Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Поспелихинская сельская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района Алтайского края
Согласована Согласована Рассмотрена Утверждена
на заседании с заместителем на педагогическом совете приказом № 192
МО учителей директора школы Протокол № 1 от 29. 08. 2013 г.
естественнонаучных по УВР от 28. 08. 2013 г. Директор школы:
и физико-математических 27. 08. 2013 г. /Л.В.Григорьева
дисциплин Зам. директора по УВР:
Протокол № 1 /С.Н. Ковалева
от 26.08. 2013 г.
Руководитель МО:
______/О.А. Стрельцова Рабочая программа учебного предмета
БИОЛОГИЯ
7 класс
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
базовый уровень
Срок реализации программы – 1 год
Составлена на основе авторской программы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. – Программы для общеобразовательных учреждений: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы.
Составитель:
Лейман Татьяна Геннадиевна
учитель биологии и химии
высшей квалификационной
категории п. Поспелихинский
2013 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования (school.edu.ru/dok_edu.asp), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, БУП, Примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята программа курса биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В.Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой // Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.; Биология.5—11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. Г. М. Пальдяева. — М.: Дрофа, 2010. — полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник: В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 302 с. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в федеральный перечень учебных пособий. Содержание учебника соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии и входит в учебно-методический комплект по биологии авторской линии В.В. Пасечника.
Программа раскрывает содержание обучения биологии учащихся в 7 классе. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Цель: Дать общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Задачи:
Ознакомить с основными положениями биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов и растений.
Дать представление о многообразии растительных сообществ, их изменении под влиянием деятельности человека.
Научить принимать экологически правильные решения в области природопользования и применять полученные знания в своей деятельности.
Сформировать представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации.
Формы обучения: лекции, лабораторные работы, самостоятельная и домашняя работа, экскурсии, демонстрации видеофильмов. Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, частично-поисковые. Средства обучения:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, рабочие тетради, раздаточный материал).
Электронные образовательные ресурсы.
Аудиовизуальные (слайды)
Наглядные плоскостные (плакаты)
Демонстрационные (стенды, модели демонстрационные)
Учебные приборы (микроскопы, микропрепараты)
Приемы:
организационные (беседа, работа с конспектом, ответы с места и у доски, работа с демонстрационным и раздаточным материалом, наблюдение; индивидуальная, групповая, фронтальная работа);
технические (работа с таблицами и карточками, коллекциями, опыты; использование компьютерных технологий);
логические (сравнение, выводы, постановка проблемы, обобщение, выявление признаков).
Технологии: личностно-ориентированного обучения, проектные технологии, ИКТ. Соответствует ФКГОС.
Составлена на основе авторской программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова – Программы для общеобразовательных учреждений: Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы - М.: Дрофа, 2010.
Учебно-методический комплект:
В.В. Латюшин, В.А.Шапкин «Биология. Животные» 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2012. – 302 с.
Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012. – 175 с.: ил.
Оданович М.В., Старикова Н.И., Гаджиева Е.М., Щелчкова Е.Ю. Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. – Волгоград: Учитель, 2009.
Место предмета в учебном плане:
Количество часов в БУП
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов в УП
| Количество часов в РП
| 70 ч/год
(2 ч/нед.)
| 70 ч/год
(2 ч/нед.)
| 70 ч/год
(2 ч/нед.)
| 70 ч/год
(2 ч/нед.)
|
Содержание курса
Раздел
| Количество часов по авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| Введение. Общие сведения о животном мире
| 2
| 2
| Раздел 1.
Многообразие животных
| 34
| 36
| Раздел 2.
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
| 14
| 14
| Раздел 3.
Индивидуальное развитие животных
| 3
| 3
| Раздел 4.
Развитие животного мира на Земле
| 3
| 4
| РАЗДЕЛ 5.
Биоценозы
| 4
| 6
| РАЗДЕЛ 6
Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
| 5
| 5
| Резерв времени
| 5
| -
| Итого
| 70
| 70
|
Отличия от авторской программы:
Распределение часов по темам составлено согласно авторской программе. Резервное время используется следующим образом:
2 часа добавлено в раздел 1 «Многообразие животных»
Обоснование: часы необходимы для проведения контрольно – обобщающих уроков, не предусмотренных авторской программой.
1 час добавлен в раздел 4 «Развитие животного мира на Земле»
Обоснование: для проведения обобщающего урока по теме: «Эволюция строения и функций организмов и их систем».
2 часа добавлены в раздел 5 «Биоценозы».
Обоснование: этот час необходим для проведения контрольно – обобщающего урока, не предусмотренного авторской программой.
Все демонстрации, лабораторные работы взяты из примерной и авторской программ, с некоторой корректировкой:
экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных» не может быть проведена из–за отсутствия объекта для наблюдения.
две экскурсии в разделе 5 «Биоценозы» объединены в одну, так как недостаточно времени для проведения.
Авторская программа в большинстве случаев предусматривает слишком объемные названия темы урока и вызывает затруднения в записи темы в классный журнал. Рационально сократить название отдельных тем до лаконичного и логически законченного варианта. Календарно-тематическое планирование
№
п/п
| Наименование раздела и темы
| Кол-во часов
| Дата проведения
| 1
| Инструктаж поТБ. История изучения животных. Методы изучения животных.
| 1
| 02.09
| 2
| Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
| 1
| 05.09
| 3/1
| Простейшие. Многообразие, среда и место обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
| 1
| 09.09
| 4/2
| Простейшие. Жгутиконосцы, инфузории.
| 1
| 12.09
| 5/1
| Многоклеточные животные.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 16.09
| 6/2
| Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
| 1
| 19.09
| 7/3
| Тип Плоские Черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 23.09
| 8/4
| Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 26.09
| 9/5
| Тип Кольчатые черви. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 30.09
| 10/6
| Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение.
| 1
| 3.10
| 11/7
| Тип Моллюски. Брюхоногие, двустворчатые и головоногие. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
|
7.09
| 12/8
| Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 10.09
| 13/9
| Контрольно – обобщающий урок по теме:
« Многообразие, биологические и экологические особенности, значение Беспозвоночных»
| 1
| 14.10
| 14/10
| Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Л/р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных». Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 17.10
| 15/11
| Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 21.10
| 16/12
| Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
| 1
| 24.10
| 17/13
| Многообразие насекомых. Отряды: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.
| 1
| 29.10
| 18/14
| Многообразие насекомых. Отряды: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
| 1
| 31.10
| 19/15
| Многообразие насекомых. Отряды: Чешуекрылые, Двукрылые, Равнокрылые, Блохи.
| 1
| 11.11
| 20/16
| Класс Насекомые. Отряд перепончатокрылые.
| 1
| 14.11
| 21/17
| Л/р № 3
«Изучение представителей отрядов насекомых».
| 1
| 18.11
| 22/18
| Контрольно – обобщающий урок по теме
«Тип Членистоногие».
| 1
|
| 23/1
| Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
| 1
| 21.11
| 24/2
| Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы: Хрящевые, Костные.
Л/р № 4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
| 1
| 25.11
| 25/3
| Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы: Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные..
| 1
| 28.11
| 26/4
| Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Классы: Костные рыбы. Отряды: Осетровые, Сельдеобразные, Лососевые. Карпообразные, Окунеобразные
| 1
| 2.12
| 27/5
| Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды
| 1
| 5.12
| 28/6
| Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
| 1
| 9.12
| 29/7
| Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Отряды: Черепахи и Крокодилы.
| 1
| 12.12
| 30/8
| Класс Птицы. Л/р №5
«Изучение внешнего строения птиц»».
Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
| 1
| 16.12
| 31/9
| Класс Птицы. Многообразие. Отряды: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.
| 1
| 19.12
| 32/10
| Класс Птицы. Многообразие. Отряды: Дневные хищные, Совы, Куриные.
| 1
| 23.12
| 33/11
| Класс Птицы. Многообразие. Отряды: Воробьинообразные, Голенастые.
Видеоэкскурсия «Изучение многообразия птиц»
| 1
| 26.12
| 34/12
| Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
| 1
| 13.01
| 35/13
| Биологические и экологические особенности отрядов млекопитающих: Насекомоядных, Рукокрылых, Грызунов, Зайцеобразных.
| 1
| 16.01
| 36/14
| Биологические и экологические особенности отрядов: Китообразных, Ластоногих, Хоботных, Хищных, Парнокопытных
Непарнокопытных
| 1
| 20.01
| 37/15
| Биологические и экологические особенности отряда Приматов, роль в природе и жизни человека.
| 1
| 23.01
| 38/16
| Контрольно – обобщающий урок по теме: «Тип Хордовые».
| 1
| 27.01
| 39/1
| Покровы тела.
| 1
| 30.01
| 40/2
| Л/р №6 «Изучение особенностей различных покровов тела».
| 1
| 3.02
| 41/3
| Опорно-двигательная система и способы передвижения.
| 1
| 6.02
| 42/4
| Опорно-двигательная система и способы передвижения.
| 1
| 10.02
| 43/5
| Полости тела.
| 1
| 13.02
| 44/6
| Полости тела
| 1
| 17.02
| 45/7
| Органы дыхания.
| 1
| 07.02
| 46/8
| Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии.
| 1
| 27.02
| 47/9
| Органы кровообращения. Кровь.
| 1
| 3.03
| 48/10
| Органы выделения
| 1
| 6.03
| 49/11
| Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.
| 1
| 10.03
| 50/12
| Органы чувств.
| 1
| 13.03
| 51/13
| Органы размножения. Продление рода.
| 1
| 17.03
| 52/14
| Контрольно – обобщающий урок по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем».
| 1
| 20.03
| 53/1
| Способы размножения. Оплодотворение
| 1
| 31.03
| 54/2
| Развитие с превращением и без превращения
| 1
| 3.04
| 55/3
| Периодизация и продолжительность жизни. Л/р№7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста»
| 1
| 7.04
| 56/1
| Доказательства эволюции: сравнительно – анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
| 1
| 10.04
| 57/2
| Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.
| 1
| 14.04
| 58/3
| Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
| 1
| 17.04
| 59/4
| Обобщающий урок по теме: «Развитие животного мира на Земле».
| 1
| 21.04
| 60/1
| Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт).
| 1
| 24.04
| 61/2
| Факторы среды и их влияние на биоценозы
| 1
| 28.04
| 62/3
| Цепи питания. Поток энергии
| 1
| 5.05
| 63/4
| Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
| 1
| 8.05
| 64/5
| Экскурсия в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».
| 1
| 12.05
| 65/6
| Контрольно – обобщающий урок по теме « Биоценозы»
| 1
| 15.05
| 66/1
| Воздействие человека и его деятельности на животных.
| 1
| 19.05
| 67/2
| Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
| 1
| 22.05
| 68/3
| Законы об охране животного мира. Система мониторинга
| 1
| 26.05
| 69/4
| Охраняемые территории. Красная книга.
| 1
| 29.05
| 70/5
| Рациональное использование животных.
| 1
| 30.05
|
Контрольно-практическая часть:
1 экскурсия в природу «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных».
6 контрольно-обобщающих уроков.
7 лабораторных работ:
Л.р. №1 «Знакомство с многообразием кольчатых червей»
Л/р №2 «Знакомство с разнообразием ракообразных».
Л/р № 3 «Изучение представителей отрядов насекомых».
Л/р. №4 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»
Л/р №5 «Изучение внешнего строения птиц»
Л/р№6 «Изучение особенностей различных покровов тела».
Л/р№7 «Изучение стадий развития животных и определение их возраста» Способы и средства проверки результатов:
- тестовые задания;
зачеты;
практические работы;
лабораторные работы;
терминологические диктанты;
цифровые диктанты;
графические диктанты;
рефераты;
мультимедийные презентации;
проекты;
исследовательские работы;
дидактические карточки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, регуляции жизнедеятельности организма животных, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма животных, его строения, жизнедеятельности, нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за поведением животных, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов животных; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человек в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп животных;
в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых некоторыми животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
Учебно-методическое обеспечение:
Компакт-диск: Виртуальная энциклопедия «Своими глазами»: «Тайны природы»
Компакт-диск: Дидактический и раздаточный материал из серии «В помощь учителю». Биология 5-7 классы – Издательство «Учитель».
Компакт-диск: Биология 5-7 классы: сборник дифференцированных заданий, формирование разноуровневых карточек, многовариантные проверочные работы. – Издательство «Учитель», 2008.
Компакт-диск: Интерактивная энциклопедия «Занимательная биология». – ЗОА «Новый диск», 2007.
Компакт-диск: «Мир природы»: познавательные материалы об окружающем мире. – ЗАО «Новый диск», 2006.
Электронные образовательные ресурсы:
Газета "Биология" и сайт для учителя "Я иду на урок биологии" http://bio.lsepternber.ru
Биология: сайт преподавателя биологии А.Г. Козленко http://www.kozlenkoa.narod.ru
Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия http://www.1ivt.net
Изучаем биологию http://leambiology.narod.ru
Мир животных http://anirnal.geornan.ru
Список литературы:
Балабанова В.В. Открытые уроки по биологии.– Волгоград: Учитель, 2003.
Белова Н.И. Школьная биология: Самое необходимое. – СПб.: «Авалон», 2004.
Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Евсеев И.С. Биология за 24 часа. – Ростов –на-Дону: Феникс, 2008.
Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Никишов А.И. Справочник школьника по биологии. – М.: Дрофа, 1996.
|