Скачать 45.38 Kb.
|
Урок-путешествие в 3 классе ТЕМА УРОКА: Обобщение знаний о местоимении. Цели урока 1. Углубить знания учащихся о местоимении. 2. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении местоимений в речи. 3. Развивать умения учащихся работать в группе. 4. воспитывать взаимовыручку. ХОД УРОКА I Оргмомент II Сообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо. Здравствуйте, друзья! Я узнала, что вы хотите прибыть в мою страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых и находчивых. А главное, знающих людей. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствия. Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно рею идете все испытания, расскажете все, что обо мне знаете. я буду рада приветствовать вас в моем Дворце. Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. Команда, набравшая больше ключиков, получит право открыть дворцовые ворота. В добрый путь! Королева Местоимения. III «ПЕЩЕРА ЗАГАДОК» Чтобы найти это препятствие, необходимо отгадать заики. Отгадки следует написать на лист. Капитан команды ишет ответ на пленке кодоскопа. 1. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах? (Я-мы) 2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь-я) 3. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица. Второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно (Я-корь) 4. Первый слог - личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (Ты-ква) 5. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй и третий - синоним к слову «горе». Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда) 6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик) 7. В каком местоимении два звука, одна буква? (Я) 8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву «ц», чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц) Подведение итогов. IV. «ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ» Замените существительное личным местоимением. 1 команда Орёл свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне. 2 команда Самое маленькое гнездо вьет королек. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок. 3 команда Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом. Задание: сделать полный синтаксический разбор предложения, дать ему характеристику. Вопросы: ♦ Почему вы заменили имя существительное местоимением? ♦ Каким членом предложения может быть местоимение? Подведение итогов этапа. V «ПОЛЯНА СКАЗОК» Каждый ученик получает карточку с заданием: Прочитайте текст. Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме. Карточка дли 1 команды Приплыла к (он) рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче.» Воротился старик ко старухе, Рассказал (она) великое чудо. Задания: ♦ Разбери слово по составу: (Старик) ♦ Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха) Карточка для 2 команды Не посмел я взять с (она) выкуп, Отпустил (она) в синее море. Не умел ты взять выкупа с рыбки. Хоть бы взял ты с (она) корыто. Задания. ♦ Найдите слова с суффиксом -к-. (Рыбка) ♦ Подберите и запишите 2 однокоренных слова. Карточка для 3 команды На (он) прикрикнула старуха, На конюшню служить (он) послала. Старичок к старухе воротился, Что ж. Пред (он) царские палаты. Задания ♦ Разберите слово царские по составу. ♦ Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица) Вопрос: Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.) Вывод. Веселый привал VI Физкультминутка. VII. «ГОРА ГРАМОТНОСТИ» Задание: Написать местоимения в нужном падеже. Каждый ученик команды пишет на карточках, коллективный ответ оформляют на доске 1 команда С (ОН) Т. п. У (ОНА) Р. п. ПЕРВД(ОН) Т. ЗА (ОНА) Т. п. 2 команда У (ОН) Р. п НАД (ОНА) Т. п. К (ОН) Д. п. О (ОНА) П. п. 3 команда ОТ (ОНА) Р. п. . НАД (ОН) Т. п О (ОН) П. п. Проверка: Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, копи они стоят в косвенных падежах? Мы подошли к воротам дворца королевы Местоимении. VIII. Итог урока:. Вспомним, что мы узнали о королеве Местоимении. Расскажите, пользуясь планом: 1. Значение. 2. Вопросы. 3. Постоянные признаки. 4. Как изменяется. 5. Роль в предложении. - Мы многое узнали о королеве Местоимении и подошли к ее дворцу. Команда, получившая большее число ключиков, открывает дворцовые ворота. Дорогие ребята! Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте страну Слов. Поможет вам в этом мой подарок! До встречи на страницах учебника. Королева Местоимения. IX Д /з Учитель напоминает детям, что у королевы Местоимении сегодня день рождения и предлагает написать личное письмо-поздравление и поблагодарить ее за гостеприимство и за интересное путешествие. |