Технологическая карта урока биологии
Учитель: Наумкина Юлия Владимировна, учитель биологии, высшая категория, СОШ № 29 города Костромы
Предмет: Биология. Животные.
Класс: 7
Форма проведения урока: комбинированный с элементами развивающего обучения
Тип урока: расширение и углубление
Основная технология: проблемно – диалогическая (образовательная система «Школа 2100»)
Тема урока: Внешнее строение рыб
Цель: выяснить, какое значение имеют особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде
Задачи:
Образовательные:
Дополнить и уточнить особенности внешнего строения рыб, через опору на личный опыт учащихся
Выделить наиболее важные факторы водной среды
Установить взаимосвязь между внешним строением рыб и факторами водной среды
Развитие общеучебных умений:
Интеллектуальные умения: извлекать информацию из текста, иллюстраций; сравнивать и группировать факты и явления; устанавливать причинно – следственную связь; представлять информацию в виде таблицы, рисунков; делать вывод на основе обобщения знаний.
Коммуникативные умения: слушать и понимать; понимать точку зрения другого; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оценочные умения: проводить самооценку согласно алгоритму; оценивать результаты своей работы.
Организационные умения: самостоятельно формулировать цель деятельности; проверять результаты работы
Воспитательные:
Ориентировать на экологическое сознание и воспитание любви к природе;
Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности;
Содействовать становлению и проявлению индивидуальности учащихся.
Методы обучения:
Метод постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог
Метод поиска решения: подводящий от проблемы диалог
Оборудование: листки и фломастеры для рисунков, информационные листы для заполнения, таблица «Внешнее строение рыбы. Окунь», дополнительный материал в виде текста по внешнему строению рыб, карточки на доску с названиями особенностей внешнего строения рыб и факторами водной среды, текст на применение новых знаний, карточки для самоконтроля.
Этапы урока (примерное время)
| Деятельность учителя (фразы диалога, задания)
| Деятельность ученика
(формы работы,
способы действий)
| Доска и оборудование
| I.Орг. момент
(1 мин.)
| Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку
|
|
| II. Актуализа-
ция знаний
(3 мин.)
| - Нарисуйте на листке рыбу такой, какой вы ее себе представляете. По истечении времени, повесьте свой рисунок на доску
| 1.Индивидуальная работа: каждый ученик с помощью фломастера рисует на отдельном листке рыбу
2.Афиширование результатов работы: каждый ученик вывешивает на доску свой рисунок
| Учащиеся вывешивают на доску рисунки с изображением рыбы
| III.Создание проблемной ситуации
(7 мин.)
| - В связи с чем, рыбы имеют такое строение? - Давайте определим, какими факторами обладает водная среда, и запишем их в первую графу таблицы информационного листа по одному. Задает наводящие вопросы, например:
-Представьте ситуацию, вы стоите по колено в воде и пытаетесь бежать. Легко ли это сделать? Почему?
-Вы стоите на берегу чистого озера и видите его дно? Каким свойством обладает вода?
- Все мы пьем чай или кофе и добавляем сахар. А что с ним происходит в воде? Что это за свойство? В воде могут растворяться и газообразные вещества, например кислород, правда растворяется он плохо, поэтому кислорода мало в воде.
-Когда мы смотрим на реку, то замечаем, что вода не стоит на месте. Каким свойством обладает вода? Вывешивает на доску таблицу с изображением рыбы.
-Сравните свою рыбу, нарисованную на листке, с рыбой, изображенной на таблице.
-Отметили ли вы у своей рыбы такие особенности строения как:
обтекаемая форма тела
чешуя, расположенная черепицеобразно
плавники: парные (грудные и брюшные) и непарные
две пары ноздрей
боковая линия
окраска тела: брюхо светлее спины (специфическая окраска большинства рыб)
пара глаз
жаберные крышки
Прикрепляет названные особенности строения рыбы к ее изображению на таблице
-К сожалению, большинство из вас данные особенности внешнего строения рыб не отметили.
-Что нам сегодня предстоит выяснить?
- Сформулируйте тему урока
| Отвечают на вопрос (в связи с обитанием в воде) Отвечают на вопросы, называя свойства воды.
Записывают факторы водной среды в первую графу таблицы информационного листа
Учащиеся визуально сравнивают свой рисунок с таблицей
Формулируют цель и тему занятия и записывают их в информационный лист
|
Работа в информационном листе
Приложение 1.
Составляется опорная схема на доске:
Факторы водной среды:
большая плотность воды воды
прозрачность
способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода
текучесть
Таблица «Внешнее строение рыбы. Окунь» К таблице «Внешнее строение рыбы. Окунь» прикрепляются названные особенности внешнего строения рыбы:
обтекаемая форма тела
чешуя, расположенная черепицеобразно
парные плавники
непарные плавники
две пары ноздрей
боковая линия
окраска тела: брюхо светлее спины
пара глаз
жаберные крышки
Запись учителем на доске и учащимися в информационном листе темы и цели урока. Приложение 1.
Возможные варианты:
тема: Внешнее строение рыб
цель: выяснить, какое значение имеют особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде
|
IV.Открытие нового знания
(25 мин.)
|
Предлагает индивидуальную работу.
-Соотнесите каждую особенность внешнего строения рыбы с определенным фактором водной среды. Записи сделайте во вторую графу таблицы. В третью графу запишите, какое значение имеет данная особенность внешнего строения рыбы для жизни в воде. Записи делать в таблицу синей пастой. -Вы записали свои предположения, но верны ли они? Давайте проверим. А где можно взять интересующую нас информацию?
Мы будем использовать учебник и дополнительный материал. Предлагает работу в четырех группах.
-Каждая группа должна вытащить карточку, где указано направление изучения внешнего строения рыбы и далее работать с текстом учебника (§ 35-36, стр.170-173) и дополнительным материалом (текст «Внешнее строение рыб», см. приложение) -Вам необходимо найти значение выбранных особенностей внешнего строения рыбы и соотнести с соответствующим фактором водной среды. Сделать запись в таблицу информационного листа зеленой пастой, таким образом, выделяя правильные ответы. Если ответ, сделанный синей пастой, оказался верным, то рядом с ним поставить плюс зеленой пастой.
По истечении времени заслушиваются ответы каждой группы по своему направлению, при этом остальные корректируют свои записи в таблице зеленой пастой
В ходе отчетов групп учитель соотносит названия особенностей внешнего строения рыб с факторами водной среды, составляя при этом опорную схему - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на цель урока, записанную на доске)
- Оцените свой ответ, согласно алгоритму самооценки
|
Работают индивидуально в информационном листе
Отвечают на вопрос (учебник, дополнительный материал)
Представитель каждой группы вытаскивает одну карточку с направлением изучения внешнего строения рыбы:
Работа в группах:
1.Читают
2.Обсуждают
3.Корректируют записи в таблице информационного листа
Каждая группа выступает по результатам своей работы.
Слушают и корректируют зеленой пастой записи в таблице информационного листа по каждому направлению
Предлагают свое обобщение итоговой схемы на доске и таблицы в информационном листе
Оценивают свой ответ
|
Работа в информационном листе
Приложение 1.
4 карточки, на обратной стороне которых написано одно из направлений изучения внешнего строения рыбы:
обтекаемая форма тела, слизь,
черепицеобразное расположение чешуи, плавники
окраска тела: брюхо светлее спины, пара глаз
две пары ноздрей, жаберные крышки
боковая линия
Учебник (§ 35-36, стр.170-173) и дополнительный материал (текст «Внешнее строение рыб»)
Приложение 2. Работа в информационном листе
Приложение 1.
Дополняется опорная схема:
Алгоритм самооценки
|
V.Применение нового знания
(5 мин.)
|
Задание: используя свои новые знания, закончите предложения в карточке для самопроверки.
Задание: обменяйтесь карточками и с помощью «ключа» проверьте их правильность.
-Поднимите руки, у кого отметка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»?
|
Выполняют задание в карточке
Взаимопроверка выполнения задания в карточке
|
Карточки самопроверки
Приложение 3. Карточки для проверки задания
Приложение 4.
| VI.Домашнее задание
(2 мин.)
|
Поясняет дифференцированное домашнее задание, указанное в информационном листе:
1.Базовый уровень - §35-36 (стр.170-173) прочитать, в.3 устно, знать таблицу в информационном листе;
2.Уровень применения знаний - решить биологические задачи (две на выбор)
3.Творческий уровень – составить кроссворд с указанием всех особенностей внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде
|
Читают дифференцированное домашнее задание, указанное в информационном листе
|
Информационный лист
Приложение 1.
| VII.Рефлексия
(2 мин.)
|
- Какой была тема нашего урока? На какой вопрос мы искали ответ, нашли ли мы его? Оцените свою работу на уроке в карточке самооценки
|
Отвечают на вопросы и делают вывод по уроку Заполняют карточки самооценки и их сдают
| Карточки самооценки
Приложение 5.
| |