Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 88.32 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер88.32 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Автор: Баранник Елена Ивановна

Полное название образовательного учреждения: МКОУ СОШ с. Лукашкин Яр Александровского района Томской области

Предмет: биология

Тема: «Чувствительность анализаторов. Их взаимодействие и взаимозаменяемость»

Класс: 8

Учебно-методическое обеспечение: учебник по биологии для 8 класса «Человек» (Сонин Н.И., Сапин М.Р.), рабочая тетрадь для учителя «Биология. Человек» (Сонин Н.И., Резникова В.З.), методическое пособие для учителя «Биология. Человек» (Сивоглазов В.И., Резникова В.З.)

Время реализации занятия: урок 45 минут

Цель урока: создание условий для углубления и обобщения знаний об органах чувств, роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и реагировании на их изменения.

Задачи урока:

Образовательные: расширить и обобщить знания учащихся о свойствах анализаторов, их взаимодействии и взаимозаменяемости.

Развивающие: развивать навыки исследовательской работы, проведения экспериментов, формировать умения анализа полученных результатов, оценки предлагаемой информации.

Воспитательные: формировать познавательный интерес, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока:

урок-исследование;

Оборудование: проектор, инструктивные карточки, карточки для отчёта кусочки полиэтиленовой плёнки с написанным на них словами, часы, линейки, небольшие зеркала, вещества (соль, сахар, лимонная кислота), карточки с цифрами, выполненными красными точками на фоне из зелёных и жёлтых точек.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1.Организационный. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. План проведения урока.

2 минуты

2.Проверка знаний о строении анализаторов.

2 минуты

3.Проведение экспериментов. Заполнение отчёта.

2 6 минут

4.Работа с текстом, ответы на вопросы.

10 минут

5.Подсчёт баллов, выставление оценки за работу

2 минуты

6.Выводы. Рефлексия.

2 минуты

7.Домашнее задание

1 минута



Ход урока:

  1. Организационный. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Учитель обращает внимание учащихся на оборудование, приготовленное на столах и тему, записанную на доске. Предлагает вместе определить цель и задачи урока:

- какова роль анализаторов? (получение и анализ информации из окружающей среды);

- зачем человеку несколько видов анализаторов? (каждый анализатор имеет свою чувствительность и свойства);

- может ли один анализатор заменить другой? (взаимодействие анализаторов даёт возможность организму ориентироваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды). (Слайд №1)

2. Проверка знаний о строении анализаторов.

Учащимся предлагается вспомнить строение анализаторов.

Задание: зашифруйте ответы последовательно цифрами из каждой колонки, характеризующие данный анализатор. Запишите ответы в листке отчёта.


1.Зрительный

2.Слуховой

3.Осязательный

4.Восприятие звука

5.Восприятие света, цвета

6.Восприятие боли, температуры давления

7.Рецепторы в улитке

8.Рецепторы кожи

9.Рецепторы сетчатки

10.Чувствительный нерв кожи

11.Зрительный нерв

12.Слуховой нерв

13.Осязательная зона коры

14.Слуховая зона коры

15.Зрительная зона коры

16.Височная доля

17.Затылочная доля

18.Теменная доля

Сравните свои ответы с правильными, поставьте за каждый правильный ответ балл в листок отчёта. (Слайд № 2)

3. Проведение экспериментов. Заполнение отчёта.

(Приложение 1, Приложение 2)

После проведения эксперимента, запишите ответ на вопрос в листок отчёта.

4. Работа с текстом, ответы на вопросы.

Прочитайте текст: «Возможности слепых и глухих людей». (Приложение 3)

Запишите ответы на вопросы в листок отчёта.

5. Подсчёт баллов, выставление оценки за работу.

Учитель вместе с учащимися проверяет ответы, записанные в отчётах. За правильный ответ учащиеся ставят баллы, определяют свою оценку (16 баллов – оценка «5»).

6. Выводы. Благодаря органам чувств, человек воспринимает окружающий мир как единое целое. Образы внешних предметов и явлений – это результат работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре больших полушарий, куда сходится сигнализация от всех анализаторов, что является непременным условием для полноценной деятельности человека.

Рефлексия: - какие виды работ вы выполняли на уроке?

- с какими трудностями вы столкнулись?

- помогали вам одноклассники в выполнении заданий?

- что бы вы изменили в проведении урока.

7. Домашнее задание: на трафарете человека отметьте расположение органов чувств и подпишите: как с их помощью человек реагируют на изменения окружающей среды. Сделать презентацию или кроссворд по теме «Анализаторы».

Приложение 1. Экспериментальная часть.

Опыт № 1. Повернитесь к окну. Поместите кусочек полиэтилена, с записанным на нём словом перед глазами на расстоянии 15-20 см. так, чтобы надпись была чётко видна. Переведите взгляд на предметы за окном. Почему надпись на полиэтилене кажется размытой? Переведите взгляд на плёнку и убедитесь, что теперь размытым стало изображение предметов за окном. С чем это связано? (Слайд № 3)

Опыт № 2. Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15—20 см от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестанет быть видимым. (Слайд № 4)

Опыт № 3. Наблюдая за зрачком человека, можно определить, какой из предметов (близлежащий или удалённый) он рассматривает. Как изменится диаметр зрачка при переводе взгляда с удалённого объекта на близлежащий? (Слайд № 5)

Опыт № 4. Определите, есть ли у вас дальтонизм. На цветной карточке записана цифра. Определите, какая цифра изображена. Какие цвета не различают дальтоники? (Слайд № 6, 7)

Опыт № 5. Достаньте с закрытыми глазами кончик носа. Почему мы можем это сделать? (Слайд № 8)

Опыт № 6. Определите порог слуха. Глаза испытуемого закрыты. К уху испытуемого медленно приближайте часы до тех пор, пока он не услышит едва заметное тиканье. Линейкой измерьте расстояние от часов до уха. (Слайд № 9)

Опыт № 7. Закройте плотно рот, зажмите пальцами нос и сделайте несколько глотательных движений. Как эта процедура повлияет на слуховую чувствительность?

Опыт № 8. Попробуйте некоторое время вращаться на одном месте, затем остановитесь. Предметы перед глазами продолжают кружиться. Почему? (Слайд 10)

Опыт № 9. С закрытыми глазами опишите предмет, полученный в руки: форма, поверхность, температура, цвет, надписи, вес. Какие свойства можно описать точно, а какие нет? Почему? (Слайд № 11)

Опыт № 10. Помещая на язык различные по вкусу вещества, определите вкусовые зоны языка. Запишите где, какая зона расположена. (Слайд № 12)
Приложение 2. Отчёт по исследовательской работе.

Фамилия учащегося.

Проверочная работа

1

Зрительный анализатор:







2

Слуховой анализатор:







3

Осязательный анализатор:







После проведения эксперимента, запишите ответ на вопрос в листок отчёта.


Номер опыта

Вопрос


Ответ

Баллы

(1 балл за правиль

ный ответ)

1

Как часть глаза отвечает за данное явление?







2

Слепое пятно – это участок (продолжите) ...







3

Диаметр зрачка (расширится, сузится) потому что …







4

Дальтоники не могут различать цвета (какие)…







5

чувство помогает определять положение тела в пространстве







6

Расстояние от часов до линейки







7

Чувствуется заложенность ушей потому, что …







8

аппарат постоянно информирует ЦНС о положении тела в пространстве







9

Свойства предмета мы можем определить с помощью … кожи. Это чувство называется …







10

Отметьте и подпишите на рисунке вкусовые зоны языкаc:\documents and settings\баранник\мои документы\мои рисунки\рисунок1 язык.png







11

Вопросы по тексту:

1.Может ли анализатор слуха воспринимать свет, а анализатор зрения – звук? Почему?

2.Почему глухие дети не могут научиться говорить как обычно?

3.Какие органы чувств помогают слепым и глухим людям ориентироваться в пространстве?







итог

Общее количество баллов – 16,

Оценка 5

Ваша оценка = ваше количество баллов умножить на 5 и разделить на 16.

Количество баллов - …, оценка …


Приложение 3. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

«Возможности слепых и глухих людей»

У слепоглухонемого человека отсутствует зрение и слух в нашем обычном, стандартном восприятии этих явлений. Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Зрительная система у слепоглухонемого не работает, то есть, физиологически он не может воспринимать и обрабатывать с помощью нее информацию об объектах окружающего мира. Как тогда он ее воспринимает? Слепой человек может воспринимать объекты другими органами чувств и с помощью них создавать картинки и образы в своем внутреннем мире. Так же обстоит дело и со слухом. Звук – это звуковые колебания окружающей среды. Доказано, что любой объект имеет свою частоту вибрации и особо чувствительные люди, коими являются слепоглухие, ее улавливают. Например, он улавливает даже самое легкое движение воздуха и может определить, что мимо кто-то прошел или, что закрыли дверь. У него обостряется восприятие запахов и по ним он определяет, узнает людей или предметы. У такого человека повышается восприимчивость к различным вибрациям, перепадам уровня плоскости, на которой он находится, идет. Сильно развивается осязание, с помощью которого он может угадывать даже настроение собеседника, дотрагиваясь до него. Так же, у слепоглухого развивается интуиция, какая-то внутренняя чуткость, чувствительность. Психологические преимущества у людей с подобными отличиями в том, что человек может развить в себе чувствительность на уровне экстрасенсорного восприятия, развить способности, не доступные большинству обычных людей.

Явкина Н.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: «Просвещение», 1977.

  2. Сивоглазов В.И., Резникова В.З. Биология. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя. – Генжер, 1998.

  3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд. – М.:Дрофа, 2011.

  4. Сонин Н.И., Резникова В.З. Биология. 8 кл. Человек: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2008.

  5. Анализаторы.http://ru.wikipedia.org.

  6. Всё о зрении. http://zreni.ru/uploads/posts/2012 – 06/133963588.12.png.

  7. Явкина Н. Слепоглухонемой. [www документ] – Мастерская жизни: http://www.razvitiesoznaniya.ru.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск