Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 91.07 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации18.04.2014
Размер91.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок по теме : « Условия прорастания семян» ( 6 класс)

на основе системно - деятельностного подхода в обучении (учителя биологии МБОУ СОШ №100 г. Краснодара Филатовой Л.Н.)

От нас природа тайн своих не прячет. Но учит быть внимательнее к ней.

И.Рыленков

Цели урока :

- закрепить знания учащихся о строении семени однодольного и дву-дольного растения; сформировать понятие « прорастание семян», помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные условия прорастания семян; отметить влияние изменений условий на про-растание семян; сформировать умение правильно определять всхожесть семян и применить эти знания на практике (образовательные) ;

- развивать знания об условиях прорастания семян, общебиологические понятия; развивать умения наблюдать за ходом опыта и выявлять его резуль-таты; развивать творческие способности учащихся; развивать активность учащихся в учебной деятельности, умение анализировать; развивать умения работать с дополнительными источниками информации; развивать логичес-кое мышление у учащихся (развивающие );

- воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать ответственность и аккуратность, точность в ответах( воспитательные ).

Задачи урока :

формировать УУД :

- развивать умения проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем; развивать умения высказывать свою версию ( регулятивные УУД);

- вырабатывать умение слушать и понимать речь других; работать в группе; формирование устной речи (коммуникативные УУД);

- развивать умения сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека ( личностные УУД);

- умение добывать новые знания , находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осознавать необходимость приобретения новых знаний для использования в своей практической деятельности ( познавательные УУД).

Оборудование : семена фасоли, гороха, тыквы, редиса, пшеницы, кукурузы, мака, пророщенные семена фасоли, пробирки, колбы с водой, штативы, компьютерный диск «Уроки биологии с применением информационных тех-нологий. 6 кл.» авт.- сост. С.Н.Лебедев ( Урок 6. Прорастание семени.)

Тип урока : открытие новых знаний (ОНЗ)

Методы:

- проблемный, частично- поисковый;

- самостоятельная работа.

Конспект урока

Ход урока :

1.Организационный момент.

- психологический настрой учащихся;

- предварительная организация класса;

- вызов, самоопределение и мотивация.

Учитель совместно с детьми планирует, проектирует урок. В ходе под-готовки к данному уроку необходимо за 5- 7 дней до него заложить 2 следующих опыта :

- определение условия прорастания семян;

- значение питательных веществ для прорастания семян.

Закладку опытов осуществляют две инициативно- исследовательские группы учащихся. Учитель выступает в роли консультанта. Для выполнения практической части на уроке , учащиеся работают в группах по 4 человека в каждой ( деление на группы осуществляет учитель).

2.Актуализация пройденного материала. Деятельность учащихся на уроке по пройденной теме.

Программированная карточка с заданием №1

(учащиеся, выполняющие работу по вариантам, должны выбрать в тезисах, признаки : I вариант- строения семени однодольных растений, II вариант- строения семени двудольных растений)

Тезисы :

1. Наличие семенной кожуры. 2.Наличие рубчика. 3.Крупный зародыш. 4.Зародыш очень мал. 5.Запас питательных веществ находится в эндосперме. 6.Запас питательных веществ в семядолях ( у большинства растений). 7.Наличие одной семядоли в семени. 8.Имеется две семядоли в семени. 9.В состав семени входит зародышевый побег. 10.В состав семени входит зародышевый корень.

Номера правильных ответов :

В I варианте : 1, 4, 5, 7, 9, 10. Во II варианте : 1, 2, 3, 6, 8, 9, 10.

Программированная карточка с заданием №2

(найдите ошибки в приведенном тексте; укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их)

1.Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. 2.Цветковые растения расселяются по Земле с помощью семян. 3.Через рубчик внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. 4.Эндосперм- это ткань наружного покрова семени. 5.Зародыш нового растения в семени состоит из двух частей : зародышевого побега и зародышевого корня. 6.Все цветковые растения имеют зародыш семени с двумя семядолями. 7.При прорастании семени появляется молодое растеньице, которое называ-ется зародышевой почкой. 8.В природе часть растений размножается семенами, а часть – спорами. 9.Тыква, горох, редис, фасоль, пшеница- это двудольные растения.

Неверные ответы:

3- вода проникает внутрь семени через семявход; 4- эндосперм- это особая ткань, клетки которой содержат много запасных пи- тательных веществ; 6-семена двудольных растений в своем строении имеют две семядоли, семена однодольных растений имеют одну семядолю; 7- молодое растеньице, прорастающее из семени называется проростком; 9- пшеница относится к однодольным растениям.

Ботаническая игра по теме :

Учитель предлагает коллекцию семян. Из этой коллекции учащиеся должны выбрать семена , принадлежащие родам : - горох, - фасоль, - тыква, - кукуруза, - редис, - пшеница, -мак.

3.Открытие новых знаний.

Учитель : Ребята, теперь вы знаете каково строение семени растений. Давайте поразмыслим. Если семя попадет в благоприятные для него условия, какие жизненные процессы с ним будут происходить? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учащиеся формулируют тему урока, говорят, что сегодня на уроке речь пойдет о прорастании семян. И целью урока является выявить условия, необходимые для прорастания семян.

Учитель : Если школьнику сказать, что бобы могут разорвать пароход, он не поверит. И все же такой случай с бобами действительно произошел. ( Используя технологию проблемного обучения , формулируется проблемная ситуация на уроке , учитель знакомит учащихся с рассказом Н.П. Болгарова «Как бобы разорвали пароход» // Хрестоматия по ботанике/ Н.А.Алешко.- с.27.)

Это было много лет назад. Огромный пароход «Харьков» плыл из-за гра-ницы к родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами. Недалеко от Константинополя случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из грузовых трюмов, образовалась пробоина, через ко-торую стала внутрь поступать вода. Дело кончилось тем, что «Харьков» глубже погрузился в воду и от этого несколько потерял в скорости.

Но бобы решили судьбу парохода по-иному. Вода поднималась все выше и выше, проникая сквозь все щелочки между бобами. Бобы, впитывая в себя воду, стали разбухать. А разбухшим бобам и место надо больше. Места же в трюме было столько, чтобы вместить сухие, а не разбухшие бобы.

Что же оставалось делать бобам в поисках простора? Им оставалось одно: давить изо всех сил на стенки и палубу трюма. А сила разбухших бобов в тесноте - дело нешуточное. Она может доходить до 30кг на 1 кв. см. Понятно, что такое давление бобов кончиться добром не могло. С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Паро-ход разломился на отдельно плавающие части – носовую и кормовую.

Вот что могут наделать безобидные бобы!

Учитель: Каково значение воды для жизнедеятельности семян?

Учащиеся, из услышанного рассказа , делают вывод о том, что вода необхо-дима для прорастания семян, при прорастании семена набухают и увеличи-ваются в объеме. При этом запасные питательные вещества , находящиеся в эндосперме и семядолях переходят в растворимое состояние и становятся до-ступными для клеток зародыша.

Значение воды для прорастания семян демонстрирует следующий опыт : (за неделю до проведения урока первая инициативно- исследовательская группа учащихся произвела закладку опыта)

В три пробирки поместили семена гороха. Одну пробирку оставили с сухими семенами, во вторую налили немного воды, смочили семена. Третью пробирку с семенами полностью наполнили водой.

( Работая в группах по 4 человека, учащиеся на уроке самостоятельно закладывают опыт.)

Учитель задает вопрос о том, что произойдет с семенами в дальнейшем. В какой из пробирок семена прорастут?

В ходе дискуссии учащиеся выясняют и делают вывод, что прорастут семена, находящиеся во второй пробирке, так как в первой пробирке отсутствовала вода, семена остались сухими и не проросли; в третьей пробирке семена набухли, но не проросли, так как они погибли из- за недостатка кислорода воздуха . Дыхание- одно из важных условий жизнедеятельности организма.

Вторая инициативно- исследовательская группа учащихся показывает результаты второго опыта « Значение запасных питательных веществ для прорастания семян»:

Прорастили два одинаковых семени фасоли. Затем у одного из них удалили одну семядолю, другое семя оставили без изменений. Накрыли семена мокрой салфеткой. Через 10 дней проросток с двумя семядолями оказался крупнее и крепче того проростка, у которого была удалена одна семядоля. Учащиеся делают вывод о том, что растущий зародыш, поглощая запасные питательные вещества семени, осуществляет в своих клетках обмен веществ, обеспечивается энергией.

Вопросы о значении тепла, освещения и глубины заделки семян для их прорастания рассматриваются с использованием слайдов компьютерного диска «Уроки биологии с применением информационных технологий» авт.-сост. С.Н.Лебедев.( Урок 6.Прорастание семян.)

4.Выявление затруднений в открытии новых знаний.

Выявляются затруднения у учащихся в получении новых знаний в теоретической и практической части урока. Учащиеся четко формулируют свои вопросы и проговаривают их.

5.Проект выхода из затруднений.

Учитель предлагает учащимся найти ответы на интересующие вопросы по теме и вопросы, вызывающие затруднения у учащихся , воспользовавшись Интернетом, предлагаются следующие сайты :

- beaplanet.ru/ vsyo_o_ semenah/ usloviy

- kaz – ekzams. ru/ 796- usloviya- prorasta…

- prezentacii. com / biologiya/ 4879-uso…

- valleyflora.ru/3.html

- referat. busness- top. info /botan , а также текст учебника.

6.Первичное закрепление знаний.

В ходе закрепления знаний, учащиеся заполняют таблицу :

Условия прорастания семян

Вода

Тепло

Кислород

Запасные питательные вещества

Свет

Глубина посева

Семени гороха нужно много воды- 1,5 массы, просу- 0,25 массы

Горох про-растает при t=+20 С огурец при t=+120С

Осуществление дыхания

Обеспечение энергией, осуществление обмена ве-ществ

Преобладаю-щему числу видов рас-тений свет не нужен

Чем крупнее семя, тем глбже его заклады-вают в почву

7.Закрепление по алгоритму ( с проговариванием).

Заполнить таблицу :

По теме : «Условия прорастания семян»

Знал

Узнал

Хочу знать










8.Рефлексия.

Ответы на вопросы :

- Какую цель мы ставили в начале урока? (Проговорить цели и их достижение).

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Как нам это удалось?

- Что нового вы узнали?

- Где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?

9.Выставление и комментирование оценок.

10.Домашнее задание (дифференцированно).

1.Изучить материал параграфа «Условия прорастания семян».( базовый уровень)

2.Составить и записать в тетрадь 5 собственных вопросов к этому материалу, которые вы зададите своим товарищам.( повышенный уровень)

3.Провести эксперимент : взять 10 семян фасоли ,поместить в стакан и залить водой. Не пригодны для посева будут те семена, которые всплывут. Вычислить процент всхожести семян. Подготовить сообщения о проделанной работе, составить научный проект .( высокий уровень)

Литература :

1.Разумовская О.К., Козловский Е.Г. Встреча с растениями ( познавательная ботаника с викторинами и кроссвордами) М : Грамотей 2009г.

2.Пономарева И.Н. Биология :6 кл. : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.И.Н.Пономаревой.-3-е изд. переработанное. – М : Ветана- Граф ,2010.

3.Классная биология в вашей школе : 5- 8 кл. : учебное пособие / автор- составитель Н.А. Бравая – Ростов н /Д : Феникс, 2008.

4.Щербатых Ю.В. «Биология в схемах и таблицах : учебное пособие / 2 изд. испр. – М. : Эксмо, 2007.

5.Уроки биологии с применением информационных технологий.6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.- сост. С.Н.Лебедев -2-е изд., испр.- М.: Глобус, 2009.

6.Биология. 6класс. Опорные схемы : учебное пособие / О.Н. Хюннинен.- М. : Дрофа, 2010.( Развивающее обучение).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск