Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 города Чаплыгина
Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей химии, биологии, географии :
Руководитель МО ________ (Г.Д.Лобанова ) Протокол № 12
от « 27 » августа 2013 года
| «Согласовано»: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ___________ (О.М. Жабина)
«28 » августа 2013 года
| «Утверждено» :
Директор школы
____________ (И.В. Дымова)
Приказ № 119
от « 29 » августа 2013 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ПО БИОЛОГИИ
Класс: 8А
Учитель: Лобанова Г.Д.
2013 – 2014 учебный год
1. Пояснительная записка
Одной из важнейших целей биологического образования является формирование здорового образа жизни учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, собственного здоровья, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций в отношении природы и человека. Основные идеи обновления общего образования — усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Данная рабочая программа составлена на основании:
Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783.
Типового положения об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированных в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067.
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
Письма Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Письма Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
Перечня оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1987 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования » . (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480).
Примерных программ по биологии, разработанных в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации.
Приказа УОиН Липецкой области от 20.06.2013 г. № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 г. №451 “О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2013/2014 учебный год”».
Приказа УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № 451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год».
Письма УОиН Липецкой области от 16.05.2013 г. № СК-1542 «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013 – 2014 учебный год».
Письма Управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 № 3499 «Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования.
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов школы №1 г. Чаплыгина
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.). Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек» (68 часов, 2 раза в неделю)//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – с. 49-63. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 6 контрольных работ, 2 зачетов, 6 практических и 9 лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Количество часов по учебному плану
| 68
| Всего за учебный год
| 68
| В том числе
| на I четверть
| 18
| на II четверть
| 14
| на III четверть
| 20
| на IV четверть
| 16
|
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана- Граф», 2009 год. Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно- гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения. К учебнику имеется Тетрадь на печатной основе. Маш Р.Д., Драгомилов А. Г. Биология. 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./ - М.: Вентана-Граф, 2012.
Для реализации данной программы используются следующие формы организации образовательного процесса: урок по изучению нового материала, комбинированный урок, контрольно-обобщающий урок, лабораторная работа (групповая и индивидуальная), экскурсия, самостоятельная работа, проект, эксперимент, наблюдение.
Технологии: проблемного, дифференцированного, разноуровневого, развивающего, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: работа с текстом учебника и дополнительной литературы, поиск информации в сети Internet, проведение наблюдений и экспериментов, создание мультимедийных презентаций, создание докладов и сообщений, оформление газеты на заданную тему, создание тестов, поделок.
Основной формой контроля знаний учащихся является тестирование с использованием разноуровневых заданий в том числе по принципу КИМов ЕГЭ и ГИА, а так же индивидуальные задания на карточках и устный опрос.
На конец учебного года обучающиеся должны знать:
- специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
- особенности строения клетки основной структурной единицы живого организма;
- строение и функции основных тканей и систем органов;
-функциональные системы организма;
- значение гомеостаза внутренней среды организма; - об обмене веществ, его значении и видах;
- роль ферментов и витаминов в организме;
-особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма в целом;
-строение и функции анализаторов;
- механизмы высшей нервной деятельности;
-функциональное значение высших отделов головного мозга;
- особенности индивидуального развития организма человека;
- правила личной гигиены;
- причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека;
- причины заболеваний;
- о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и их топографию;
- оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах, переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
- измерять кровяное давление и частоту пульса;
- давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
- работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавление условными символами и т. д.).
2.Учебно-тематический план
№ п/п
| Название темы
| Количество часов
| Общее
| Теория
| Практика
|
| Биологическая и социальная природа человека. Организм человека. Общий обзор.
| 5
| 2
| 3
|
|
|
|
|
|
| Опорно-двигательная система.
| 9
| 6
| 3
|
| Кровь и кровообращение.
| 7
| 4
| 3
|
| Дыхательная система.
| 6
| 3
| 3
|
| Пищеварительная система.
| 6
| 5
| 1
|
| Обмен веществ и энергии. Витамины.
| 3
| 3
| -
|
| Мочевыделительная система.
| 2
| 2
| -
|
| Кожа.
| 4
| 4
| -
|
| Эндокринная система.
| 2
| 2
|
|
| Нервная система.
| 6
| 4
| 2
|
| Органы чувств. Анализаторы.
| 5
| 4
| 1
|
| Поведение и психика.
| 8
| 7
| 1
|
| Индивидуальное развитие человека.
| 5
| 4
| 1
|
| Итого
| 68
| 50
| 18
|
|