Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 116.7 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.04.2014
Размер116.7 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2» города Чебоксары

Чувашской Республики

Конспект урока по окружающему миру
в 1 классе

" Домашние животные и их предки"




подготовила

учитель начальных классов

Вернова Екатерина Валерьевна

г. Чебоксары

2014

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить обучающихся с тем, как происходило одомашнивание животных; расширить знания обучающихся о диких и домашних животных.

Оборудование: презентация, пиктограммы, карточки – отгадки, бумага, цветные карандаши.

I. Актуализация опорных знаний.

1.- Отгадайте загадки (выставляются карточки - отгадки).

Острые ушки, на лапах подушки,
Усы – как щетинка, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охотку ходит.
(Кошка.)

Хвост крючком,
Нос торчком.
(Свинья.)

Зимой спит –
Летом улья ворошит.
(Медведь.)

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.
(Белка.)

По долам, по горам
Ходит шуба и кафтан.
(Овца.)

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
(Бобры.)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц.)

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она
(мышка)

- Распределите животных в 2 группы (домашние и дикие, хищные и растительноядные. Всеядных животных относим к группе хищников)
- Мышка – дикое и домашнее животное? (Коллизия). Почему?

Отряд грызунов дал наименьшее число домашних животных: одну лишь морскую свинку Ее приручили индейцы инки. Разводили на мясо и как жертвенное животное при религиозных обрядах.
- Каких животных мы называем дикими? Каких – домашними?
- Почему они получили такое название? ( Дикие животные – животные, живущие в дикой природе и сами добывающие себе корм. Домашние животные  живут у человека. Человек заботится о них, а они приносят ему пользу).
(Мышь – дикое животное, о нем человек не заботится, она не приносит человеку пользу).
- Как вы думаете, всегда ли было так, что рядом с человеком жили животные?

II. Новая тема.

1. (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску пиктограммы - карточки со следующими изображениями: хижины, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, охотники, кабан, поросята, козлята)
          Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, существовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Во главе родовой общины стоял старейшина.
Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч­ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте­ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не­му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.
Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!»
Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри­бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо­леть».
Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на­блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы.
Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.
Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая лаем о приближении других хищников.

КАК ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ НАШЛИ ДРУГА.

(Валентин Берестов)

Раз первобытные дети

Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.

И встретили дети в чаще
Неведомого зверька,
Какого ещё ни разу
Не видывали пока.

Сказал первобытный папа:
«Что ж, поиграйте с ним.
Когда он станет побольше,
Мы вместе его съедим».

Ночь. Первобытные люди
Спят первобытным сном.
А первобытные волки
Крадутся во мраке ночном.

Беда первобытным людям,
Во сне беззащитным таким.
Как часто звериное брюхо
Могилою делалось им!

Но, злых людоедов почуяв,
Залаял отважный зверёк,
И этим людей первобытных
От гибели он уберёг.

С папой ходить на охоту
Он начал, когда подрос.
Так другом стал человеку
Веселый и верный пёс.

Была ли прирученная североамериканская собака спутником и помощником человека на охоте? Скорее всего этих собак древние люди содержали на привязи и откармливали на убой. Так поступали в Америке ацтеки, и сейчас еще некоторые народы Азии едят собак. Особая порода для этого выведена - чау-чау, которую называют некоторые кинологи (специалисты по собакам) китайской съедобной лайкой.

       Собака стала первым домашним животным, она помогала че­ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю­дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро­сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте­пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так дикие животные стали домашними. Так возникло скотоводство.

Хищники дали трех домашних животных: охотничьего хоря, или фретка, собаку и кошку. 

Две тысячи лет назад от африканского лесного хоря вывели люди породу домашнего хорька. Он обычно белый, с красными глазами - альбинос. С ним охотятся на кроликов: пускают в норы, надев намордник и бубенчик на шею. Намордник за тем, чтобы хорь не загрыз и не съел кролика в норе, а лишь выгнал в натянутую у выхода сеть. А бубенчик - чтобы знать, где под землей, в какую сторону пробирается хорь.

В предках собаки прежде числились три вида диких зверей - волк, шакал и американский койот. В последнее время подробное изучение поведения собаки, ее черепа и зубов, мозга, белков крови и других физиологических особенностей убедило ученых, что предком собаки был только волк.

Многие современные зоологи считают, что дикая буланая египетская кошка, бенгальская кошка, европейский и дальневосточный лесные коты - лишь разные подвиды одного вида, который и был предком домашней кошки. Египтяне раньше, чем начали строить пирамиды, приручили дикую кошку, и вот теперь живет она в нашем доме.

2. Самостоятельное чтение текста на с. 19 (Учебник Н.Я. Дмитриева. Окружающий мир. 1 класс).
- Прочитайте текст и скажите: Загнав животных в загон, что заметили люди?

3. Сравнение домашних животных и их предков по иллюстрации на с. 20.
(На доске картинки современных домашних животных)

  • Соедините линией домашнее животное и его предка.

  • Они одинаковые или чем-то отличаются? Чем?

  • Для каких целей используют этих животных?

Корова - дает молоко (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, йогурт, сгущенка), мясо, жир. Кожа - одежда  (куртки, пальто), сумки, обувь, ремни. Копыта и рога - клей, желатин (в мармелад).
Конь - тягловая сила, езда верхом. Мясо, молоко (кумыс). Шкура- кожа (ремни, сумки, упряжь).
Овцы - мясо (баранина), молоко (сыр, брынза), шерсть (ткани для пальто, костюмов), варежки, носки. Шкура с шерстью – полушубки, дубленки. Шкурки ягнят - каракуль (шапки, воротники, шубки).
Козы - мясо, молоко, кожа.
Свиньи - мясо, жир, сало. Щетина (сапожные щетки). Кожа – обувь.
Кролики - мясо, шкурки - шапки, шубки.
Гуси - мясо, пух (подушки, перины), жир.
Утки - яйца, пух, мясо.
Куры - яйца, пух, мясо.
Кошка - мышелов, друг.
Собака - сторож, пограничник, пожарник (спасает детей), милиционер (поиск преступника), сапер (ищет мины), таможенник ищет наркотики), пастух, охотник, ездовые собаки. Собака – друг человека.

Рисуем собаку.

(http://nsportal.ru/sites/default/files/2010/10/Sobaka.ppt)

III. Рефлексия.

  • С какой целью человек одомашнил диких животных?

  • Как он это сделал?

IV. Домашнее задание: приготовьтесь рассказать на следующем уроке о своем домашнем животном (внешность, повадки).

Интернет ресурсы:

http://littlhuman.ru/665/
http://festival.1september

Литература:

Методические рекомендации к курсу "Окружающий мир". Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., Плотникова А.Ю.1 класс.- Изд дом Фёдоров , 2012

Приложение:

Их дикие предки (интересные факты о животных)


Самым древним домашним животным до недавнего времени считалась собака. Кости ее первых предков найдены на стоянках первобытных людей, которые отнесены были к каменному веку и ледниковому периоду. Однако последние исследования убедили зоологов, что собака не так уж давно приручена. Самые древние собачьи ископаемые останки найдены в Англии. Им около десяти с половиной тысяч лет (7500 лет до нашей эры).

Правда, в Северной Америке собака, возможно, была приручена еще на тысячу лет раньше, если только не произошло ошибки: правильно ли определены ископаемые кости? И другие есть сомнения: была ли прирученная североамериканская собака спутником и помощником человека на охоте? Скорее всего этих собак древние люди содержали на привязи и откармливали на убой. Так поступали в Америке ацтеки, и сейчас еще некоторые народы Азии едят собак. Особая порода для этого выведена - чау-чау, которую называют некоторые кинологи (специалисты по собакам) китайской съедобной лайкой.

Какие же животные самые первые стали домашними? Согласна новейшим данным - коза и овца. Десять тысяч лет назад уже значительные их стада паслись на холмах Малой Азии (там, где ныне расположена Турция). Отсюда в другие страны стали завозить домашних овец и коз.

У домашней свиньи гоже древняя история: приблизительно за восемь тысяч лет до нашей эры свиней уже разводили народы, населявшие в то время Крым. И в других странах, например в Восточной Азии, были приручены дикие свиньи, но, очевидно, немного позднее, За шесть с половиной тысяч лет до нашей эры в Греции уже были стада домашних коров. В Малой Азии найдены их останки, которые относятся к более поздней эпохе.

Лошадь - сравнительно молодое домашнее животное (вопреки прежним представлениям). Она была, как теперь полагают, приручена в южнорусских степях около пяти тысяч лет назад.

Отряд грызунов дал наименьшее число домашних животных: одну лишь морскую свинку Ее приручили индейцы инки. Разводили на мясо и как жертвенное животное при религиозных обрядах. Предок ее известен - дикая морская свинка, которая и поныне еще обитает в лесах Южной Америки.

Из отряда зайцеобразных одомашнен тоже только один зверек - всем известный кролик. Родина его предков - Северная Африка и юго-запад Европы. Но дикие кролики акклиматизированы также в Англии, Южной Америке, США, в Австралии и Новой Зеландии. В нашу страну они были завезены в прошлом веке и обосновались на юге Правобережной Украины. 

Хищники дали трех домашних животных: охотничьего хоря, или фретка, собаку и кошку. 

Две тысячи лет назад от африканского лесного хоря вывели люди породу домашнего хорька. Он обычно белый, с красными глазами - альбинос. С ним охотятся на кроликов: пускают в норы, надев намордник и бубенчик на шею. Намордник за тем, чтобы хорь не загрыз и не съел кролика в норе, а лишь выгнал в натянутую у выхода сеть. А бубенчик - чтобы знать, где под землей, в какую сторону пробираетс хорь.

В предках собаки прежде числились три вида диких зверей - волк, шакал и американский койот. В последнее время подробное изучение поведения собаки, ее черепа и зубов, мозга, белков крови и других физиологических особенностей убедило ученых, что предком собаки был только волк.

Многие современные зоологи считают, что дикая буланая египетская кошка, бенгальская кошка, европейский и дальневосточный лесные коты - лишь разные подвиды одного вида, который и был предком домашней кошки. Египтяне раньше, чем начали строить пирамиды, приручили дикую кошку, и вот теперь живет она в нашем доме.

Группа непарнокопытных дала двух домашних животных: осла и лошадь. Осел приручен немного раньше лошади: в четвертом тысячелетии до нашей эры, в долине Нила. Его дикий предок - нубийский осел и поныне живет еще в Африке. Три тысячи лет на зад ослов разводили уже на юге Европы, а в XVI веке испанцы завезли их в Америку.

Некоторые ученые считают, что родоначальником всех пород домашних лошадей была лошадь Пржевальского. На воле, в Монголии, в смежных областях Китая, диких лошадей почти не осталось. Уцелели они только в зоопарках и заповедниках.

Больше всего домашних животных получили люди из отряда парнокопытных. Это козы, овцы, коровы, свиньи, верблюды и их американские родичи - ламы и альиаки. Кто был предком двух последних, не вполне ясно. Одни ученые полагают, что гуанако, которые и поныне живут в Южной Америке, другие считают, что дикие предки лам и альпак уже вымерли и мы никогда их больше не увидим.

Обе разновидности верблюдов - азиатский двугорбый и африканский одногорбый - произошли, очевидно, от дикого центральноазиатского двугорбого верблюда. Родоначальник, дикий предок крупного рогатого скота, то есть коров всех пород, уже несколько сот лет как истреблен людьми. Это тур - большой и храбрый бык. Ростом он был до двух метров, весом до тонны! Жил и в наших русских лесах.

Еще от четырех видов диких быков вывели люди домашних: в Тибете - яка, в Юго-Восточной Азии - буйвола, бантенга, гайяла. Предком последнего был дикий бык гаур, житель горных лесов Индии, Бирмы и Малайи.

В нагорьях Средиземноморья, Кавказа, Передней и Центральной Азии обитают дикий баран муфлон и дикий безоаровый козел. Они приручены были в очень древние времена. Все породы домашних овец ведут начало от муфлонов, а коз - от безоарового козла.

Мир пернатых дал человечеству таких домашних животных: голубей, гусей, уток, мускусных уток, индеек, кур и цесарок. Люди вывели породы этих птиц от диких скалистых голубей, серых гусей, кряковых уток, диких мускусных уток Америки, американских диких индюков и африканских цесарок.

Все это довольно известные животные, кроме мускусных уток, которые неспециалистам мало знакомы. Возможно, вы видели в зоопарке мускусных уток. Они приземистые, массивные, черные с зеленым блеском. Но попадаются среди домашних и белые, пегие, бурые, серые. Мускусных уток приручили индейцы инки. Теперь разводят их на птицефермах и в Европе. Птицеводы ценят мускусных уток за хорошую выносливость, способность к быстрому откорму (селезни весят до четырех килограммов) и за то, что они несутся дважды в году. С обычными домашними утками, потомками кряквы, мускусные утки дают не плодовитые помеси. 

Источник: И. Акимушкин. Журнал "Юный натуралист"

























кошка

свинья

медведь

белка

овца

бобр

заяц

мышь

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск