Скачать 370.67 Kb.
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Председатель МО Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 2003 естественного цикла ГБОУ СОШ № 2003 Доманевская О.В. Рощина М.В. Нарышкина Л.Ю. «___»__________2013 г. «__»________2013 г. «___»____________2013 г Рабочая программа по биологии 10-й « Б (мед)» класс на 2013 — 2014 учебный год Учитель: Рощина Марина Викторовна Элективный курс: Количество учебных недель: 34 Количество учебных часов: 136 Программа: А.В.Теремов, Р.А.Петросова Комплект обучающегося: А.В.Теремов, Р.А.Петросова, «Биология. Биологические системы и процессы 10 класс. Профильный уровень. М., «Мнемозина» 2011 г Методическое обеспечение: Н.В.Чебышев, Г.С.Гузикова, Ю.Б.Лазарева, С.Н.Ларина «Биология. Справочник.М: «ГЭОТАР-Медиа»2011г, А.А.Кириленко Биология. Сборник задач по генетике.Ростов-на Дону «Легион-М» 2012 г, В.Н.Мишакова, Л.В.Дорогина, И.Б.Агафонова «Решение задач по генетике». М., «Дрофа»2010 г. Пояснительная записка. Программа предназначена для общеобразовательной подготовки учащихся 10-го класса старшей школы химико-биологического, биолого-географического и агротехнологического профилей. На профильном уровне биологическое образование призвано обеспечить выбор учащимися будущей профессии, овладение знаниями, необходимыми для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования и продолжения изучения биологии на биологических, медицинских, агротехнологических специальностях и факультетах. Профильное обучение — основное средство дифференциации обучения, когда благодаря изменениям в структуре, содержании и организации учебно-воспитательного процесса создаются условия для индивидуализации познавательной, коммуникативной, эмоционально-ценностной деятельности личности обучаемого, более полно учитываются ее интересы, склонности и способности, открываются принципиально новые возможности для продолжения образования и выбора жизненного пути. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного подхода к организации образовательного процесса в средней общеобразовательной школе; выстраивание учеником на основании индивидуального учебного плана собственной образовательной траектории; обеспечение преемственности между общим, средним и высшим образованием. В связи с тем, что программа рассчитана на 102 часа, школьный ресурс 136 часов, стало возможным выделить дополнительные часы на более глубокое изучение сложных и объемных для учащихся тем: 1. Цитология – наука о клетке + 2 часа. 2. Химическая организация клетки +1 час. 3. Строение и функции клетки + 1 час. 4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке +2 часа. 5. Размножение и развитие организма +2 часа. 6. Закономерности наследственности +9 часов. 7. Генетика человека +2 часа. 8. Селекция организмов +1 час 9. Обобщение и повторение изученного материала +14 часов. Это приведет к лучшему усвоению и пониманию курса. Цель профильного обучения биологии: овладение учащимися системой общих естественно-научных и специальных биологических знаний, формирующих рациональное мировоззрение личности и нравственно-этическое отношение к природе. Задачи профильного обучения биологии:
Требования к уровню подготовки учащихся: 1.Учащиеся смогут называть:
- естественно-научные, социально-исторические предпосылки важнейших открытий в биологических науках; - биологические системы и происходящие в них процессы; - методы изучения биологических систем и явлений живой природы; - систему взглядов человека на живую природу и место в ней человека. 3. Учащиеся смогут обосновывать: - значение научных открытий в биологии, медицине и экологии для общечеловеческой культуры; -неизбежность синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации; - меры безопасного поведения в окружающей природной среде, в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера 4. Учащиеся смогут сравнивать: - разные биологические концепции и теории; - взгляды на взаимоотношения человека и природы на разных исторических этапах развития общества; - естественно-научные и социогуманитарные подходы к рассмотрению человека и природы, материальные и духовные начала в его мышлении. 5.Учащиеся смогут оценивать: - значение важнейших научных открытий для биологии, медицины и экологии; - информацию о современных исследованиях в биологии, медицине, экологии, их практическое и нравственно-этическое значение; - возможные последствия свой деятельности для существования отдельных биологических объектов, целых природных сообществ и экосистем. 