Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 265.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации16.04.2014
Размер265.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


Принято решением УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета приказом директора МБОУ

от 30.08.2013 «Средняя общеобразовательная школа № 40»

протокол №1 О.П. Кузнецовой

от 16.09.2013 №271
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «БИОЛОГИЯ»

10а,б – 11а,б класс

Рассмотрена на заседании МО

учителей естествознания

Протокол № 1 от 29.08.2013

Разработчик:

Рулева Галина Павловна

учитель биологии,

высшей квалификационной категории

2013-2014 учебный год (10 а,б классы)

Пояснительная записка

За основу создания рабочей программы по биологии в 10-11-м классах взят сборник программ для общеобразовательных учреждений – Биология. 5-11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г. Автор программы для 10-11 класса: «Общая биология» Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака.

Обучение на ступени основного общего образования в 5-9-х классах осуществлялось по УМК В.В. Пасечника, а для обучения на ступени среднего (полного) общего образования выбран УМК Д.И. Трайтака. Данный выбор обусловлен тем, что:

  1. УМК В.В. Пасечника хотя и является завершенной линией, которая соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года (Приказ МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99), но не соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089). При подготовке материалов для итоговой аттестации выпускников средней школы составители ориентируются, прежде всего, на содержание федерального компонента государственного стандарта образования 2004 года (цели изучения предмета, обязательный минимум содержания, требования к уровню подготовки выпускников).

  2. авторский коллектив В.В. Пасечника прекратил работу над совершенствованием компонентов УМК, учебные пособия переиздаются с 2000-2001 года без изменений. А стандартами образования по биологии должны руководствоваться авторы всех УМК, рекомендованных Министерством образования РФ.

  3. с переходом образовательного учреждения на новый региональный базисный учебный план (Приказ Департамента образования Вологодской области № 574 от 31.05.2005г.) обеспечение школы осуществляется учебниками линии Д.И. Трайтака, т.к. с 2009/2010 учебного года был осуществлен переход основной школы (5-9 классы) на УМК Д.И. Трайтака. Данная линия наиболее перспективная, находящаяся на этапе доработки и совершенствования и может использоваться любыми образовательными учреждениями. Имеются учебники 10-11 класса базового и профильного уровней, пособия по исследовательской работе, пособия по подготовке к ЕГЭ. Такой выбор был сделан в целях экономии бюджетных средств, выделяемых на приобретение учебников школой.

  4. линия В.В. Пасечника ставит перед педагогами следующую проблему: наличие раздела, посвященного изучению экологии в учебнике для 10—11 класса, и отсутствие данного раздела в программе.

  5. обучающиеся основной школы закончили изучение курса биологии на ступени основного общего образования изучением основ общей биологии по программе В.В. Пасечника, а на старшей ступени в 10-11-м классах осуществляется изучение также общей биологии только на более высоком уровне обобщения, с обязательным включением основных методологических и теоретических знаний биологии по программе Д.И. Трайтака. Содержание базового общеобразовательного курса отражает уровни организации и основные свойства живой материи, что способствует формированию научного мировоззрения и осознания учащимися целостности современной научной картины мира. Такое построение биологии позволяет не нарушить преемственность в обучении между двумя ступенями обучения.

Выбранная программа для общеобразовательных учреждений – Общая биология. 10-11 классы / Автор Н.Д. Андреева, под редакцией Д.И. Трайтака / – М.: Мнемозина, 2008. соответствует как обязательному минимуму содержания общего образования 1998 года (Приказ МО РФ №№ 1235, 1236 от 19.05.98, № 56 от 30.06.99), так и федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. Авторы программы придерживаются традиционных подходов к изучению биологии и материал преподносится в классическом виде, последовательно: природоведение, ботаника, зоология, человек и завершается изучение кура общей биологией. К данной программе имеются соответствующие учебники; сборники задач и упражнений; книги для внеклассного чтения; рабочие тетради; тестовый контроль, практикум, мультимедийные пособия. Материал изложен в доступной для понимания учащихся форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, схем, лабораторных и практических работ.

Данная программа рассчитана на 1 час изучения предмета в неделю в 10-м и 11-м классах. Программа включает в себя следующие разделы: Уровни организации живых систем (35 часов), Наследственность и изменчивость (16 часов), Происхождение и эволюция жизни (17 часов).

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089).

Рабочая программа по общей биологии разработана с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций. Основные идеи обновления общего образования: усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций: обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.
На завершающей ступени общего образования (10—11 классы) решаются задачи обеспечения функциональной грамотности, социальной адаптации и гражданского самоопределения учащихся. В связи с этим, внимание акцентируется на развитии личности ученика, осознающего свои гражданские права и обязанности, имеющие независимый стиль мышления и представляющего потенциальные возможности и способы выбора собственного жизненного пути. Основой для становления новых идей общего образования выступают мировоззренческие идеи и ценности, целостности единстве природы, ее системной организации, единства человека и природы, разумности, гуманности и развитии цивилизации.

Обучающие цели курса:

  1. изучение биологических теорий, концепций, законов и закономерностей в целях объяснения природных процессов и явлений и обоснования практических рекомендаций в основных областях применения биологических званий;

  2. формирование у учащихся знаний научно-практического характера с позиций экологической этики, норм и правил рационального природопользования;

  3. развитие ценностно-смысловой деятельности на основе понимания ценностей природы и жизни.

Развивающие цели курса:

  1. интеллектуальное развитие личности ученика;

  2. приобретение коммуникативных и исследовательских умений;

  3. развитие познавательных интересов и потребностей, способностей к проявлению эколого- гуманистической позиции в общении с природой и людьми.

Воспитательные цели курса:

  1. формирование у учащихся научного мировоззрения;

  2. становление ценностных ориентаций, базирующихся на осознании универсальной ценности природы и абсолютной ценности жизни;

  3. развитие эмоционального, эстетического и познавательного восприятия природы.

Отбор содержания вышеназванных разделов общей биологии осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения биологических систем и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность биологической системы, обмен веществ и превращение энергии.

Исходя, из уровня подготовки класса, использую технологии дифференцированного и личностно – ориентированного подхода, ИКТ. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены лабораторные работы. После изучения темы проводятся обобщающие уроки.

Учебно-тематический план:




Раздела (темы)

Раздел (тема):

Кол-во часов

По программе

Корректировка

С учётом корректировки




Введение

2

- 1

1



Уровни организации живых систем

35

- 2

33

10 класс

37

-3

34



Наследственность и изменчивость

16

0

16



Происхождение и эволюция жизни

17

0

17




Резервное время

0

+1

1

11 класс

33

+ 1

34

Всего 10 - 11 классы

70

- 2

68
Примечание: сокращение часов на преподавание учебного предмета Биология по сравнению с федеральным базисным учебным планом связано с предполагаемой продолжительностью учебного года: 35 учебных недель в федеральном базисном учебном плане и 34 учебные недели – в региональном. В связи с тем, что в учебном году всего 34 рабочих недели, поэтому количество часов за два года обучения будет сокращено на два за счет резервного времени и введения с 70 до 68 часов.

Требования у уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  • мировоззренческую значимость биологии;

  • основные положения клеточной теории;

  • основные свойства и уровни организации живой материи;

  • химический состав клетки, роль основных органических и неорганических веществ в клетке;

  • основные свойства нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), АТФ;

  • иметь представления о науке молекулярной биологии, о цитологии как науке, о клетке как структурной и функциональной, единице жизни;

  • меры профилактики вирусных заболеваний;

  • способы и биологическое значение размножения организмов;

  • значение митоза, мейоза, гаметогенеза и оплодотворения;

  • основные периоды онтогенеза и влияние условий среды на онтогенез;

  • определение вида и его критерии;

  • характеристики биогеоценотического уровня организации живой природы;

  • о неоднозначном характере влияния человека на природные и антропогенные экосистемы;

  • основные положения хромосомной теории наследственности;

  • основные закономерности изменчивости и закон гомологических рядов;

  • причины мутации и их биологическое значение; знать основные виды мутагенов;

  • этапы и движущие силы антропогенеза;

  • современные экологические проблемы и возможные пути экологического кризиса;

Обучающиеся должны уметь:

  • определять связь строения и функций органоидов клетки;

  • приводить определения основных цитологических понятий;

  • сравнивать строение и функции растительных и животных клеток;

  • давать сравнительные характеристики прокариотическим и эукариотическим клеткам;

  • характеризовать вирусы как неклеточные формы жизни;

  • обосновывать живой организм как открытую, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся систему;

  • классифицировать организмы по способам питания (по источнику углерода) и способам дыхания;

  • определять связь строения и функций органов;

  • объяснять связь организма и окружающей его среды;

  • понимать многообразие биологических видов как результат эволюции;

  • объяснять различие природных (естественных) и антропогенных (искусственных) экосистем;

  • понимать характер влияния факторов окружающей среды на митоз и мейоз;

  • понимать сущность, значение и взаимосвязи энергетического и пластического обмена;

  • понимать сущность процесса биосинтеза белка и его биологическое значение;

  • понимать роль биологического разнообразия в обеспечении устойчивости жизни на Земле;

  • давать определения основных генетических понятий; понимать основные закономерности наследования;

  • понимать сущность и причины наследственных болезней человека;

  • понимать мировоззренческую значимость научных взглядов о возникновении жизни на Земле;

  • приводить определения основных эволюционных понятий (с точки зрения современной теории эволюции);

  • определять движущие силы эволюции;

  • определять место человека в системе органического мира;

  • устанавливать сходство и различия человека и животных;

  • относиться к природе, жизни, здоровью человека как к наивысшим ценностям;

  • понимать личностную и социальную значимость биологической науки и биологического образования.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • об органическом мире как сложной иерархической системе;

  • о популяции как структурной единице вида и элементарной единице эволюции;

  • о биосфере как открытой и саморегулирующейся глобальной системе;

  • о генетике как науке; о генотипе как целостной системе;

  • о селекции как науке и ее практическом значении;

  • об истории развития взглядов на проблему о возникновении жизни на Земле и о современных гипотезах;

  • о становлении и развитии эволюционного учения, их предпосылках;

  • о микроэволюции и макроэволюции;

  • о человеческих расах как совокупности популяций биологического вида Человек разумный;

    График контроля за уровнем сформированности предметных навыков:

Критерии

Тема

Форма

Сроки

  1. Знание строения биологических объектов разного уровня организации;

  2. Знание сущности биологических процессов, протекающих на разных уровнях организации живого;

  3. Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;




  1. Клеточный уровень организации

Проверочная работа


Январь

  1. Организменный уровень организации

Проверочная работа


Май

  1. Закономерности наследственности и изменчивости




Проверочная работа


Ноябрь

  1. Происхождение и эволюция жизни

Проверочная работа


Май
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск