Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 370.67 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации16.04.2014
Размер370.67 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Биология > Элективный курс
  1   2   3   4
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Председатель МО Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 2003

естественного цикла ГБОУ СОШ № 2003 Доманевская О.В.

Рощина М.В. Нарышкина Л.Ю. «___»__________2013 г.

«__»________2013 г. «___»____________2013 г

Рабочая программа по биологии
10-й « Б (мед)» класс на 2013 — 2014 учебный год


Учитель: Рощина Марина Викторовна

Элективный курс:

Количество учебных недель: 34

Количество учебных часов: 136

Программа: А.В.Теремов, Р.А.Петросова

Комплект обучающегося: А.В.Теремов, Р.А.Петросова, «Биология. Биологические системы и процессы 10 класс. Профильный уровень. М., «Мнемозина» 2011 г

Методическое обеспечение: Н.В.Чебышев, Г.С.Гузикова, Ю.Б.Лазарева, С.Н.Ларина «Биология. Справочник.М: «ГЭОТАР-Медиа»2011г, А.А.Кириленко Биология. Сборник задач по генетике.Ростов-на Дону «Легион-М» 2012 г, В.Н.Мишакова, Л.В.Дорогина, И.Б.Агафонова «Решение задач по генетике». М., «Дрофа»2010 г.

Пояснительная записка.

Программа предназначена для общеобразовательной подготовки учащихся 10-го класса старшей школы химико-биологического, биолого-географического и агротехнологического профилей. На профильном уровне биологическое образование призвано обеспечить выбор учащимися будущей профессии, овладение знаниями, необходимыми для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования и продолжения изучения биологии на биологических, медицинских, агротехнологических специальностях и факультетах. Профильное обучение — основное средство дифференциации обучения, когда благодаря изменениям в структуре, содержании и организации учебно-воспитательного процесса создаются условия для индивидуализации познавательной, коммуникативной, эмоционально-ценностной деятельности личности обучаемого, более полно учитываются ее интересы, склонности и способности, открываются принципиально новые возможности для продолжения образования и выбора жизненного пути. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса в средней общеобразовательной школе; выстраивание учеником на основании индивидуального учебного плана собственной образовательной траектории; обеспечение преемственности между общим, средним и высшим образованием.

В связи с тем, что программа рассчитана на 102 часа, школьный ресурс 136 часов, стало возможным выделить дополнительные часы на более глубокое изучение сложных и объемных для учащихся тем:

1. Цитология – наука о клетке + 2 часа.

2. Химическая организация клетки +1 час.

3. Строение и функции клетки + 1 час.

4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке +2 часа.

5. Размножение и развитие организма +2 часа.

6. Закономерности наследственности +9 часов.

7. Генетика человека +2 часа.

8. Селекция организмов +1 час

9. Обобщение и повторение изученного материала +14 часов.

Это приведет к лучшему усвоению и пониманию курса.
Цель профильного обучения биологии: овладение учащимися системой общих естественно-научных и специальных биологических знаний, формирующих рациональное мировоззрение личности и нравственно-этическое отношение к природе.

Задачи профильного обучения биологии:

  • усвоение учащимися знаний о многообразии живых тел природы, уровнях организации биологических систем, сущности происходящих в биологических системах процессов и их особенностях;

  • ознакомление учащихся с методами познания живой природы; проведение наблюдений за биологическими объектами, явлениями; использование приборов и инструментов для рассматривания клеток, тканей, органов, организмов; организация и проведение натурных и лабораторных экспериментов;

  • овладение учащимися умениями находить и использовать информацию о биологических объектах и явлениях, современных исследованиях в биологии, медицине, экологии, о факторах здоровья и риска для организма человека; работать с определителями и справочниками, графиками и таблицами; использовать знания для объяснения биологических процессов;

  • приобретение учащимися компетентности в рациональном использовании природных ресурсов, защите окружающей среды от воздействия неблагоприятных факторов; оценивание последствий своей деятельности в природе, по отношению к собственному организму;

  • становление и развитие познавательных интересов учащихся, мыслительных и творческих способностей в процессе изучения живой природы и использование приобретенных знаний в повседневной жизни; формирование целостного мышления при познании живой природы;

  • воспитание рационального мировоззрения учащихся, ценностного отношения к живой природе в целом и отдельным ее объектам и явлениям; формирование у уч-ся экологической, генетической грамотности, культуры поведения в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся:

1.Учащиеся смогут называть:

  • основные вехи в истории биологии; имена выдающихся ученых, внесших вклад в становление и развитие биологических знаний;

  • научные факты, законы, теории, концепции современной биологии; биологические системы разного уровня организации;

  • причины, приведшие к дифференциации биологических знаний на отдельные отрасли; другие науки, связанные с биологией.

  • 2. Учащиеся смогут характеризовать:

- естественно-научные, социально-исторические предпосылки важнейших открытий в биологических науках;

- биологические системы и происходящие в них процессы;

- методы изучения биологических систем и явлений живой природы;

- систему взглядов человека на живую природу и место в ней человека.

3. Учащиеся смогут обосновывать:

- значение научных открытий в биологии, медицине и экологии для общечеловеческой культуры;

-неизбежность синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

- меры безопасного поведения в окружающей природной среде, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

4. Учащиеся смогут сравнивать:

- разные биологические концепции и теории;

- взгляды на взаимоотношения человека и природы на разных исторических этапах развития общества;

- естественно-научные и социогуманитарные подходы к рассмотрению человека и природы, материальные и духовные начала в его мышлении.

5.Учащиеся смогут оценивать:

- значение важнейших научных открытий для биологии, медицины и экологии;

- информацию о современных исследованиях в биологии, медицине, экологии, их практическое и нравственно-этическое значение;

- возможные последствия свой деятельности для существования отдельных биологических объектов, целых природных сообществ и экосистем.

6. Учащиеся смогут приводить примеры:

- использования достижений современной биологии для решения экологических, демографических и социально-экономических проблем;

- положительного и отрицательного влияния человека на живую природу;

- применения биологических и экологических знаний для сохранения биоразнообразия как условия устойчивого существования биосферы.

7. Учащиеся смогут делать выводы:

- о социокультурных, философских и экономических причинах развития биологии и экологии;

- о необходимости рассмотрения основных концепций биологии и экологии в аспекте их исторической обусловленности, экономической значимости;

- о результатах проведенных биологических, экологических наблюдений и экспериментов.

8. Учащиеся смогут участвовать:

- в организации и проведении биологических и экологических наблюдений и экспериментов, наблюдении за сезонными изменениями и поступательным развитием биогеоценозов;

- в дискуссиях по обсуждению проблем, связанных с биологией, экологией, медициной, формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по этим проблемам;

- в коллективно-групповой деятельности по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям, по написанию докладов, рефератов, выполнению проектов и исследовательских работ.

9. Учащиеся смогут соблюдать:

- правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для устойчивого сосуществования человечества и природы;

- меры профилактики вирусных заболеваний человека, генных болезней и болезней с наследственной предрасположенностью.

Программа курса «Биология. Биологические системы и процессы.» 10 класс. (Профильный уровень 102 часа).
Введение (1 час).Биология — наука о жизни. Место биологии в системе естественных наук. Связь биологических наук с другими науками. Общебиологические закономерности — основа для понимания явлений жизни и рационального природопользования.

1.Биологические системы, процессы и их изучение (3 часа). Понятие о системе. Организация биологических систем, структура, основные принципы, разнообразие. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Процессы, происходящие в биосистемах. Основные критерии живого. Жизнь как форма существования материи. Определение понятия «жизнь». Методы изучения биологических систем и процессов. Научное познание. Методы биологических исследований. Демонстрации : таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, фильмов, показывающих уровневую организацию живой природы, методы биологических исследований, связь биологии с другими науками; приборов, обеспечивающих изучение биологических систем и процессов.

2.Цитология — наука о клетке (3 часа). Клетка — структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова. Развитие цитологии в 20 веке. Основные положения современной клеточной теории. Ее значение для развития биологии и познания природы. Методы изучения клетки. Демонстрации: светового микроскопа, оборудования для приготовления микропрепаратов, постоянных и временных микропрепаратов; рисунков, фотографий, слайдов, иллюстрирующих этапы развития цитологии как науки; портретов ученых-цитологов. Лабораторная работа №1. Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования.

3.Химическая организация клетки (8 часов).Химический состав клетки. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Вода, ее физико-химические свойства и биологическая роль воды в клетке. Свободная и связанная вода. Роль воды как растворителя, участие в структурировании клетки, теплорегуляции. Минеральные вещества клетки, их биологическая роль. Роль катионов и анионов в клетке. Буферные системы клетки: фосфатная, карбонатная, белковая. Органические компоненты клетки. Белки. Аминокислотный состав белков. Структуры белковой молекулы. Первичная структура белка, пептидная связь. Вторичная, третичная, четвертичная структуры. Свойства белков. Классификация белков. Функции белков. Углеводы. Моносахариды, дисахариды и полисахариды. Биологические полимеры. Общий план строения и физико-химические свойства. Биологические функции углеводов. Липиды — высокомолекулярные сложные эфиры. Общий план строения и физико-химические свойства. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Триглицериды, воски, стериды, фосфолипиды. Биологическая роль липидов в клетке. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот: сахар, фосфат, азотистые основания. Комплементарные основания. Структура ДНК — двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. Виды РНК: информационная, транспортная, рибосомальная, вирусная. Функции РНК в клетке. АТФ, строение, значение, функция. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих строение молекул белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот; модели строения молекулы ДНК; опытов, иллюстрирующих свойства органических веществ, принцип действия ферментов. Лабораторные работы: 2. Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках. 3. Обнаружение белков, углеводов. Липидов с помощью качественных реакций и выделение ДНК.

4.Строение и функции клетки (7часов). Эукариотная и прокариотная клетки. Наружная клеточная плазматическая мембрана. Строение мембраны, ее свойства и функции. Транспорт веществ через мембрану. Клеточная оболочка растительной клетки. Цитоплазма и ее органоиды. Вакуолярная система клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоль с клеточным соком, сократительные вакуоли. Полуавтономные структуры клетки: митохондрии и пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Их строение и функции. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки и цитоскелет клетки. Органоиды движения- реснички и жгутики. Клеточные включения. Ядро — регуляторный центр клетки. Особенности ядерной мембраны. Кариоплазма. Хроматин, ядрышко. Хромосомы. Строение прокариотной клетки. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Формы и размеры прокариотной клетки. Разнообразие клеток: растительная. Животная, грибная. бактериальная. Особенности строения растительной и животной клетки. Демонстрации:таблиц, схем, рисунков, микрофотографий строения клеточных структур, слайдов, микропрепаратов растительных, животных и бактериальных клеток. Лабораторные работы: 4. Движение цитоплазмы в клетках растений. 5. Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках. 6. Изучение строения клеток различных организмов под микроскопом.

5.Обмен веществ и превращение энергии в клетке (11 часов). Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса метаболизма. Типы обмена веществ: аэробный и анаэробный, автотрофный и гетеротрофный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в процессах обмена веществ. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма. Ферменты, их строение, свойства и механизм действия. Зависимость скорости ферментативных реакций от различных факторов. Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Роль хлоропластов в фотосинтезе. Преобразование солнечной энергии в энергию химических связей. Продуктивность фотосинтеза. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Энергетический обмен. Три этапа энергетического обмена. Подготовительный этап:органный и клеточный уровень. Роль лизосом в подготовительном этапе обмена веществ. Гликолиз — бескислородное расщепление глюкозы. Биологическое окисление, или клеточное дыхание. Роль митохондрий в процессах биологического окисления. Мембранный характер реакций окислительного фосфорилирования. Преимущества аэробного пути обмена веществ перед анаэробным. Эффективность энергетического обмена. Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. Реализация наследственной информации. Генетический код, его свойства. Транскрипция — матричный синтез РНК. Трансляция — биосинтез белка. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка. Регуляция обменных процессов в клетке. Гипотеза оперона (Ф. Жакоб, Ж.Мано). Понятие о клеточном гомеостазе. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих реакции пластического и энергетического обмена в клетке и их регуляции; опытов. Показывающих процесс фотосинтеза и выявляющих необходимые условия для его протекания. Лабораторные работы: 7. Изучение каталитической активности фермента амилазы. 8. Изучение фотосинтеза и условий его протекания.

6.Жизненный цикл клетки (5 часов). Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Особенности процессов. Протекающих в интерфазе. Подготовка клетки к делению. Пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды интерфазы. Репликация -реакция матричного синтеза ДНК. Строение хромосом. Понятие о хромосомном наборе — кариотипе. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные хромосомы. Деление клетки — митоз. Стадии митоза. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Амитоз. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, показывающих периоды жизненного цикла клетки, стадии митоза; моделей и аппликаций хромосом; микропрепаратов хромосом и митоза. Лабораторные работы: 9. Изучение морфологии и подсчет хромосом на временном препарате корешков кормовых бобов. 10. Изучение фаз митоза на постоянном микропрепарате кончика корешка лука.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск