Методическая разработка урока
по биологии 7 класс
Тема: Подцарство Низшие растения.
Общая характеристика водорослей.
Учитель:
Алишина Светлана
Михайловновна
МКОУ «Крутинский лицей»
Крутинского муниципального района Омской области
Аннотация к уроку
« Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей»
7 класс
Урок разработан в соответствии с программой по биологии для общеобразовательных учреждений 5-11классов; издательство «Дрофа»; 2010г.
УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.
Урок по тематическому планированию входит в раздел «Царство Растения»;
Тема 3.2. Низшие растения.
На изучение темы предусмотрено 2 часа. Урок является тринадцатым в учебном году и первым в теме «Низшие растения».
Изучение материала сопровождается демонстрацией схемы строения водорослей, информацией ЦОР для УМК В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов», проведением лабораторной работы «Изучение внешнего строения водорослей».
На уроке рассматривалась общая характеристика водорослей - представителей подцарства Низших растений; особенности строения одноклеточных водорослей, их питание и среда обитания.
Проведена лабораторная работа «Строение одноклеточной водоросли».
Урок разработан с применением технологии модульного обучения. Урок 13
Календарные сроки изучения: 2 – я неделя октября.
Вид урока: комбинированный урок.
Лабораторная работа « Строение одноклеточных водорослей».
Элементы содержания образования, изучаемые на уроке.
Знать:
- характерные признаки строения, жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений;
- признаки отличия их от бактерий, грибов, лишайников;
- разнообразие одноклеточных водорослей;
- признаки усложнения многоклеточных водорослей;
- особенности питания водорослей, в т.ч. не имеющих хлорофилла.
Уметь:
- проводить наблюдения; сравнивать; делать выводы; работать с микроскопом;
- составлять схему разнообразия жизненных форм водорослей;
- выдвигать гипотезы; обосновывать предложение.
Оборудование: Таблица и модель «Строение одноклеточных водорослей», диск ЦОР для 7кл. «Многообразие живых организмов», микроскопы, микробиологические лаборотории, ПК, проектор.
№
У.Э.
| Учебный материал с указанием заданий
| Рекомендации по выполнению заданий и оценок
| У.Э. 0.
| Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами познакомиться с особенностями организации низших растений, их разнообразием, распространением на Земле, приспособленностью к жизни;
| Прочитайте цель урока
| У.Э. 1.
| Проверка домашнего задания
Цель: проверить знания по теме
«Общая характеристика царства Растений»
Выполни тест:
1). Чем животные отличается от растений:
а). Состоят из клеток;
б). Питаются готовыми органическими веществами;
в). Имеют неограниченный рост.
2). Растения делятся на подцарство низшие и подцарство высшие:
а). По размерам; б). По наличию органов и тканей;
в). По наличию цветка.
3). Водоросли относятся к царству растений так как :
1). Состоят из клеток гриба и водоросли;
2). Являются продуцентами;
3). Являются гетеротрофами.
4). В клетках растений в отличии от клеток животных имеются:
1). Ядро с ядерным соком;
2). Вакуоль с клеточным соком; 3). Митохондрии.
5). В клетках растений имеются:
1). Цитоплазма; 2). Пластиды; 3). Митохондрии.
| Внимательно прочти тест и подбери правильный ответ.
Взаимопроверка Максимальный балл - 5 Ваш балл ____
| У.Э. 2.
| Цель: Подготовка к восприятию нового материала
I. Обсудите в парах и подготовьте устные ответы на следующие вопросы:
1). Какие органы имеют растения?
2). Какое значение имеют вегетативные органы?
3). Рассмотрите гербарий нескольких растений
(водоросли, папоротники, покрытосеменные).
Какие отличительные признаки у представителей отдела «Зелёные водоросли»?
II. Обсудите эти вопросы в классе.
| Работа в парах Работать вместе с классом Максимальный балл - 3
Ваш балл __
| У.Э. 3.
| Цель: Самостоятельно изучить особенности строения одноклеточных водорослей на примере хлореллы, хламидоманады.
Прочитай текст учебника на с. 40-41
Прослушай информацию ЦОР
«Общая характеристика водорослей»
Сопоставь полученную информацию с рисунками из
ЦОР «Общая характеристика водорослей»
Сформулируйте вывод: работа с классом
| Самостоятель-ная работа
Письменно выполни задание №25 с.21 из рабочей тетради.
Взаимопроверка
Максимальный балл - 5
Ваш балл ____
| У,Э. 4
| Цель: изучить особенности строения одноклеточной зелёной водорослей. Лабораторная работа « Строение одноклеточной зелёной водоросли хламидомонады»
| Выполни Л.Р. задание № 30
№1, №2, №3. Сдай Р.Т. на проверку учителю.
| У.Э. 5
| Цель: проверить усвоение знаний об особенностях организации водорослей.
Обобщение полученных знаний. Подведение итогов.
1 .Прочитай цель урока
2. Достигли ли вы цели урока?
3. Оцените свою работу:
«Отлично» - 12 – 13 баллов
«Хорошо» - 10 - 11баллов
«Удовлетворительно» - 8 - 9 баллов
«Неудовлетворительно» - менее 8 баллов
Домашняя работа
Выбери домашнее задание в зависимости от того, как успешно Вы работали на уроке.
Выполнил все У.Э. на «4» и «5» - возьми творческое задание по теме:
«Многообразие водорослей и их значение».
Иногда испытывал затруднения и допускал ошибки – повтори изученную тему и проверь знания.
Заполни таблицу:
«Общая характеристика водорослей»
|
Работа с учителем Индивидуально
Работа индивидуально в группе коррекции знаний.
Результат оценивает ученик или учитель.
|
| Спасибо!
|
|
Сравнительная таблица
«Особенности строения и организации водорослей и цветковых растений»
(Отметь правильный ответ знаком + или -
Впиши в таблицу нужные слова
Строение клетки, питание, среда обитания
| Водоросли
| Цветковые растения
| Ядро
Оболочка
Цитоплазма
Хлорофилл
|
|
| Тип питания
|
|
| Среда обитания
|
|
| Органы
|
|
| Ткани
|
|
| |