Принято решением УТВЕРЖДЕНО
педагогического совета приказом директора МБОУ
от 30.08.2013 «Средняя общеобразовательная школа № 40»
протокол №1 О.П. Кузнецовой
от 16.09.2013 №271 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «БИОЛОГИЯ»
10а,б – 11а,б класс
Рассмотрена на заседании МО
учителей естествознания
Протокол № 1 от 29.08.2013
Разработчик:
Рулева Галина Павловна
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
2013-2014 учебный год (10 а,б классы)
Пояснительная записка
За основу создания рабочей программы по биологии в 10-11-м классах взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – Биология. 5-11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г. Автор программы для 10-11 класса: «Общая биология» Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака.
Обучение на ступени основного общего образования в 5-9-х классах осуществлялось по УМК В.В. Пасечника, а для обучения на ступени среднего (полного) общего образования выбран УМК Д.И. Трайтака. Данный выбор обусловлен тем, что:
УМК В.В. Пасечника хотя и является завершенной линией, которая соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года (Приказ МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99), но не соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089). При подготовке материалов для итоговой аттестации выпускников средней школы составители ориентируются, прежде всего, на содержание федерального компонента государственного стандарта образования 2004 года (цели изучения предмета, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников).
авторский коллектив В.В. Пасечника прекратил работу над совершенствованием компонентов УМК, учебные пособия переиздаются с 2000-2001 года без изменений. А стандартами образования по биологии должны руководствоваться авторы всех УМК, рекомендованных Министерством образования РФ.
с переходом образовательного учреждения на новый региональный базисный учебный план (Приказ Департамента образования Вологодской области № 574 от 31.05.2005г.) обеспечение школы осуществляется учебниками линии Д.И. Трайтака, т.к. с 2009/2010 учебного года был осуществлен переход основной школы (5-9 классы) на УМК Д.И. Трайтака. Данная линия наиболее перспективная, находящаяся на этапе доработки и совершенствования и может использоваться любыми образовательными учреждениями. Имеются учебники 10-11 класса базового и профильного уровней, пособия по исследовательской работе, пособия по подготовке к ЕГЭ. Такой выбор был сделан в целях экономии бюджетных средств, выделяемых на приобретение учебников школой.
линия В.В. Пасечника ставит перед педагогами следующую проблему: наличие раздела, посвященного изучению экологии в учебнике для 10—11 класса, и отсутствие данного раздела в программе.
обучающиеся основной школы закончили изучение курса биологии на ступени основного общего образования изучением основ общей биологии по программе В.В. Пасечника, а на старшей ступени в 10-11-м классах осуществляется изучение также общей биологии только на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии по программе Д.И. Трайтака. Содержание базового общеобразовательного курса отражает уровни организации и основные свойства живой материи, что способствует формированию научного мировоззрения и осознания учащимися целостности современной научной картины мира. Такое построение биологии позволяет не нарушить преемственность в обучении между двумя ступенями обучения.
Выбранная программа для общеобразовательных учреждений – Общая биология. 10-11 классы / Автор Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака / – М.: Мнемозина, 2008. соответствует как обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года (Приказ МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99), так и федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. Авторы программы придерживаются традиционных подходов к изучению биологии и материал преподносится в классическом виде, последовательно: природоведение, ботаника, зоология, человек и завершается изучение кура общей биологией. К данной программе имеются соответствующие учебники; сборники задач и упражнений; книги для внеклассного чтения; рабочие тетради; тестовый контроль, практикум, мультимедийные пособия. Материал изложен в доступной для понимания учащихся форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, схем, лабораторных и практических работ.
Данная программа рассчитана на 1 час изучения предмета в неделю в 10-м и 11-м классах. Программа включает в себя следующие разделы: Уровни организации живых систем (35 часов), Наследственность и изменчивость (16 часов), Происхождение и эволюция жизни (17 часов).
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).
Рабочая программа по общей биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций. Основные идеи обновления общего образования: усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций: обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. На завершающей ступени общего образования (10—11 классы) решаются задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим, внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющие независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути. Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи и ценности, целостности единстве природы, ее системной организации, единства человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.
Обучающие цели курса:
изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений и обоснования практических рекомендаций в основных областях применения биологических званий;
формирование у учащихся знаний научно-практического характера с позиций экологической этики, норм и правил рационального природопользования;
развитие ценностно-смысловой деятельности на основе понимания ценностей природы и жизни.
Развивающие цели курса:
интеллектуальное развитие личности ученика;
приобретение коммуникативных и исследовательских умений;
развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого- гуманистической позиции в общении с природой и людьми.
Воспитательные цели курса:
формирование у учащихся научного мировоззрения;
становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и абсолютной ценности жизни;
развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.
Отбор содержания вышеназванных разделов общей биологии осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения биологических систем и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность биологической системы, обмен веществ и превращение энергии.
Исходя, из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного и личностно – ориентированного подхода, ИКТ. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены лабораторные работы. После изучения темы проводятся обобщающие уроки.
Учебно-тематический план:
№
Раздела (темы)
| Раздел (тема):
| Кол-во часов
| По программе
| Корректировка
| С учётом корректировки
|
| Введение
| 2
| - 1
| 1
|
| Уровни организации живых систем
| 35
| - 2
| 33
| 10 класс
| 37
| -3
| 34
|
| Наследственность и изменчивость
| 16
| 0
| 16
|
| Происхождение и эволюция жизни
| 17
| 0
| 17
|
| Резервное время
| 0
| +1
| 1
| 11 класс
| 33
| + 1
| 34
| Всего 10 - 11 классы
| 70
| - 2
| 68
| Примечание: сокращение часов на преподавание учебного предмета Биология по сравнению с федеральным базисным учебным планом связано с предполагаемой продолжительностью учебного года: 35 учебных недель в федеральном базисном учебном плане и 34 учебные недели – в региональном. В связи с тем, что в учебном году всего 34 рабочих недели, поэтому количество часов за два года обучения будет сокращено на два за счет резервного времени и введения с 70 до 68 часов.
Требования у уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
мировоззренческую значимость биологии;
основные положения клеточной теории;
основные свойства и уровни организации живой материи;
химический состав клетки, роль основных органических и неорганических веществ в клетке;
основные свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), АТФ;
иметь представления о науке молекулярной биологии, о цитологии как науке, о клетке как структурной и функциональной, единице жизни;
меры профилактики вирусных заболеваний;
способы и биологическое значение размножения организмов;
значение митоза, мейоза, гаметогенеза и оплодотворения;
основные периоды онтогенеза и влияние условий среды на онтогенез;
определение вида и его критерии;
характеристики биогеоценотического уровня организации живой природы;
о неоднозначном характере влияния человека на природные и антропогенные экосистемы;
основные положения хромосомной теории наследственности;
основные закономерности изменчивости и закон гомологических рядов;
причины мутации и их биологическое значение; знать основные виды мутагенов;
этапы и движущие силы антропогенеза;
современные экологические проблемы и возможные пути экологического кризиса;
Обучающиеся должны уметь:
определять связь строения и функций органоидов клетки;
приводить определения основных цитологических понятий;
сравнивать строение и функции растительных и животных клеток;
давать сравнительные характеристики прокариотическим и эукариотическим клеткам;
характеризовать вирусы как неклеточные формы жизни;
обосновывать живой организм как открытую, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся систему;
классифицировать организмы по способам питания (по источнику углерода) и способам дыхания;
определять связь строения и функций органов;
объяснять связь организма и окружающей его среды;
понимать многообразие биологических видов как результат эволюции;
объяснять различие природных (естественных) и антропогенных (искусственных) экосистем;
понимать характер влияния факторов окружающей среды на митоз и мейоз;
понимать сущность, значение и взаимосвязи энергетического и пластического обмена;
понимать сущность процесса биосинтеза белка и его биологическое значение;
понимать роль биологического разнообразия в обеспечении устойчивости жизни на Земле;
давать определения основных генетических понятий; понимать основные закономерности наследования;
понимать сущность и причины наследственных болезней человека;
понимать мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на Земле;
приводить определения основных эволюционных понятий (с точки зрения современной теории эволюции);
определять движущие силы эволюции;
определять место человека в системе органического мира;
устанавливать сходство и различия человека и животных;
относиться к природе, жизни, здоровью человека как к наивысшим ценностям;
понимать личностную и социальную значимость биологической науки и биологического образования.
Обучающиеся должны иметь представление:
об органическом мире как сложной иерархической системе;
о популяции как структурной единице вида и элементарной единице эволюции;
о биосфере как открытой и саморегулирующейся глобальной системе;
о генетике как науке; о генотипе как целостной системе;
о селекции как науке и ее практическом значении;
об истории развития взглядов на проблему о возникновении жизни на Земле и о современных гипотезах;
о становлении и развитии эволюционного учения, их предпосылках;
о микроэволюции и макроэволюции;
о человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный;
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков:
Критерии
| Тема
| Форма
| Сроки
| Знание строения биологических объектов разного уровня организации;
Знание сущности биологических процессов, протекающих на разных уровнях организации живого;
Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;
| Клеточный уровень организации
| Проверочная работа
| Январь
| Организменный уровень организации
| Проверочная работа
| Май
| Закономерности наследственности и изменчивости
| Проверочная работа
| Ноябрь
| Происхождение и эволюция жизни
| Проверочная работа
| Май
| |