Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.
Пояснительная записка
Планирование составлено в соответствии с программой «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю).
Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Распределение времени на изучение отдельных тем курса в соответствии с рекомендациями программы.
№
урока
| №
урока
в раз-
деле
| Тема урока
| Изучаемые
понятия
| Лабораторные
и
практические
| Демонстрации
| Примечания
межпредметные
связи
| Домашнее
задание
| Общее знакомство с растениями 7 часов. | 1
| 1
| Наука о растениях - ботаника
| Биология. Ботаника, царства, многообразие, значение, применение
|
| растения
|
| Стр 3-6
| 2
| 2
| Мир растений.
| культурные, дикорастущие, однолетние, многолетние, лекарственные, декоративные, деревья, кустарники, травы, признаки растений
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| §1
| 3
| 3
| Цветковые и хвойные растения.
| Признаки растений, хлорофилл, основные органы,
| л/р №1 «Знакомство с цветковыми растениями»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §2
Стр 10-13
| 4
| 4
| Споровые растения.
| Признаки растений, спора
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| §2
| 5
| 5
| Растение – организм.
| Система органов, обмен веществ, размножение, рост, развитие
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| §.3
| 6
| 6
| Условия жизни растений.
| Среда обитания, факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные, экология
|
|
|
| §3,4
| 7
| 7
| Среды жизни растений.
| Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная, приспособленность, многообразие.
|
| таблицы
|
| §4,5
| Клеточное строение растений 5 часов. | 8
| 1
| Увеличительные приборы.
| Увеличительные приборы, клетка
| л/р №2 «Строение микроскопа»
| микроскоп
| ТБ, культура рабочего места
| §6
| 9
| 2
| Строение растительной клетки.
| оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро, пластиды, хлорофилл, обмен веществ, деление, рост
| л/р №3 «Рассматривание клеток»
| Таблицы, микропрепараты
| ТБ, культура рабочего места
| §7
| 10
| 3
| Жизнедеятельность клетки.
| Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, деление.
|
|
|
| §8
| 11
| 4
| Ткани растений.
| Ткань, межклетник, образовательная, основная, покровная, проводящая, механическая
|
| Таблицы,
|
| §9
| 12
| 5
| Повторение.
|
|
|
|
|
| Органы цветковых растений 20 часов. | Семя 3 часа. | 13
| 1
| Внешнее и внутреннее строение семени
| Кожура, рубчик, микропиле, эндосперм, зародыш, двудольные и однодольные
| л/р №4«Строение семени фасоли»
| таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §10
| 14
| 2
| Условия прорастания семян.
| Прорастание, запас питательных веществ, температура, кислород, вода.
|
| таблицы
|
| §11
| 15
| 3
| Значение семян.
| Размножение, расселение, значение для человека.
|
|
|
| § 12
| Корень 4 часа. | 16
| 4
| Внешнее строение корня.
| Функции корня. Корень, корневая система, главный, боковой, придаточный корни, стержневая и мочковатая корневая система, корневые волоски, чехлик.
| л/р №5 «Рассматривание корня у проростка фасоли»
| таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §13
| 17
| 5
| Лабораторный урок.
| Корневые волоски, чехлик
| л/р №6 «Рассматривание корневых волосков и чехлика»
| таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §13
| 18
| 6
| Внутреннее строение корня.
| Зоны деления, роста, всасывания, проведения. Восходящий и нисходящий ток жидкости.
|
| таблицы
|
| § 14
| 19
| 7
| Значение корней.
| Функции корня, разнообразие корней.
|
|
|
| § 15
| Побег 8 часов. | 20
| 8
| Строение и значение побега.
| Побег, стебель, листья, почки, узел, междоузлие, пазуха, пазушная и верхушечная почки, листорасположение, листовая мозаика
| л/р №7 «Побег, листорасположение»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| § 16
| 21
| 9
| Внешнее и внутреннее строение почки.
| Почка, почечные чешуи, почки вегетативные и генеративные, конус нарастания, рост, прищипка.
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| § 17
| 22
| 10
| Внешнее и внутреннее строение листа.
| Листья простые и сложные, жилки, жилкование, устьица, кожица, мякоть листа, столбчатая ткань, световые и теневые листья.
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты, микропрепараты
|
| § 18
| 23
| 11
| Лабораторный урок.
| л/р №8 «Внутреннее и внешнее строение листа»
| ТБ, культура рабочего места
| 24
| 12
| Функции листа.
| Фотосинтез, испарение воды, газообмен, выделение, листопад, видоизменения листьев.
|
|
|
| §19
| 25
| 13
| Внешнее и внутреннее строение стебля.
| Функции стебля, сердцевина, древесина, сосуды, ситовидные трубки, годичные кольца, розетки, плети, усы, лианы, суккуленты, корневище, клубень, луковица
| л/р №9 «Внутреннее и внешнее строение стебля»
| таблицы
|
| §20
| 26
| 14
| Многообразие стеблей.
| Розетки, плети, усы, лианы, суккуленты...
|
|
|
| §21
| 27
| 15
| Видоизменения подземных побегов.
| Корневище, столон, клубень, луковица.
| л/р №10 «Строение клубня и луковицы»
| таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| §22
| Цветок и плод 5 часов. | 28
| 16
| Строение и значение цветка.
| Семенное размножение, околоцветник, пестик, тычинка,, цветки мужские, женские, растения однодомные, двудомные.
| л/р № 11 «Строение цветка»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
| ТБ, культура рабочего места
| § 23 стр 85-86
| 29
| 17
| Соцветия.
| Простые и сложные соцветия
| л/р № 12 «Соцветия»
|
|
| § 23 стр 87-88
| 30
| 18
| Цветение и опыление.
| Опыление, оплодотворение, самоопыление, перекрёстное опыление
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| § 24
| 31
| 19
| Плод.
| Плод, приспособления к распространению, сухие и сочные, многосемянные, односемянные плоды.
|
|
|
| §25
| 32
| 20
| Взаимосвязь органов растения.
| Биосистема
|
|
| Повторить строение корня
| §26
| Основные процессы жизнедеятельности растений 10 часов. | 33
| 1
| Корневое питание растений.
| Корневое питание, корневые волоски, удобрения, макро и микроэлементы, плодородие почвы
|
| таблицы,
| Повторить строение корня
| § 27
| 34
| 2
| Воздушное питание растений.
| Воздушное питание, автотрофы и гетеротрофы, лист
|
| таблицы, натуральные объекты
| Повторить строение листа
| §28
| 35
| 3
| Космическая роль зелёных растений.
| Космическая роль растений, энергия, кислород, фотосинтез, хлорофилл.
|
|
| Повторить строение устьица
| §29
| 36
| 4
| Обмен веществ у растений.
| Дыхание, фотосинтез, водообмен.
|
| таблицы,
|
| § 30
| 37
| 5
| Значение воды в жизнедеятельности растений.
| Водообмен, экологические группы по отношению к воде
| л/р №13 «Знакомство с растениями разных экологических групп»
| таблицы, натуральные объекты
| Повторить строение цветка §24,23
| §31
| 38
| 6
| Размножение и оплодотворение растений.
| Размножение, половое (опыление, оплодотворение, гамета, зигота, зародыш),
|
| таблицы, натуральные объекты
|
| § 32
| 39
| 7
| Вегетативное размножение у растений.
| Размножение бесполое (вегетативное *клубень, луковица, черенки, прививка, культура тканей*, спорами)
| л/р №14 «Черенкование комнатных растений»
| таблицы, натуральные объекты
|
| §33,34
| 40
| 8
| Рост и развитие растительного организма.
| Семя, проросток, рост в длину и толщину, развитие
|
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| § 35
| 41
| 9
| Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
| сезонные и суточные ритмы, биотические, абиотические, антропогенные факторы
|
|
|
| §36
| 42
| 10
| Повторение.
|
|
|
|
|
| Основные отделы царства Растения 11 часов. | 43
| 1
| Понятие о систематике растений.
| Бинарная номенклатура, таксономические единицы
|
| таблицы,
|
| §37
| 44
| 2
| 45
| 3
| Водоросли.
| Таллом, одноклеточные, колониальные, нитчатые, многоклеточные, зелёные, бурые, красные водоросли, ризоиды
| л/р №15 «Знакомство с водорослями по гербарным образцам»
| таблицы, гербарии
| гаметофит
| § 38,39
| 46
| 4
| Отдел Мохообразные.
| Гаметофит, спорофит, земноводные растения, ризоиды, торфообразование
| л/р № 16 «Изучение внешнего строения мхов»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| §40
| 47
| 5
| Отдел Папоротникообразные.
| Папоротники, хвощи, плауны. Образование каменного угля. Проводящие ткани, антеридии, архегонии, спорангии, спорофит, гаметофит, заросток
| л/р № 17 «Изучение внешнего строения папоротникообразных»
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| §41
| 48
| 6
| Отдел Голосеменные.
| семя, пыльца, семязачаток
| л/р №18 «Внешний вид хвойных»
| таблицы,
|
| §42
| 49
| 7
| Отдел Покрытосеменные.
| Цветок, плод, классы
|
| таблицы,
|
| § 43
| 50
| 8
| Семейства класса Двудольные.
| Розовые, Бобовые, Капустные, Астровые, Паслёновые, формула цветка, соцветие, плод
| Определение растений
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
|
| § 44
| 51
| 9
| 52
| 10
| Семейства класса Однодольные.
| Лилейные, злаковые.
| Определение растений
| Гербарии, таблицы, натуральные объекты
| повт§43-45
| §45
| 53
| 11
| Лабораторный урок.
|
| л/р №19 Определение растений
| Гербарии, определительные карточки
|
|
| Историческое развитие растительного мира 4 часа. | 54
| 1
| Эволюция растений.
| Эволюция, ядерные, доядерные, псилофиты, палеоботаника
|
|
|
| § 46, 47
| 55
| 2
| 56
| 3
| Многообразие и происхождение культурных растений.
| Искусственный отбор, селекция, центры происхождения, сорняки
|
|
|
| § 48,49
| 57
| 4
| Царство Бактерии 2 часа. | 58
| 1
| Бактерии.
| Прокариоты, паразиты, сапрофиты, симбионты
|
| таблицы
|
| § 50-52
| 59
| 2
| Грибы. Лишайники. 3 часа. | 60
| 1
| Грибы.
| Эукариоты, грибница, гифы, плодовое тело, споры
| л/р № 20 «Плесневые грибы»
| таблицы, микропрепараты
| ТБ, культура рабочего места
| §53
| 61
| 2
| Многообразие и значение грибов
| микориза, симбионты, паразиты, хищники
| л/р № 21 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»
|
|
| §54
| 62
| 3
| Лишайники.
| слоевище, накипные, листоватые, кустистые лишайники
|
| таблицы, натуральные объекты
|
| §55
| Природные сообщества 6 часов. | 63
| 1
| Фитоценозы. Биоценозы. Экосистема.
| Фитоценоз, Биоценоз. Экосистема. Условия среды
| экскурсия
| таблицы,
|
| §56
| 64
| 2
| Приспособленность организмов к совместной жизни.
| ярусность
| экскурсия
|
|
| §57
| 65
| 3
| Смена природных сообществ.
| Временные и конечные сообщества
| экскурсия
|
|
| §58
| 66
| 4
| Многообразие природных сообществ.
|
| экскурсия
|
|
| §59
| 67
| 5
| Взаимосвязь организмов и неживой природы.
|
| экскурсия
|
|
| §60
| 68
| 6
| Летние задания.
|
|
|
|
|
| |