Скачать 54.21 Kb.
|
Применение технологии «Дебаты» на уроках биологии В 2005 г. большинство педагогов нашей школы прошли обучение технологии дебаты. В 2006 г. мы были участниками семинара общеобразовательной программы «Дебаты» на базе клуба «Дебаты» школы №80 г. Ярославля. С этого времени мы начали активно использовать данную технологию на уроках. В своём выступлении я хочу остановиться на вопросе: В чём состоит ценность данной технологии на примере уроков, которые были проведены на уроках биологии? Как мы выбираем тему для уроков? Тема дебатов – это злободневные, проблемные вопросы, имеющие разные точки зрения на одну и ту же проблему. При подготовке к уроку, мы планируем использование проблемной ситуации, которая выводит и нас на тему дебатов. В некоторых случаях сами ученики являются инициаторами. При столкновении разных точек зрения, на уроке возникает диалог, продолжить который мы и предлагаем в форме дебатов. Данная технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель (тьютор) выступает как руководитель этого процесса. «Дебаты» – это интеллектуальная игра (спор по правилам). Мы разъясняем правила. Для проведения игры необходимы:
В игру мы внесли некоторые изменения:
Уроки, проведённые в форме дебатов
Мы начинаем использовать данную технологию с 7-го класса. Это были и обычные и открытые уроки. Вы, видите, что команды, в некоторых случаях, у нас сборные. Мы считаем это большим плюсом, потому что старшие, которые уже принимали участие в ней, могут помочь младшим школьникам при подготовке. При подготовке к уроку по теме «Клонирование. За или против» в 9-м классе, обучающиеся 11-го класса сами подошли к нам и попросили поучаствовать в игре. Это были роли таймкиперов, судей и по одному спикеру в командах. Это говорит о том, что уроки в форме дебатов вызвал у них интерес, и появилось желание поучаствовать в ней снова. Технология позволяет решить коммуникативные задачи, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение проходит в процессе совместной деятельности и предполагает партнёрские отношения между участниками. Игра требует большой подготовки, в частности подбор соответствующего материала. Это способствует: 1. формированию умений и навыков работы с источниками, документами, справочниками, Int., которые рекомендует учитель или они находят их сами; 2. закреплению и актуализации полученных ранее знаний, овладение новыми знаниями, умениями и навыками; 3. предполагает активное включение самого ученика в поисковую, творческую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации.
Задача спикеров раскрыть кейс не повторяясь, а сделать это возможно лишь проведя анализ того, что было сказано. Мы видели, насколько обучающиеся должны быть внимательными и глубоко осознавать свою роль, если они даже не разделяют эту точку зрения. Например: в игре по теме «Бросай курить, занимайся спортом» аргументы команды «За курение» были более убедительными, хотя мы - то знали, что в душе они не разделяют эту точку зрения. Технология позволяет формировать умение отстаивать свою позицию, действовать в новых непредсказуемых ситуациях, быть терпимым к другим точкам зрения. Например: вопросы они готовят дома, но в раунде перекрёстных вопросов, анализируя ответы соперников, могли составлять их на ходу, что ставило врасплох команду соперника. Так происходило не раз и в наших дебатах. Это говорит о высшей степени логики и знания фактического материала. Поле того как урок прошёл мы часто слышали продолжение диалога, в который включаются уже другие ученики, которые не были непосредственными участниками команды. Всё это говорит о том, что никто не остался равнодушными, тема их взволновала и вызвала большой интерес. Подводя итоги, я хочу сказать о результатах на основе, проведённых уроков: данная технология
1.критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения; 2.слушать и слышать не только своё, но и другое мнение; 3. работать сообща ради достижения общей цели; 4.корректно общаться. В заключении хочу сказать: «Дебаты» в полной мере способствует решению основных задач российского образования – формированию общих компетенций учащихся; формированию критического мышления; потребности к самообразованию; социально активной личности; социально-коммуникативной компетентности. Я, как учитель, получаю большое удовлетворение при проведении уроков по данной технологии. «В общении все дни проходят наши, но искусно общаться – удел немногих, однако ж не только тех, кто талант к сему имеет, а тех кто сии мудрые законы знает и с пользою их применяет» М.В.Ломоносов |