воспитатель 1 кв. категории

О.В. Скворцова, воспитатель 2 кв. категории

Новосибирск 2011

Пояснительная записка.

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, герои мультфильмов, не всегда отличаются душевностью или нравственной чистотой. Именно мы, взрослые можем исправить сложившуюся ситуацию, дать детям уроки нравственности, развить в них духовные и нравственные ценности, научить в первую очередь быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми, уметь дружить.

Наверное, редко кто задает себе вопрос, зачем нужны друзья нашим детям. Взрослые даже не сомневаемся в том, что дружба – штука необходимая и очень важная. Однако далеко не все взрослые знают, что в становлении представления детей о дружбе, они должны принять самое активное участие.

Ребятишек нужно учить дружить. А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым. Умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже.

Хорошо, когда у ребенка уже сложился какой-то устоявшийся круг друзей-приятелей. Но ведь бывает, что кроха попадает в новое место, в новую обстановку, например, приезжает к бабушке в деревню или отправляется с родителями на море. И здесь все опять нужно начинать сначала: знакомиться с незнакомыми ребятишками, заводить с ними пусть и мимолетные, но очень важные для малыша дружеские отношения.

Мы можем помочь нашим деткам научиться правильно строить свои отношения с другими ребятишками с самого раннего возраста.

О дружбе написано огромное количество детских книжек и песенок, снято мультфильмов и художественных фильмов для детей. Их можно сделать своими союзниками и помощниками. Но наша задача не навязывать детям свое понимание дружбы и свои взгляды на то, что есть хорошо, а что плохо. Нам необходимо сделать так, чтобы ребенок сам разобрался в этом, постиг своим собственным умом.

Данная методическая разработка была реализована с детьми средней группы «Горошинка» детского сада №6 «Остров детства».

Цель: Формировать представление о дружбе, положительных и отрицательных поступках, поведении.

Задачи:

- развивать у детей доброжелательное отношение, чувство единства, коммуникативные навыки игрового взаимодействия;

- учить решать конфликты с помощью положительных эмоций; расширять словарный запас для выражения дружеских чувств;

- воспитывать у детей чувство сострадания, желание поддержать друга;

- создать комфортную атмосферу в группе.
Данный материал включает в себя четыре блока:

  1. В первом блоке детям начитывался материал. Дети знакомились с зарубежными сказками. Обращалось внимание на выразительные средства языка сказок, названия сказок. Выделялись герои сказки, объяснялись их поступки.

  2. Второй блок был направлен на снятие эмоционального дискомфорта детей, на то, чтобы вызвать интерес друг к другу, способствовать их сближению, развитию доброжелательного отношения друг к другу.

  3. В рамках третьего блока дети учились обращаться друг к другу ласково, продолжали знакомиться с театром на фланелеграфе, учились рассказывать сказку вместе с воспитателем, отгадывать загадки, учились игре – драматизации.

  4. Цель четвертого блока - учить детей различать в жизни добро и зло. Познакомить детей с духовно-нравственными понятиями: добро, добрый человек, добрые поступки.


Задачи:

  1. Учить детей быть добрыми. Познакомить с различными ситуациями, где дети узнают о добрых поступках.

  2. Воспитывать в детях отзывчивость, сочувствие, великодушие.

  3. Развивать у детей умение оценивать поступки персонажей знакомых произведений.


Материал рассчитан на 3 недели. Каждое мероприятие длится 15-20 минут.

Любой из предложенных блоков может рассматриваться как самостоятельный.

Ритуалы начала мероприятия могут использоваться в начале дня в качестве настроя детей на позитивный лад, помогать почувствовать свое присутствие в группе как важное и значимое для других.

Данная методическая разработка является как дополнением к курсу «Познай себя» образовательной программы «Детский сад 2010», реализуемый в нашем образовательном учреждении, так и дополнением к реализуемому в нашей группе проекту «Растем в игре» (проект направлен на формирование социальной направленности дошкольников через сюжетно-ролевую и театрализованную игры в условиях ДОУ).

Нам кажется, что данная методическая разработка по организации совместной деятельности на тему «Без друзей на свете прожить никак нельзя», преподнесет детям важные, добрые и, главное, доходчивые уроки, заставит задуматься о том, как здорово иметь в жизни настоящих друзей и как важно самому быть хорошим, преданным другом. Научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным.

Мы полагаем, что реализация предложенного материала поможет нам сформировать дружный, сплоченный коллектив, раскрепостить детей, сформировать позитивное восприятие детей друг другом, развить коммуникативные навыки игрового взаимодействия.

«Без друзей на свете прожить никак нельзя!»

Цель: Формировать представление о дружбе, положительных и отрицательных поступках, поведении.

Задачи:

- развивать у детей доброжелательное отношение, чувство единства, коммуникативные навыки игрового взаимодействия;

- учить решать конфликты с помощью положительных эмоций; расширять словарный запас для выражения дружеских чувств;

- воспитывать у детей чувство сострадания, желание поддержать друга;

- создать комфортную атмосферу в группе.
БЛОК 1. Знакомство с литературными героями.

В течение недели начитывается материал по знакомству детей с зарубежными сказками. Обращать внимание на выразительные средства языка сказок, название сказок. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять и объяснять их поступки, поведение.

1-й день недели.

«Как лисичка бычка обидела» (эскимосская сказка)

Вопросы к детям:

- Как называется сказка?

- Как эта сказка начинается?

- О чем в этой сказке рассказывается?

- Что можно сказать о лисичке?

- Что можно сказать о морской рыбешке – бычке?

- Как поступила лисичка?

- Кто объяснил лисичке, что она первая обидела бычка?

2-й день недели.

«Упрямые козы» (узбекская сказка)

Вопросы к детям:

- Как начинается сказка?

- Что произошло с козами?

- Как закончилась сказка?

- Что можно сказать о козах, какие они были?

3-й день недели.

«Мышь и воробей» (удмуртская сказка)

Вопросы к детям:

- Как называется сказка?

- Кто герои этой сказки?

- Что между ними произошло?

- Что можно сказать о воробье, какой он?

- Что можно сказать о мышке, какая она?

- Чем закончилась сказка?

4-й день недели.

«Два жадных медвежонка» (венгерская сказка)

Вопросы к детям:

- Как называется сказка?

- Как эта сказка начинается?

- Какой наказ дала медвежатам мать – медведица?

- Что произошло с медвежатами?

- Кто решил помочь медвежатам разделить сыр?

- Почему лиса сумела обмануть медвежат?

- Чем закончилась сказка?

- Как вы понимаете слова «Так – то вот бывает с теми, кто жадничает!»?

5-й день недели. Подведение итогов «Волшебный сундучок кота Мурлыки».

Цель: Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание, проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, побуждать придумывать новые детали, эпизоды к сказке, понимать значение пословиц, воспитывать любовь и заботу о ближних.

Материал: маленькая лисичка, морская рыбешка – бычок, две козочки, два медвежонка, лиса, мышь, воробей, магнитная доска, кот Мурлыка, волшебный сундучок.

Ход мероприятия:

Раздается стук в дверь, заходит кот Мурлыка с волшебным сундучком и говорит:

- Здравствуйте! Меня зовут кот Мурлыка. Я пришел к вам в гости, да не с пустыми лапами. Сундучок я вам волшебный принес. Догадались что в нем лежит?

Проводится дидактическая игра «Угадай название сказки». Дети поочередно достают из сундучка животных и называют их, после того, как все герои будут выставлены, дети должны сгруппировать животных по сказкам и вспомнить их название.

Далее воспитатель предлагает объяснить название сказок: «Упрямые козы», «Два жадных медвежонка», «Как лисичка бычка обидела». Дети объясняют название и вспоминают поступки героев этих сказок.

Кот Мурлыка предлагает придумать свои сюжеты к этим сказкам, чтобы поступки героев изменились и стали хорошими.

- Сказка о «Двух жадных медвежатах» закончилась печально, потому что они пожадничали. Давайте подумаем, чтобы произошло, если бы они сразу договорились, когда нашли сыр? (дети предлагают различные варианты, которые обсуждаются)

Воспитатель предлагает детям послушать пословицу: «Жадность до добра не доведет!» и объяснить ее значение, как они это понимают?

- Сказка «Как лисичка бычка обидела» закончилась поучением лисички мамой – лисицей. А теперь давайте придумаем другую встречу лисички с бычком. И будем считать, что лисичка и бычок очень хорошие, они никогда не обижают своих друзей.

Воспитатель предлагает послушать и объяснить пословицу: «Друга ищи, а найдешь – береги!»

- Сказка «Упрямые козы» тоже закончилась печально для них. Придумайте свой конец этой сказки, где наши козочки не будут такими упрямыми. Что же тогда произойдет в этой сказке?

Воспитатель предлагает послушать и объяснить пословицу: «Упрямым быть – людей насмешить!»

В конце воспитатель дает детям задание на дом: рассказать придуманные новые сказки и нарисовать вместе с родителями к ним иллюстрации.

Кот Мурлыка благодарит всех детей за сказки, уходит, но обещает вернуться.
Из рисунков, созданных детьми вместе с родителями, в группе устраивается выставка.
БЛОК 2. Учимся действовать.

  1. Волшебный клубочек.

Цель. Помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении. Снятие эмоционального дискомфорта.

  1. Ритуал начала «Волшебный клубочек».

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т. п.

Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до воспитателя.

  1. Упражнение «Как меня зовут».

Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как еще?

Дети называют свое имя: краткое, полное, ласковое, самое любимое.

3. Пластический этюд «Солнышко».

- От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

4. Игра «Дотронься до. .. »

- Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите, друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Воспитатель предлагает «Дотронься до. .. синего!»

Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то сине и дотронуться до этого предмета.

Цвета периодически меняются, кто не успел - ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

  1. Ритуал окончания «Круг друзей»

Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.


  1. Дружба начинается с улыбки

Цель. Способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств.

  1. Ритуал начала «Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

  1. Этюд «Скажи хорошее о друге»

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.

Более двух детей выбирать не стоит. К этому этюду периодически можно возвращаться.

  1. Ритуал окончания «Речевка».

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.


  1. Доброе животное.

Цель. Развивать добрые и теплые отношения между детьми.

  1. Ритуал начала «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

  1. Беседа «Как можно пожалеть»

В гости к детям приходит котенок Торопыжка.

Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить. Вот и Торопыжка к нам пришел, чтобы узнать о том, как можно пожалеть.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будите жалеть одинаково?

Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно.

Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.

Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

  1. Этюды на выражение страдания, печали:

- «Ой-ой, живот болит!»

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки.

У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, ой мы яблок не хотим!

Мы хвораем. Том и Тим.

Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу.

Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

Этюд «Я так устал».

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал. .. ».

Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой - помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

  1. Ритуал окончания «Солнечные лучики»

Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Блок 3. Театрализация.

  1. Очень жить на свете туго без подруги или друга.

Цель: Учить детей обращать друг к другу ласково, познакомить со сказкой «Как собака друга искала»

Воспитатель встречает детей под фонограмму к песне «Улыбка», предлагая спеть ее вместе. После этого беседует с детьми о том, что без друга одиноко, с ним месте интересно играть, он всегда придет на помощь. Затем проводит игру.

  1. Игра «Назови друга ласково».

Дети, сидя в кругу, передают друг другу любую мягкую игрушку и ласково называют друг друга по имени. Первым начинает игру воспитатель. Далее он говорит, что животные тоже хотят иметь друзей.

  1. Рассказывание сказки «Как собака друга искала».

  2. Беседа по содержанию сказки.

Вопросы к детям:

- С кем сначала хотела жить собака? (показывают зайчиков).

- С кем собака жила после зайчика? (показать волка, медведя).

- Почему она ушла от зайца?... от волка?... от медведя? (назвать причины и показать мышку, лягушку, ужа)

- Почему собака и человек живут вместе?

Затем воспитатель предлагает детям взять друг друга за руки и почувствовать тепло друзей под слова:

У друга теплая и нежная ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!


  1. Собачке грустно, ей не спиться, с кем собачке подружиться

Цель: Продолжать знакомить детей с театром на фланелеграфе, учить рассказывать сказку вместе с воспитателем.
Под фонограмму к песне «Улыбка» воспитатель встречает детей, напоминая о том, что эта песня об улыбке, а с нее всегда начинается дружба.

  1. Отгадывание загадки.

Сказка спряталась в загадку,

Ну, попробуй, отгадать.

Если верной будет отгадка,

Сказка к нам придет опять.

Герой этой сказки очень грустил:

В лесу было скучно, жил он один.

Очень долго ходил и искал,

Пока человек ему другом не стал!

  1. Показ сказки на фланелеграфе.

Воспитатель рассказывает и показывает сказку «Как собака друга искала», привлекая детей к хоровым и индивидуальным ответам в диалогах между героями.


  1. Подвижная игра «Песик Барбосик».

Дети выполняют движения в соответствии со словами (роль песика исполняет ребенок). Во время игры воспитатель интонационно подчеркивает настроение Барбосика – грустное и веселое:

Сидит грустный пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

«Песик, песик, не грусти!

Что случилось, расскажи!»

Отвечает песик,

Приподняв свой носик:

«Без друга плохо жить,

Не знаю, как мне быть?»

Ты, Барбосик, не грусти,

На ребяток посмотри,

Любой из нас – твой друг.

Становись-ка в круг!»

По окончании все дети и ребенок – песик танцуют веселый танец под песню «С нами друг».


  1. Как собака друга искала

Цель: Учить детей отгадывать загадки, учить игре – драматизации.

Воспитатель встречает детей словами

Сказку, детки, в гости звали?

Сказку, детки, очень ждали?

Отгадайте же загадки –

Сказка вновь придет к ребяткам!

  1. Отгадывание загадок.

Дети встают в круг, и воспитатель загадывает загадки, привлекая каждую отгадку показать в движении:

- С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака.)

- Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Зайчик.)

- Серый, зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

- Большой, косолапый,

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь.)

После этого воспитатель просит детей догадаться, в какой сказке живут эти герои.

  1. Драматизация сказки «Как собака друга искала».

Дети, по желанию, выбирают костюмы понравившихся персонажей и разыгрывают сказку (роль человека играет взрослый, который в конце сказки поощряет героев). Чтобы были охвачены все дети, драматизация проводится 2 – 3 раза.
Блок 4.Заключительный.

Тема: «Дерево поступков».
Цель: Учить детей различать в жизни добро и зло. Познакомить детей с духовно-нравственными понятиями: добро, добрый человек, добрые поступки.

Задачи:

  1. Учить детей быть добрыми. Познакомить с различными ситуациями, где дети узнают о добрых поступках.

  2. Воспитывать в детях отзывчивость, сочувствие, великодушие.

  3. Развивать у детей умение оценивать поступки персонажей знакомых произведений.

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с зарубежными сказками: «Мышь и воробей», «Как лисичка бычка обидела», «Два жадных медвежонка», «Упрямые козы». Обращение внимание на выразительные средства языка сказок, названия сказок. Объяснения поступков героев.

  2. Поведение бесед, игр – импровизаций, направленных на снятие эмоционального дискомфорта детей, на то, чтобы вызвать интерес друг к другу, способствовать их сближению, развитию доброжелательного отношения друг к другу.

  3. Театрализация сказки «Как собака друга искала».

Оборудование. Кукла – марионетка котенок Торопыжка, книга Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», графическое изображение лиц - доброе, равнодушное и злое; кинопроектор, ноутбук, экран; сшитое дерево с листьями.
Ход мероприятия:

  1. Ритуал начала «Доброе животное»

Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох — все делают шаг вперед, выдох — шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.

  1. Входит Торопыжка, грустный. В руках у него книга «Что такое хорошо, что такое плохо»
    Торопыжка: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Здравствуй, Торопыжка! Ты почему такой грустный?

Торопыжка: Я никак не могу найти себе друзей.

Воспитатель и дети: Почему?

Торопыжка: Мой дядя, кот Мурлыка, говорит, что я вести себя не умею. Вот, дал мне книгу, сказал, что вы сможете мне ее прочитать и объяснить, что я делаю не так (подает воспитателю книгу Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»).

Воспитатель: Ребята, Торопыжка принес с собой красивую книгу. (Воспитатель открывает ее и начинает читать)
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Мне кажется, я начинаю понимать, в чем проблема Торопыжки.
Может быть, мы с вами объясним Торопыжке «Что такое хорошо и что такое плохо».

Воспитатель: Торопыжка, у нас есть необычное дерево - «Дерево поступков». Вместо листочков на этом дереве растут шишки. Чтобы превратить шишки в листочки, надо правильно ответь на вопрос, спрятанный внутри шишки. Как только все шишки превратятся в листочки, ты, Торопыжка, сразу все поймешь.
Вопросы

  1. Видеовопрос (сюжет из мультфильма «Мой друг – зонтик»).

  2. Игорь столкнулся с Верой в дверях. Что он должен сделать?

  3. Маша принесла в группу новую куклу, а Оле хочется поиграть с Машиной куклой. Что должна сделать Оля?

  4. Саша бежал, упал, поранил колено. Что сделают дети?

  5. Видеовопрос (сюжет из мультфильма «Просто так»).

  6. Девочки играют в интересную игру, к ним подошла Света. Что скажут ей девочки?

  7. Мальчики из кубиков построили дом, Максим играл рядом и задел его, дом сломался. Что должен сделать Максим?

  8. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает маленьких?

  9. Видеовопрос (сюжет из мультфильма «Комаров»).

Молодцы! Хорошо отвечали на вопросы.

Торопыжка: Ребята, вы такие молодцы, так много знаете. Я тоже кое – что знаю о дружбе. Предлагаю не зевать и немножко поиграть. Игра называется «Найди друга»

Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Торопыжка:

Поиграли от души

Ваши знанья – хороши.

Воспитатель: Молодец Торопыжка. Очень интересная игра. Я тоже предлагаю вам поиграть в игру «Помоги волшебнику». (Воспитатель показывает фотографии трех девочек с разными выражениями лица: злым, равнодушным и добрым)

Я прочитаю вам два стихотворения об игрушках.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.


Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Дети, давайте разберемся, какая из девочек бросила Зайку, какая оторвала лапу Мишке, а какая очень жалеет и Мишку, и Зайку.  (Дети сопоставляют выражения лиц девочек с их поступками)

  1. Ритуал окончания «Эстафета дружбы»

Вы нашли своих друзей. Но, т. к. в нашей группе все дети дружат друг с другом, то давайте сядем в один круг и, взявшись за руки, будем передавать, эстафету дружбу. Торопыжка, мы приглашаем тебя в наш круг.

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».

Воспитатель: Ну что, Торопыжка, мы помогли тебе?

Торопыжка: Да, вы такие молодцы! Вы помогли мне понять, почему никто со мной дружить не хотел. Спасибо вам. До свидания!

Воспитатель и дети: До свидания, Торопыжка! Приходи к нам еще.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Правила детского общежития

  1. Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.

  3. Не дерись без обиды.

  4. Не обижайся без дела.

  5. Сам ни к кому не приставай.

  6. Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

  7. Играй честно.

  8. Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

  9. Не ябедничай за спиной товарища.

  10. Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь чистюлей, дети не любят и чистюль.

  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

  12. И не выставляйся, ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты - мой любимый.

В добрый путь, маленький россиянин!

«Как можно назвать человека по имени»

Варианты начала.

  1. Ребята, сегодня утром я шла в детский садик и видела, как два мальчика о чем-то спорили и называли друг друга некрасиво - Сашка, Мишка. На них было так неприятно смотреть! В нашей группе я тоже слышу иногда, как вы грубо называете друг друга.

  2. Когда я шла в детский садик, то на скамеечке во дворе увидела куклу Катю. Она сидела и горько плакала. Когда я спросила ее, почему она плачет, Катя рассказала, что девочки, которые с ней играют, называют ее Катькой. А ей нравится, когда ее зовут ласково: Катенька, Катюша. Как еще?

  3. Ребята, вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас называет мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди. Каждое имя награждает человека и разными отличительными чертами характера. Например, имя. .. означает. .. но человека можно называть не только именем, а любимым ласковым словом (солнышко, зайчик, рыбка, цыпленочек, лапушка. .. ) Может быть, кого-то из вас тоже называют не вашим именем, а таким вот ласковым словом? Какими словами? А как можно назвать себя? Послушайте, как я буду называть Лену: Лена, Аленушка, Алена, Аленка, Леночка. .. (Спросить детей их варианты. ) Вы знаете, что имена дают, когда человек родится. Когда он маленький, его зовут очень ласково и нежно - Оленька, Олюшка (спросить детей, как еще), а когда человек подрастает, его зовут по-другому - Ольга.

  4. А меня зовут: Оксана Ивановна. Почему меня так зовут? Как имя вашего папы? Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству. Вот какие интересные имена у наших ребят.

  5. Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому их называют, как их будут называть, когда они станут взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

«Как можно пожалеть».

Можно ввести игровой персонаж.

Дети, вам всегда бывает весело? Иногда всем бывает плохо, вас кто-то обидел, вы ушиблись и, наверное, так хочется, чтобы вас кто-нибудь пожалел. Так и другому ребенку или взрослому, когда ему плохо, хочется, чтобы его пожалели. Давайте поговорим о том, как можно пожалеть, утешить.

Как вас жалеет мама?

Что можно сказать человеку, чтобы он успокоился?

Что можно сделать?

Как будет себя вести, если у мамы болит голова? Если сестренка или братик ушиблись? Если заболела кошка, собака?

Из-за чего человеку может быть плохо? Во всех ли случаях вы будите жалеть одинаково?

Дети, даже, если вы спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно. Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами. Делайте людям добро, и оно вернется к вам.

«Как можно обратиться к другому человеку с просьбой»

Дети, мы с вами уже говорили, как можно поздороваться с другим человеком. Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение.

Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться с просьбой.

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

Обязательно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «пожалуйста». Давайте попробуем.

«Дима, дай мне, пожалуйста, игрушку».

«Лена, если тебе не трудно, помоги мне сложить книги».

«Наташа, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник».

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин.

Как вы думаете? Можно сказать так:

- Будьте добры.

- Будьте любезны.

- Если Вас не затруднит.

- Помогите мне, пожалуйста.

- Окажите мне услугу.

Проиграть варианты по ситуациям.

А если вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь?

«Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?»

«Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?»

Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

«Как можно узнать настроение человека?»

  1. У меня сегодня плохое настроение. А у вас? Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
    Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?

  2. Почему бывает так грустно?

- Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь?

- А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь?

- Каким бывает лицо у такого человека?

- Как вы можете поднять настроение?

- Как можно спросить о причине плохого настроения?

- Как вы узнаете, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает?

- Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты его показывать остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

- Давайте возьмем, друг друга за руки и заглянем, друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Можно предложить детям фотографии, вырезки из газет, иллюстрации и попросить определить настроение персонажей, определить причину. Объяснить детям, как важно уметь определять настроение человека, быть внимательным и предусмотрительным, добрым, наблюдательным. Можно предложить схематическое изображение лиц, изображающих разное настроение. Определить, объяснить почему.

Предложить детям каждый день, когда они здороваются, обязательно посмотреть в глаза другому.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА»

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым - лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда - в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.
Понурые брели рядышком медвежата.
- Э, братик, до чего же мне есть хочется! - пожаловался младший.
- А мне и того пуще! - сокрушенно покачал головой старший.
Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.
Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.
Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.
- О чем вы спорите, молодые люди? - спросила плутовка.
Медвежата рассказали о своей беде.
- Какая же это беда? - сказала лисица. - Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший - все одно.
- Вот это хорошо! - воскликнули с радостью медвежата. - Дели!
Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:
- Этот больше! Лисица успокоила их:
- Тише, молодые люди! И эта беда - не беда. Малость терпения - сейчас все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
- И так неровно! - забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.
- Ну, полно, полно! - сказала она. - Я сама знаю свое дело!
И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
- И так неровно! - вскричали медвежата в тревоге.
- Да будет вам! - сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. - Еще самая малость - и будет поровну.
Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда - от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.
К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!
- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.

«КАК СОБАКА ДРУГА ИСКАЛА»

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы. Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придет сюда и нас съест. «Неважный это друг, – подумала собака. – Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится». Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж! – отвечает волк. – Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
– Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас. «И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
– Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет. «Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вмести жить! Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.  

«УПРЯМЫЕ КОЗЫ»

Жили когда-то на свете две упрямые козы. И вот однажды они встретились на узкой доске, перекинутой через глубокий арык. Вдвоем на доске не разойтись. Кому-нибудь надо уступить.

— Эй ты, посторонись с дороги! — закричала одна коза.

— Вот еще, выдумала! Выходит, я из-за тебя пятиться должна? — закричала в ответ другая.

— А почему бы тебе и не попятиться? — настаивала первая.

Долго спорили упрямые козы. А потом отступили каждая на три шага, нагнули головы и... Трах! Стукнулись лбами, и обе свалились в воду.

«КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА»


Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
—  Бычок, бычок. Пучеглазый,
   Бычок,  бычок. Большеротый,
   Бычок, бычок. Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
—   А ты косматая,  и  глаза  у тебя круглые!  И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса-мать спрашивает:
—   Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
—   Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне. что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
—   А ты ему ничего не говорила?
—   Сказала.
—   Что ты ему сказала? — спросила лиса.
—   А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
—   Вот видишь, — сказала мать-лисица. — ты первая его и обидела.
«МЫШЬ И ВОРОБЕЙ»

Жили-были мышь да воробей. Дружно, согласно жили-поживали, ни ссор, ни обид не знали. Перед всяким делом совет друг с другом держали, любую работу вместе выполняли.
Однажды мышь с воробьём нашли на дороге три ржаных зёрнышка. Думали-подумали, что с ними сделать, и надумали поле засеять. Мышка землю пахала, воробышек-боронил.
Славная рожь уродилась! Мышь острыми зубами споро сжала её, а воробей крылышками ловко обмолотил. Зёрнышко к зёрнышку собрали они весь урожай и стали делить его пополам: одно зерно мышке, одно - воробью, одно-мышке, одно-воробью... Делили, делили, и последнее зёрнышко лишнее осталось.
Мышь первая говорит:
- Это зерно моё: когда я пахала нос и лапки до крови натрудила.
Воробей не согласился:
- Нет, это зерно моё. Когда я боронил, крылышки до крови избил.
Долго ли, коротко ли они спорили - кто слыхал, тот и знал, а нам неизвестно. Только воробей вдруг склюнул лишнее зёрнышко и улетел прочь. "Пусть-ка попробует меня догнать и моё зёрнышко отнять", - думал он.
Мышка не погналась за воробьём. Огорчилась, что первая затеяла спор. Свою долю в норку перетаскала. Ждала, ждала воробья, чтобы помириться, не дождалась. И его часть в свою кладовку ссыпала. Всю зиму прожила сытнёхонька.
А жадный воробей остался ни с чем, до весны голодный пропрыгал.
Список используемой литературы:

1. Губанова Н.С. «Театрализованная деятельность дошкольников», М., Вако, 2007

2.Карпухина Н.А. «Конспект занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи, художественная литература», Воронеж, 2009;

3. Корепанова М.В, Харлампова Е.В. «Это - я. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста», М., Баласс, 2007.


4. Маханева М.Д «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», М., Сфера 2008;

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск