© Чухрий В.В., 2007
Муниципальное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
№9 городского округа город Буй.
Разработка урока по биологии.
6 класс. 2006-2007 учебный год.
Автор Чухрий В.В., учитель биологии МОУ СОШ №9.
Инновационная программа Н.И.Сонина, А.А.Плешакова, В.Б. Захарова и соавторов. Учебник Н.И.Сонина «Биология. Живой организм».
Тема: «Органы цветкового растения».
Цель: обобщить знания и практические умения по теме.
Задачи: 1. Установить сходство и различие между разными системами органов растений, выявить их анатомические, морфологические и функциональные особенности с помощью практических заданий с гербарием, живыми объектами, таблицами, рисунками, спилами.
2. Выявить умение применять ранее полученные знания в решении биологических задач, проблемных вопросов по теме.
3. Развивать интерес к предмету, живой природе через творческие задания и решение проблемных вопросов.
Форма: КСО, групповая форма работы.
Тип урока: обобщающий.
Технология: (групповые формы работы) педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, технология решения биологических задач, решения проблемных ситуаций (роль катализатора, СУД). Компьютерная: использование презентации по результатам экскурсии в тепличный комбинат «Высоково» и областную станцию юннатов.
План урока.
1 Актуализация знаний.
Тёплая зима – состояние вегетативных органов?
2. Этапы обобщения знаний по теме:
- работа в группах по заданиям карточек;
- решение биологических задач и проблем;
- творческое задание: «Его (Её) Величество….»;
- рубрика «Это интересно».
3. Оценивание.
4. Итог. Рефлексия.
Технологическая карта урока.
Алгоритм.
| Содержание.
| Тема
| Органы цветкового растения.
| Планируемый результат. Значимость для ученика.
| Каждый орган имеет морфологические, микроскопические и функциональные особенности. Значение.
Влияние температуры на вегетативные и генеративные органы. Тёплая зима. Всему своё время!
| Познавательные задания.
| 1. Задания для групп (карточки). Подготовка 5 минут.
Первая группа.
1.Используя гербарий, установите сходство и отличие между двумя типами корневых систем. Приведите примеры растений с разными типами корневых систем. Подумайте, из чего появляется главный корень?
2. По муляжам определите название видоизменённого корня. На парте муляжи: клубень картофеля, корнеплоды моркови и свёклы, луковица, корень лопуха. Подумайте, как приспособилось маленькое растение верблюжья колючка к выживанию в пустыне?
3. Почему о корневом волоске говорят как о самом важном органе? Подумайте, какая ткань в цветковом организме связывает все органы? Каким образом это происходит? Составьте схему.
Вторая группа.
1. По спилу ствола дерева определите слои в порядке следования от наружного. Дайте им краткую, но точную характеристику по плану: название, особенности строения (какой тканью образован слой, особенности клеток), функция.
2. Решите задачу: что произойдёт с яблоней, если зайцы зимой повредят её кору? Обоснуйте ответ.
3. Рассмотрите семена гороха и срезы зерновки пшеницы, обратите внимание на рисунки, надписи. Назовите отличия в строении предложенных семян. Вспомните, из чего получают манную крупу? Можно ли её назвать КПСС? (корешок, почечка, стебелёк, семядоля).
Третья группа.
1. По предложенному гербарию установите сходство и отличие простых и сложных листьев. Подумайте, чем лист прикрепляется к стеблю? Что такое листовая мозаика и её роль?
2. На комнатном растении определите тип расположения листьев и их жилкование. Почему жилку называют «дорогой» жизни?
3. Составьте план ответа на вопросы: как осуществляется воздушное питание растений, как осуществляется дыхание растений? В чём отличие питания растений от дыхания?
Четвёртая группа.
1. По гербарию, натуральным объектам, таблице установите сходство и отличие между вегетативной и генеративной почками. Подумайте, в какое время года закладываются почки?
2. Определите причину набухания и распускания почек зимой. Каковы последствия такого явления природы? Обоснуйте.
3. Рассмотрите продольный срез кочана капусты и клубень картофеля. Что это за органы? Обоснуйте ответ.
Пятая группа.
1. Найдите на модели цветка картофеля, живых объектах цветущих комнатных растениях главные и не главные части цветка. Обоснуйте свой выбор.
2. На предложенном гербарии определите виды соцветий. Объясните их биологическую роль. Подумайте, какие виды цветков изображены на рисунках. Найдите однодомные и двудомные растения. Почему их так называют?
3. Определите на предложенном материале типы и виды плодов. На столе муляжи, картинки, натуральные объекты: апельсин, грецкий орех, груша, коробочка мака, семянки подсолнечника, кабачок. Как приспособился распространять свои семена бешеный огурец?
2. Выступление групп (15 минут). Условие: быстрый темп.
Физминутка.
3. Решение биологических задач и проблем. Обсуждение в группах обязательно!
1. Почему растения лучше растут там, где в почве больше дождевых червей?
2. Предложите план действий по увеличению корневой системы.
3. Найдите и исправьте биологические ошибки:
-плоды картофеля – клубни;
-на верхушке ветки липы легко обнаружить корневой чехлик;
-юннаты работали на делянке помидоров. Одни удаляли молодые побеги, а другие – листья. На каких растениях будет больше помидоров? Почему?
4.
Объект.
| Проблема.
| Решение.
| Цветок
| Как опылиться?
|
| Плод с семенами
| Где и как запасти питательные вещества?
|
| Корень
| Откуда и как получить органические вещества?
|
| Лист
| Зачем я такой зелёный?
|
| Одуванчик
| Как использовать свой парашют?
|
| Горох
| Как хочется много света!
|
| Вода
| Как испариться?
|
|
5. Творческое задание для групп: «Его (Её) Величество….». Составить за 1 минуту научную сказку по выбранному объекту.
Объекты:
Пестик
Чехлик
Росянка
Семядоля
Кожица
Выступления групп.
6. Учитель. Зачитываются из рубрики «Это интересно» сведения об удивительном из мира растений (бамбук, баобаб, виктория регия, непентес).
Презентация «Растения тепличного комбината Высоково и областной СЮН». Результаты экскурсии.
| Оценивание.
| Все выступавшие в течение урока получают оценки. В оценивании участвуют дети.
| Рефлексия. Домашнее задание.
| На листочках дать ответ на вопрос. Нужны ли уроки групповой формы и почему?
Написать научную сказку по любому выбранному объекту.
|
Пример из презентации учителя.
2 Современный тепличный комбинат «Высоково». Областная СЮН. 006-2007г.
Как интересен и многообразен мир цветковых. растений!
Условия, созданные человеком.
Листья, их структурные элементы.
Многообразие плодов.
|