Скачать 115.22 Kb.
|
МКОУ «Петуховская редняя общеобразовательная школа №3» Чернышева Галина Арсеньевна Конспект урока. . Предмет: окружающий мир. Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир». Тема: «Воздух и его охрана» Класс: 3 . Цели:
Оборудование:
Ход урока.
Стихотворение наизусть читает ученик. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Вот книжки на столе, А вот – тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки, И не досуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный! 2.Сообщение темы и целей урока. - Предположите, о чём пойдёт речь на уроке и докажите своё мнение. Ученик читает загадку по карточке (2 раза): Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем Варианты ответов учащихся: -Я думаю, что речь пойдёт о воздухе, потому что мы без него не можем жить. - Возможно, на уроке мы будем говорить о воздухе, так как мы его не видим. Воздух через нос попадает к нам в лёгкие. - Как бы вы определили тему урока? Варианты ответов учащихся: - Воздух. - Невидимка – воздух. - Сверим ваши предположения с тем, что у меня написано на доске. (Учитель вывешивает на доску карточку.) На доске тема урока: «Что такое воздух?» - Тема урока обозначена вопросом. Чтобы ответить на этот вопрос, мы превратимся в исследователей. - Как вы думаете, чем занимаются люди этой профессии? Варианты ответов учащихся: -Я думаю, что это учёные. - Это человек, который занимается различными исследованиями, что-то изучает. - Это ваши предположения. Где можно точно узнать значение этого слова? Варианты ответов учащихся: - Можно использовать словарь. - Давайте, посмотрим толкование этого слова в словаре С.И. Ожегова «Исследователь – это человек, который занимается научной работой». (из словаря С.И.Ожегова) 3.Воздух и его свойства. Демонстрация опытов. Опыт 1. - Назовите предметы, стоящие на ваших партах. Предположите, какой вид работы будем выполнять. Варианты ответов учащихся: - На партах находится пробирка и стакан с водой. Я думаю, что мы будем в пробирку наливать воду. - Наверное, мы будем пробирку опускать в стакан с водой. - Мы исследователи и будем проводить опыты. - Возьмите в руки пробирку. Что в ней находится? Варианты ответов учащихся: - Пробирка пустая. - Что ж, давайте проверим наши предположения. Медленно опускаем пробирку в стакан с водой. - Что вы увидели? Варианты ответов учащихся: - Из горлышка побежали пузырьки. - Мы предположили, что пробирка пуста, откуда же появились пузырьки? Что за «невидимка» сидел в пробирке? Варианты ответов учащихся: - В пробирке находился воздух. -Правильно. Воздух окружает нас со всех сторон. Каждая щель, дырочка, любое пространство заполнено воздухом. Но видим ли мы его? Варианты ответов учащихся: - Я думаю, что воздух увидеть нельзя. - А я думаю, что воздух можно ощутить. - У нас две версии. Кто из исследователей прав? В этом нам придется сейчас разобраться. Каким бы вы цветом изобразили воздух, если бы были художником. Варианты ответов учащихся: - Я бы взял голубую краску. - Нет цвета, которым можно изобразить воздух. - Воздух бесцветен. - У нас несколько предположений. Необходимо разобраться, чье утверждение верно. Учитель вывешивает на доску карточку. - Верно ли утверждение, что в классе есть воздух? Варианты ответов учащихся: - Я думаю, что в классе есть воздух. - Воздух есть не только в классе, он окружает нас везде. - Правильно, всё пространство в классе заполнено воздухом. Посмотрите на соседа, вы видите друг друга? Посмотрите в окно. - Вы видите всё, что за окном? О каком свойстве воздуха можно ещё сказать? Вывод учащихся: - Воздух прозрачный. Учитель вывешивает на доску карточку. - О каких свойствах воздуха мы узнали? Вывод учащихся: - Воздух – бесцветен и прозрачный. Опыт 2. - Сейчас исследуем воздух на запах. Предположите результат нашего исследования. Варианты ответов учащихся: - Воздух не имеет запаха. - Воздух имеет запах, мы же чувствуем, например, что готовят в столовой. - Проверим наши предположения. - Играем в игру «Ночь». Закройте глаза. Учитель использует освежитель воздуха. - Что изменилось? Варианты ответов учащихся: - Вы использовали освежитель и воздух стал пахнуть. - Воздух приобрёл запах. Вывод учащихся: - Воздух своего запаха не имеет. Пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется. Например: дым, дух, ,запах еды. Сравним результат вашего исследования и мой вывод. Учитель вывешивает на доску карточку. Опыт 3. (На столе у детей лежат воздушные шарики) Предположите, для чего нам нужны предметы, лежащие на столе. Варианты ответов учащихся: -Наверное, мы будем надувать шарики? - Возможно. Но как мы можем связать эти предметы с темой нашего урока? Варианты ответов учащихся: -Может быть, мы сможем узнать, сколько воздуха находится в шарике. - Какую форму приобретает воздух, находящийся в шарике. - Возможно, вы и правы. В ходе выполнения работы мы узнаем, кто был прав. - Надуйте шарики и попробуйте его сжать. Что вы наблюдаете? Варианты ответов учащихся: - Шарик сжимается, значит, и воздух в нем можно сжать. - Оказывается, что воздух можно сжать. Для этого люди придумали различные приспособления и очень широко используют сжатый воздух в жизни. А вот какое приспособление, вы ответите сами, после моего рассказа. Во всем мире много миллионов автомобилей. И все они ездят как бы по воздушной подушке. Благодаря тому, что в камерах автопокрышек находится сжатый воздух, машины едут плавно, без тряски. А футбольные, баскетбольные, волейбольные мячи, посмотрите, как они отскакивают и подпрыгивают! (Учитель демонстрирует.) - Как вы думаете, какое приспособление использует человек для сжатия воздуха? Варианты ответов учащихся: - Человек использует насос. (Учитель показывает приспособление для сжатия воздуха – насос.) - Что вы ещё узнали о воздухе и где он используется? Вариант ответа учащегося: - Воздух можно сжать при помощи насоса. Учитель вывешивает карточку. - Сжатый воздух используют в камерах автопокрышек, мячах. Опыт 4. На доске геометрические фигуры. - Что вы видите на доске? Вариант ответа учащегося: - На доске геометрические фигуры. -Предположите, для чего они? Варианты ответов учащихся: - Мы будем конструировать что-нибудь из фигур. - Находить лишнюю фигуру. - Сравнивать. - Назовите, какие геометрические фигуры вы видите. Вариант ответа учащегося: - Круг, квадрат, многоугольник, треугольник. - В чём различие этих фигур? Варианты ответов учащихся: - Они различаются по цвету. - Эти фигуры разные по форме. - Предположите, какой формы может быть воздух? Варианты ответов учащихся: - Он может принять любую форму. - Воздух не имеет формы. На столе предметы: банка, бутылка, чашка, ваза. - Какую форму примет воздух в каждом их этих предметов? Варианты ответов учащихся: - В банке – форму банки и т.д. -Вы правы! Воздух не имеет определённой формы и занимает всё свободное пространство. Учитель вывешивает карточку. Опыт 5. На столе предметы: свечка, стакан, спички. - Предположите, что будем делать с этими предметами? Варианты ответов учащихся: - Мы будем зажигать свечку. - Я думаю, вы зажжёте свечку, а потом накроете её стаканом. - Возможно. Проследите за тем, что я буду делать и сделайте определенный вывод. Учитель зажигает свечку, а затем накрывает стаканом. Вывод учащихся: -Свеча сначала горела, но после того, как ее накрыли стаканом, она погасла. Может быть, для горения места мало? - Возможно, свеча погасла из-за того, что сгорел воздух, который там находился. - У нас два варианта. Чье суждение верно, как вы думаете? Варианты ответов учащихся. (учащиеся высказывают свое мнение и доказываю его) - Свечка ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кисло- рода. Что вы знаете о кислороде? Варианты ответов учащихся. - Мы дышим кислородом. - Кислородом дышат животные. - Как называется газ, который мы выдыхаем? Ответ учащегося. - Газ, который мы выдыхаем называется - углекислый газ. - Предположите, какое задание я вам предложу. Ответ учащегося. -Я думаю, что Вы нам предложите составить рассказ по плану. На доске план. Воздух.
Рассказывают 2 ученика: (примерный рассказ уч-ся) - Воздух состоит из углекислого газа, кислорода и азота. Больше всего в воздухе – азота, а меньше всего углекислого газа. - Чей рассказ вам понравился больше и почему? Варианты ответов учащихся: - Мне понравился рассказ ….., потому что он дал полный ответ, не упустил главного, отвечал целыми предложениями. Можно сделать вывод, что воздух – это смесь газов. Учитель вывешивает на доску карточку. 4.Физкультминутка. Приоткрыть окно. - Сейчас я предлагаю вам почувствовать воздух.
- Потоки ветерка, который появлялся при ваших движениях - это воздух. - Что я сделала, перед тем как отдохнуть? Ответ учащегося. - Вы открыли окно. -Зачем я приоткрыла окно? Варианты ответов учащихся: - Чтобы был свежий воздух, много кислорода. - Для того, чтобы проветрилось помещение. - Ребята подготовили сообщения, давайте их послушаем. 1 сообщение. Без кислорода не может жить ни человек, ни растения, ни животные. Дышат люди, звери, птицы и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. 2сообщение. Всё живое давно бы погибло, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, поля, луга, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. - Как вы думаете, что такое лёгкие? Варианты ответов учащихся: - Лёгкие – это орган дыхания. - При помощи лёгких мы дышим. - Подумайте, почему о растениях говорят, что это «лёгкие» Земли? Варианты ответов учащихся: - Растения вырабатывают кислород, которым мы дышим. - Растения – это «лёгкие» Земли, потому что они очищают воздух от вредных газов. 5.Работа с учебником. - Откройте учебник на стр. 39., шёпотом прочитайте задание. Прочитает вслух …. Что вы должны сделать? Ответ учащегося. - Рассматривая рисунок, мы должны объяснить значение схемы. Беседа по схеме. - Отчего загрязняется воздух? Ответ учащегося. - Заводы, фабрики, автомобили загрязняют воздух. Ответ учащегося. - На что это влияет? - Такой воздух опасен для людей, животных, растений. Ответ учащегося. - Как защитить воздух от загрязнения? - Для того, чтобы защитить воздух от загрязнений нужно устанавливать очистительные сооружения. - Сделайте вывод. Ответ учащегося. - Воздух нужно беречь. - Сравните наш вывод с выводом в учебнике. Прочитайте. - Расскажите, что вы узнали о воздухе. Можно использовать схему учебника. Рассказывают 2 ученика: (примерный рассказ уч-ся) - Воздух – это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Воздух – бесцветен, прозрачный, без запаха, не имеет формы, можно сжать. Воздух нужно беречь. 6.Самостоятельная работа. - На парте у вас лежат листочки со схемами. Вставьте пропущенные слова. Схема на доске закрывается. - Я открываю схему на доске, вы проверяете её у себя. - Кто всё сделал правильно, поднимите руку. Поднимите сигнальную карточку, если у вас нет ошибок. Нарисуйте звёздочку. - Кто ошибся? Исправьте ошибку зелёной ручкой. (анализ допущенной ошибки) - Поднимите руку, кто допустил ошибку в предложении: Воздух – это смесь …? - Исправьте свою ошибку зелёной ручкой (анализ допущенной ошибки) - Кто ошибся или не смог написать, какое свойство воздуха было пропущено? Исправьте, пожалуйста, свою ошибку (анализ допущенной ошибки) 7.Итог урока. - Что нового узнали на уроке? Варианты ответов учащихся: - Сегодня на уроке мы узнали о свойствах воздуха. - На уроке я узнала, из каких газов состоит воздух? - Сегодня мы говорили, отчего загрязняется воздух и как защитить его от загрязнений. - Как полученные знания могут пригодиться в жизни? Варианты ответов учащихся. - При накачивании мяча, я использую сжатый воздух -Чистый воздух необходим для здоровья человека. - Необходимо заботиться о чистоте воздух и так далее. - Молодцы! Хорошо поработали сегодня на уроке. Свои исследования мы научимся оформлять в виде проекта на следующем занятии нашего научно-исследовательского кружка «Почемучки». 8.Домашнее задание. Дома вам нужно будет составить рассказ о воздухе и его свойствах. |