Скачать 92.57 Kb.
|
Интегрированный урок: "Влияние никотина на организм человека."Выполнил: учитель химии-биологии Пушкарева Таиса ПетровнаОбразовательные цели и задачи:
Воспитательные цели и задачи:
Развивающие цели и задачи:
Оборудование: ТСО: Компьютер, экран, проекционное оборудование. Наглядные пособия: Таблицы: “Газообмен в легких и тканях”, “Влияние курения на организм ”. Учебник. Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс.» М.: Дрофа, 2002. стр. 145. Инструкция по технике безопасности при работе с химическими реактивами. Инструкция проведения исследовательской лабораторной работы. Химические реактивы: Сигареты разных сортов (легкие и крепкие), табачный деготь(окурок), концентрированная азотная кислота, иодид калия, сульфид натрия, этиловый спирт, вода. Лабораторное оборудование: штатив с пробирками, фарфоровые чашечки, держатель, спички, лоток для сбора мусора, фильтровальная бумага, воронки, химические стаканы, пинцет. План урока 1. Вступительное слово учителя. 2. Краткая история курения. 3. Состав табачного дыма и его действие на организм а) Информационный научный материал: “Влияние наиболее вредных компонентов табачного дыма на организм человека и, вызываемые их действием, болезни человека”. б) Лабораторная работа Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов.
Вступительное слово учителя. Здоровье – это богатство. Для того, чтобы сохранить и укрепить его необходимо вести здоровый образ жизни, который включает в себя следующие мероприятия:
О вреде табака и о пагубном влиянии никотина на организм человека все говорят очень много. Вот сегодня на уроке мы и посмотрим, насколько вреден табак. Давайте вспомним, как табак попал к нам на материк. 2. Краткая история курения.Выступление учеников Первый ученик (историковед) В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабли пристали к одному из островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. Курили они и во время религиозных церемоний, пускали клубы табачного дыма по направлению к солнцу, где, по их мнению, и обитало божество “Моннито” - дух жизни. При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой “Трубки мира”, это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака. Второй ученик (историковед) В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Пано. Растения он использовал в качестве декоративных. О табаке писали хвалебные трактаты, рассматривая его как чудодейственное средство на организм: очищает мозговые соки, уменьшает голод, жажду и пьянит, как вино. Екатерина Медичи, будучи больна, стала применять “нюхательный табак” от головной боли. Она испытывала кратковременное облегчение под воздействием никотина. Мода нюхать табак стала быстро распространяться. Вера в целебные свойства табака была настолько сильна, что во время эпидемии чумы в целях профилактики табак нюхали даже дети. Вскоре увлечение табаком сменилось глубоким разочарованием. Оказалось, что употребление табака вредно и опасно для здоровья. В 1680 году французский король Людовик XII издал декрет по которому только аптекари имели право его продавать. Третий ученик (историковед) В других странах, лиц увлеченных курением строго наказывали. Например, с петлей на шее водили напоказ местным жителям в целях их устрашения, а злостных курильщиков даже казнили. В Сант-Яго в 1692 году пять монахов, уличенных в курении, заживо замуровали в монастырской стене. В России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног. А торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города. Лишь Петр I, который пристрастился к табаку в Голландии, снял запрет на табак. 3. Состав табачного дыма и его действие на организм.Приложение 1 (слайд № 7) С позиции физикохимии процесс курения – это сухая перегонка табачных листьев, при которой образуются вещества, относящиеся к различным классам неорганических и органических соединений. Общее для всех этих веществ – они поражают те или иные “цели” в организме. Мишенями являются самые важные клетки организма: клетки крови, мозга, легких. Вспомним процесс дыхания. Как происходят окислительные процессы? Ответ ученика с места. - В органах нашего тела постоянно происходят окислительные процессы, на которые расходуется кислород. Концентрация кислорода в артериальной крови, которая поступает в ткани по сосудам большого круга кровообращения, больше, чем в тканевой жидкости. В результате кислород свободно переходит из крови в тканевую жидкость и в ткани. Учитель. - А теперь представьте, что вместо кислорода в организм попадают ядовитые вещества. Куда же они попадут? Ученик. - Эти ядовитые вещества попадут также в кровь, а затем ко всем внутренним органам. Ученик (врач №1). Наука постоянно занимается изучением проблем, связанных с курением. Выяснилось: 1. Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения. 2. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а так же от того количества, которое он выкуривает за сутки. Первыми подвергаются табачной атаке органы дыхания. (слайд №8.) Разрушается слизистая оболочка носовой полости, трахеи, бронхов. Легочные пузырьки теряют свою эластичность и не могут участвовать в газообмене. Итог – организм страдает от недостатка кислорода. Появляется кашель, мокрота, усиливается слюноотделение. У многих развиваются раковые опухоли на губе, в горле, в легких. (Рассматриваются фотографии на странице учебника). (Поверхность легочных бронхов некурящего человека, раковые клетки в бронхах курящего человека). Ученик (врач №2) Врачи установили, что курящие ученики более рассеянны, нервны, ленивы. У них ухудшается память, частые головные боли. Угарный газ вызывает кислородное голодание нервной клетки и снижает интенсивность нервных процессов. (слайд №8) Изменяется поведение курящих людей, грубеет голос, кожа становится землистой, и зубы желтеют. Ученик (ученый №1) (слайд №6) - Горящая сигарета – это уникальная химическая фабрика, продуцирующая более 4 тысяч соединений, в том числе более 40 канцерогенов, такие как: бензпирин, мышьяк, сернистый газ, аммиак. Наиболее важным является ненасыщенный альдегид пропеналь. Он обладает высокой химической и биологической активностью, вызывая у курильщиков кашель. Канцерогены способны вызвать развитие раковой опухоли. Деготь после курения очень ядовит. Часть табачного дегтя, который не попадает в дыхательные пути курильщика во время затяжки, плотно прилипают к внутренней стенке мундштука и при последующих затяжках усиливает вредное действие табачного дыма. Проделали такой опыт. В течение месяца ученые мазали табачным дегтем уши у кроликов и в 95% у кроликов появлялись раковые опухоли. Ученик (ученый №2) (слайд №8). Никотин подстегивает сердце, заставляя его учащенно работать. При первых затяжках никотин вызывает замедление пульса, но спустя 2-5 минут учащение сердечной деятельности вследствие тормозящего действия. Сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20-25 тыс. раз. Повышается кровяное давление, что обусловлено сужением периферических сосудов и возбуждением сосудодвигательного центра. Каждая сигарета сокращает жизнь человека на 12 минут. У курящих людей рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих людей. Учитель А сейчас мы с вами постараемся определить, правда ли, что в табаке есть ионы тяжелых металлов. Проведем исследование. (Работаем по группам). Первая группа проводит исследование с легким табаком. Вторая группа – с крепким табаком, Третья группа – с табачным дегтем, который остался на фильтре после курения. (Дается инструктаж по Т.Б. при работе с концентрированными кислотами и химическими реактивами). Лабораторная работа “Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов” Вначале сделаем вытяжку из сигарет. Возьмем сигареты различных сортов, высыпим табак в химический стакан, фильтр с табачным дегтем (окурок) целиком пинцетом положим в стакан и зальем концентрированной азотной кислотой. Дадим 1 минуту настояться и профильтруем. Вытяжка готова. Опыт №1. В пробирку нальем 1 мл вытяжки табака и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем осадок черного цвета. Справка: Иодид калия – качественный реактив на ионы висмута. Результатом реакции является оранжевое окрашивание. Опыт №2. Возьмем вытяжку табака 1мл. прильем 1-2 мл воды (так как концентрация очень высокая) и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем оранжевый осадок. Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы висмута и очень большой концентрации. Опыт №3. Возьмем 1 мл вытяжки табака и прильем несколько капель сульфида натрия. Наблюдаем осадок черного цвета. Справка: Сульфид натрия – качественный реактив на ионы свинца. Результатом реакции является осадок черного цвета. Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы свинца. Учитель: Экспериментально доказано, что свинец и висмут – радиоактивные металлы. Опыт №4. Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, прильем 1 мл этилового спирта, помешаем стеклянной палочкой и подожжем. Вначале пламя будет бесцветное, но через некоторое время языки пламени окрашиваются в карминово-красный цвет. Справка: Качественной реакцией определения ионов стронция – пламя. Результат - пламя карминово-красного цвета. Вывод: Следовательно, в вытяжке табака есть ионы стронция. Ведется сравнение результатов опытов групп и делается общий вывод. Общий вывод: В сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется она даже в табачном дегте. Слайд № 13-16, № 18. Идет минутное обсуждение приведенных фактов. 4. Заключительное слово учителю.Сегодня вы сами увидели доказательства пагубного влияния табака на организм человека. Даже то, что если вы сами не курите, но стоите рядом с курящим человеком и вдыхаете табачный запах – вы являетесь пассивным курильщиком. Опасность еще в том, что детский организм наиболее уязвим для никотина. Всемирная организация здравоохранения признает, что курение – это вид бытовой наркомании, поэтому запрещено продавать детям сигареты. Вы знаете, что в общественных местах, в школах введен запрет на курение и не напрасно. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Ещё 100 лет назад французский доктор Декалзне пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Помните - школьные годы это годы роста, как физического так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно навыки, привычки как полезные, так и вредные, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволит вам выбрать род занятий по душе и в будущем добиться успеха. Отказаться от курения очень трудно, так как курение – это своего рода, наркомания. (слайд № 9-12, №17) 5. Итог урока. (В виде беседы). |