6. Учащиеся смогут приводить примеры: - использования достижений современной биологии для решения экологических, демографических и социально-экономических проблем; - положительного и отрицательного влияния человека на живую природу; - применения биологических и экологических знаний для сохранения биоразнообразия как условия устойчивого существования биосферы. 7. Учащиеся смогут делать выводы: - о социокультурных, философских и экономических причинах развития биологии и экологии; - о необходимости рассмотрения основных концепций биологии и экологии в аспекте их исторической обусловленности, экономической значимости; - о результатах проведенных биологических, экологических наблюдений и экспериментов. 8. Учащиеся смогут участвовать: - в организации и проведении биологических и экологических наблюдений и экспериментов, наблюдении за сезонными изменениями и поступательным развитием биогеоценозов; - в дискуссиях по обсуждению проблем, связанных с биологией, экологией, медициной, формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по этим проблемам; - в коллективно-групповой деятельности по поиску и систематизации дополнительной информации при подготовке к семинарским занятиям, по написанию докладов, рефератов, выполнению проектов и исследовательских работ. 9. Учащиеся смогут соблюдать: - правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для устойчивого сосуществования человечества и природы; - меры профилактики вирусных заболеваний человека, генных болезней и болезней с наследственной предрасположенностью. Программа курса «Биология. Биологические системы и процессы.» 10 класс. (Профильный уровень 102 часа). Введение (1 час).Биология — наука о жизни. Место биологии в системе естественных наук. Связь биологических наук с другими науками. Общебиологические закономерности — основа для понимания явлений жизни и рационального природопользования. 1.Биологические системы, процессы и их изучение (3 часа). Понятие о системе. Организация биологических систем, структура, основные принципы, разнообразие. Уровни организации живого: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Процессы, происходящие в биосистемах. Основные критерии живого. Жизнь как форма существования материи. Определение понятия «жизнь». Методы изучения биологических систем и процессов. Научное познание. Методы биологических исследований. Демонстрации : таблиц, схем, рисунков, фотографий, слайдов, фильмов, показывающих уровневую организацию живой природы, методы биологических исследований, связь биологии с другими науками; приборов, обеспечивающих изучение биологических систем и процессов. 2.Цитология — наука о клетке (3 часа). Клетка — структурно-функциональная единица живого. История открытия клетки. Работы Р. Гука, А. Левенгука. Клеточная теория Т. Шванна, М. Шлейдена, Р. Вирхова. Развитие цитологии в 20 веке. Основные положения современной клеточной теории. Ее значение для развития биологии и познания природы. Методы изучения клетки. Демонстрации: светового микроскопа, оборудования для приготовления микропрепаратов, постоянных и временных микропрепаратов; рисунков, фотографий, слайдов, иллюстрирующих этапы развития цитологии как науки; портретов ученых-цитологов. Лабораторная работа №1. Устройство светового микроскопа и техника микроскопирования. 3.Химическая организация клетки (8 часов).Химический состав клетки. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. Вода, ее физико-химические свойства и биологическая роль воды в клетке. Свободная и связанная вода. Роль воды как растворителя, участие в структурировании клетки, теплорегуляции. Минеральные вещества клетки, их биологическая роль. Роль катионов и анионов в клетке. Буферные системы клетки: фосфатная, карбонатная, белковая. Органические компоненты клетки. Белки. Аминокислотный состав белков. Структуры белковой молекулы. Первичная структура белка, пептидная связь. Вторичная, третичная, четвертичная структуры. Свойства белков. Классификация белков. Функции белков. Углеводы. Моносахариды, дисахариды и полисахариды. Биологические полимеры. Общий план строения и физико-химические свойства. Биологические функции углеводов. Липиды — высокомолекулярные сложные эфиры. Общий план строения и физико-химические свойства. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Триглицериды, воски, стериды, фосфолипиды. Биологическая роль липидов в клетке. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот: сахар, фосфат, азотистые основания. Комплементарные основания. Структура ДНК — двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. Виды РНК: информационная, транспортная, рибосомальная, вирусная. Функции РНК в клетке. АТФ, строение, значение, функция. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, показывающих строение молекул белков, липидов, углеводов и нуклеиновых кислот; модели строения молекулы ДНК; опытов, иллюстрирующих свойства органических веществ, принцип действия ферментов. Лабораторные работы: 2. Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках. 3. Обнаружение белков, углеводов. Липидов с помощью качественных реакций и выделение ДНК. 4.Строение и функции клетки (7часов). Эукариотная и прокариотная клетки. Наружная клеточная плазматическая мембрана. Строение мембраны, ее свойства и функции. Транспорт веществ через мембрану. Клеточная оболочка растительной клетки. Цитоплазма и ее органоиды. Вакуолярная система клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоль с клеточным соком, сократительные вакуоли. Полуавтономные структуры клетки: митохондрии и пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты). Их строение и функции. Немембранные органоиды клетки: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки и цитоскелет клетки. Органоиды движения- реснички и жгутики. Клеточные включения. Ядро — регуляторный центр клетки. Особенности ядерной мембраны. Кариоплазма. Хроматин, ядрышко. Хромосомы. Строение прокариотной клетки. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Формы и размеры прокариотной клетки. Разнообразие клеток: растительная. Животная, грибная. бактериальная. Особенности строения растительной и животной клетки. Демонстрации:таблиц, схем, рисунков, микрофотографий строения клеточных структур, слайдов, микропрепаратов растительных, животных и бактериальных клеток. Лабораторные работы: 4. Движение цитоплазмы в клетках растений. 5. Плазмолиз и деплазмолиз в растительных клетках. 6. Изучение строения клеток различных организмов под микроскопом. 5.Обмен веществ и превращение энергии в клетке (11 часов). Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса метаболизма. Типы обмена веществ: аэробный и анаэробный, автотрофный и гетеротрофный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в процессах обмена веществ. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма. Ферменты, их строение, свойства и механизм действия. Зависимость скорости ферментативных реакций от различных факторов. Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Роль хлоропластов в фотосинтезе. Преобразование солнечной энергии в энергию химических связей. Продуктивность фотосинтеза. Влияние различных факторов на скорость фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Хемосинтез. Энергетический обмен. Три этапа энергетического обмена. Подготовительный этап:органный и клеточный уровень. Роль лизосом в подготовительном этапе обмена веществ. Гликолиз — бескислородное расщепление глюкозы. Биологическое окисление, или клеточное дыхание. Роль митохондрий в процессах биологического окисления. Мембранный характер реакций окислительного фосфорилирования. Преимущества аэробного пути обмена веществ перед анаэробным. Эффективность энергетического обмена. Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. Реализация наследственной информации. Генетический код, его свойства. Транскрипция — матричный синтез РНК. Трансляция — биосинтез белка. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка. Регуляция обменных процессов в клетке. Гипотеза оперона (Ф. Жакоб, Ж.Мано). Понятие о клеточном гомеостазе. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, иллюстрирующих реакции пластического и энергетического обмена в клетке и их регуляции; опытов. Показывающих процесс фотосинтеза и выявляющих необходимые условия для его протекания. Лабораторные работы: 7. Изучение каталитической активности фермента амилазы. 8. Изучение фотосинтеза и условий его протекания. 6.Жизненный цикл клетки (5 часов). Клеточный цикл. Интерфаза и митоз. Особенности процессов. Протекающих в интерфазе. Подготовка клетки к делению. Пресинтетический, синтетический и постсинтетический периоды интерфазы. Репликация -реакция матричного синтеза ДНК. Строение хромосом. Понятие о хромосомном наборе — кариотипе. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные хромосомы. Деление клетки — митоз. Стадии митоза. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Амитоз. Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, слайдов, фильмов, показывающих периоды жизненного цикла клетки, стадии митоза; моделей и аппликаций хромосом; микропрепаратов хромосом и митоза. Лабораторные работы: 9. Изучение морфологии и подсчет хромосом на временном препарате корешков кормовых бобов. 10. Изучение фаз митоза на постоянном микропрепарате кончика корешка лука. |