Скачать 88.32 Kb.
|
Автор: Баранник Елена Ивановна Полное название образовательного учреждения: МКОУ СОШ с. Лукашкин Яр Александровского района Томской области Предмет: биология Тема: «Чувствительность анализаторов. Их взаимодействие и взаимозаменяемость» Класс: 8 Учебно-методическое обеспечение: учебник по биологии для 8 класса «Человек» (Сонин Н.И., Сапин М.Р.), рабочая тетрадь для учителя «Биология. Человек» (Сонин Н.И., Резникова В.З.), методическое пособие для учителя «Биология. Человек» (Сивоглазов В.И., Резникова В.З.) Время реализации занятия: урок 45 минут Цель урока: создание условий для углубления и обобщения знаний об органах чувств, роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и реагировании на их изменения. Задачи урока: Образовательные: расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов, их взаимодействии и взаимозаменяемости. Развивающие: развивать навыки исследовательской работы, проведения экспериментов, формировать умения анализа полученных результатов, оценки предлагаемой информации. Воспитательные: формировать познавательный интерес, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу. Тип урока: обобщающий. Форма урока: урок-исследование; Оборудование: проектор, инструктивные карточки, карточки для отчёта кусочки полиэтиленовой плёнки с написанным на них словами, часы, линейки, небольшие зеркала, вещества (соль, сахар, лимонная кислота), карточки с цифрами, выполненными красными точками на фоне из зелёных и жёлтых точек. План проведения урока:
Ход урока:
Учитель обращает внимание учащихся на оборудование, приготовленное на столах и тему, записанную на доске. Предлагает вместе определить цель и задачи урока: - какова роль анализаторов? (получение и анализ информации из окружающей среды); - зачем человеку несколько видов анализаторов? (каждый анализатор имеет свою чувствительность и свойства); - может ли один анализатор заменить другой? (взаимодействие анализаторов даёт возможность организму ориентироваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды). (Слайд №1) 2. Проверка знаний о строении анализаторов. Учащимся предлагается вспомнить строение анализаторов. Задание: зашифруйте ответы последовательно цифрами из каждой колонки, характеризующие данный анализатор. Запишите ответы в листке отчёта.
Сравните свои ответы с правильными, поставьте за каждый правильный ответ балл в листок отчёта. (Слайд № 2) 3. Проведение экспериментов. Заполнение отчёта. (Приложение 1, Приложение 2) После проведения эксперимента, запишите ответ на вопрос в листок отчёта. 4. Работа с текстом, ответы на вопросы. Прочитайте текст: «Возможности слепых и глухих людей». (Приложение 3) Запишите ответы на вопросы в листок отчёта. 5. Подсчёт баллов, выставление оценки за работу. Учитель вместе с учащимися проверяет ответы, записанные в отчётах. За правильный ответ учащиеся ставят баллы, определяют свою оценку (16 баллов – оценка «5»). 6. Выводы. Благодаря органам чувств, человек воспринимает окружающий мир как единое целое. Образы внешних предметов и явлений – это результат работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре больших полушарий, куда сходится сигнализация от всех анализаторов, что является непременным условием для полноценной деятельности человека. Рефлексия: - какие виды работ вы выполняли на уроке? - с какими трудностями вы столкнулись? - помогали вам одноклассники в выполнении заданий? - что бы вы изменили в проведении урока. 7. Домашнее задание: на трафарете человека отметьте расположение органов чувств и подпишите: как с их помощью человек реагируют на изменения окружающей среды. Сделать презентацию или кроссворд по теме «Анализаторы». Приложение 1. Экспериментальная часть. Опыт № 1. Повернитесь к окну. Поместите кусочек полиэтилена, с записанным на нём словом перед глазами на расстоянии 15-20 см. так, чтобы надпись была чётко видна. Переведите взгляд на предметы за окном. Почему надпись на полиэтилене кажется размытой? Переведите взгляд на плёнку и убедитесь, что теперь размытым стало изображение предметов за окном. С чем это связано? (Слайд № 3) Опыт № 2. Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15—20 см от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестанет быть видимым. (Слайд № 4) Опыт № 3. Наблюдая за зрачком человека, можно определить, какой из предметов (близлежащий или удалённый) он рассматривает. Как изменится диаметр зрачка при переводе взгляда с удалённого объекта на близлежащий? (Слайд № 5) Опыт № 4. Определите, есть ли у вас дальтонизм. На цветной карточке записана цифра. Определите, какая цифра изображена. Какие цвета не различают дальтоники? (Слайд № 6, 7) Опыт № 5. Достаньте с закрытыми глазами кончик носа. Почему мы можем это сделать? (Слайд № 8) Опыт № 6. Определите порог слуха. Глаза испытуемого закрыты. К уху испытуемого медленно приближайте часы до тех пор, пока он не услышит едва заметное тиканье. Линейкой измерьте расстояние от часов до уха. (Слайд № 9) Опыт № 7. Закройте плотно рот, зажмите пальцами нос и сделайте несколько глотательных движений. Как эта процедура повлияет на слуховую чувствительность? Опыт № 8. Попробуйте некоторое время вращаться на одном месте, затем остановитесь. Предметы перед глазами продолжают кружиться. Почему? (Слайд 10) Опыт № 9. С закрытыми глазами опишите предмет, полученный в руки: форма, поверхность, температура, цвет, надписи, вес. Какие свойства можно описать точно, а какие нет? Почему? (Слайд № 11) Опыт № 10. Помещая на язык различные по вкусу вещества, определите вкусовые зоны языка. Запишите где, какая зона расположена. (Слайд № 12) Приложение 2. Отчёт по исследовательской работе. Фамилия учащегося.
Приложение 3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. «Возможности слепых и глухих людей» У слепоглухонемого человека отсутствует зрение и слух в нашем обычном, стандартном восприятии этих явлений. Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Зрительная система у слепоглухонемого не работает, то есть, физиологически он не может воспринимать и обрабатывать с помощью нее информацию об объектах окружающего мира. Как тогда он ее воспринимает? Слепой человек может воспринимать объекты другими органами чувств и с помощью них создавать картинки и образы в своем внутреннем мире. Так же обстоит дело и со слухом. Звук – это звуковые колебания окружающей среды. Доказано, что любой объект имеет свою частоту вибрации и особо чувствительные люди, коими являются слепоглухие, ее улавливают. Например, он улавливает даже самое легкое движение воздуха и может определить, что мимо кто-то прошел или, что закрыли дверь. У него обостряется восприятие запахов и по ним он определяет, узнает людей или предметы. У такого человека повышается восприимчивость к различным вибрациям, перепадам уровня плоскости, на которой он находится, идет. Сильно развивается осязание, с помощью которого он может угадывать даже настроение собеседника, дотрагиваясь до него. Так же, у слепоглухого развивается интуиция, какая-то внутренняя чуткость, чувствительность. Психологические преимущества у людей с подобными отличиями в том, что человек может развить в себе чувствительность на уровне экстрасенсорного восприятия, развить способности, не доступные большинству обычных людей. Явкина Н. Список литературы и Интернет-ресурсов:
|