Скачать 91.07 Kb.
|
Урок по теме : « Условия прорастания семян» ( 6 класс) на основе системно - деятельностного подхода в обучении (учителя биологии МБОУ СОШ №100 г. Краснодара Филатовой Л.Н.) От нас природа тайн своих не прячет. Но учит быть внимательнее к ней. И.Рыленков Цели урока : - закрепить знания учащихся о строении семени однодольного и дву-дольного растения; сформировать понятие « прорастание семян», помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные условия прорастания семян; отметить влияние изменений условий на про-растание семян; сформировать умение правильно определять всхожесть семян и применить эти знания на практике (образовательные) ; - развивать знания об условиях прорастания семян, общебиологические понятия; развивать умения наблюдать за ходом опыта и выявлять его резуль-таты; развивать творческие способности учащихся; развивать активность учащихся в учебной деятельности, умение анализировать; развивать умения работать с дополнительными источниками информации; развивать логичес-кое мышление у учащихся (развивающие ); - воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать ответственность и аккуратность, точность в ответах( воспитательные ). Задачи урока : формировать УУД : - развивать умения проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем; развивать умения высказывать свою версию ( регулятивные УУД); - вырабатывать умение слушать и понимать речь других; работать в группе; формирование устной речи (коммуникативные УУД); - развивать умения сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека ( личностные УУД); - умение добывать новые знания , находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осознавать необходимость приобретения новых знаний для использования в своей практической деятельности ( познавательные УУД). Оборудование : семена фасоли, гороха, тыквы, редиса, пшеницы, кукурузы, мака, пророщенные семена фасоли, пробирки, колбы с водой, штативы, компьютерный диск «Уроки биологии с применением информационных тех-нологий. 6 кл.» авт.- сост. С.Н.Лебедев ( Урок 6. Прорастание семени.) Тип урока : открытие новых знаний (ОНЗ) Методы: - проблемный, частично- поисковый; - самостоятельная работа. Конспект урока Ход урока : 1.Организационный момент. - психологический настрой учащихся; - предварительная организация класса; - вызов, самоопределение и мотивация. Учитель совместно с детьми планирует, проектирует урок. В ходе под-готовки к данному уроку необходимо за 5- 7 дней до него заложить 2 следующих опыта : - определение условия прорастания семян; - значение питательных веществ для прорастания семян. Закладку опытов осуществляют две инициативно- исследовательские группы учащихся. Учитель выступает в роли консультанта. Для выполнения практической части на уроке , учащиеся работают в группах по 4 человека в каждой ( деление на группы осуществляет учитель). 2.Актуализация пройденного материала. Деятельность учащихся на уроке по пройденной теме. Программированная карточка с заданием №1 (учащиеся, выполняющие работу по вариантам, должны выбрать в тезисах, признаки : I вариант- строения семени однодольных растений, II вариант- строения семени двудольных растений) Тезисы : 1. Наличие семенной кожуры. 2.Наличие рубчика. 3.Крупный зародыш. 4.Зародыш очень мал. 5.Запас питательных веществ находится в эндосперме. 6.Запас питательных веществ в семядолях ( у большинства растений). 7.Наличие одной семядоли в семени. 8.Имеется две семядоли в семени. 9.В состав семени входит зародышевый побег. 10.В состав семени входит зародышевый корень. Номера правильных ответов : В I варианте : 1, 4, 5, 7, 9, 10. Во II варианте : 1, 2, 3, 6, 8, 9, 10. Программированная карточка с заданием №2 (найдите ошибки в приведенном тексте; укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их) 1.Цветковое растение начинает свою жизнь с семени. 2.Цветковые растения расселяются по Земле с помощью семян. 3.Через рубчик внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. 4.Эндосперм- это ткань наружного покрова семени. 5.Зародыш нового растения в семени состоит из двух частей : зародышевого побега и зародышевого корня. 6.Все цветковые растения имеют зародыш семени с двумя семядолями. 7.При прорастании семени появляется молодое растеньице, которое называ-ется зародышевой почкой. 8.В природе часть растений размножается семенами, а часть – спорами. 9.Тыква, горох, редис, фасоль, пшеница- это двудольные растения. Неверные ответы: 3- вода проникает внутрь семени через семявход; 4- эндосперм- это особая ткань, клетки которой содержат много запасных пи- тательных веществ; 6-семена двудольных растений в своем строении имеют две семядоли, семена однодольных растений имеют одну семядолю; 7- молодое растеньице, прорастающее из семени называется проростком; 9- пшеница относится к однодольным растениям. Ботаническая игра по теме : Учитель предлагает коллекцию семян. Из этой коллекции учащиеся должны выбрать семена , принадлежащие родам : - горох, - фасоль, - тыква, - кукуруза, - редис, - пшеница, -мак. 3.Открытие новых знаний. Учитель : Ребята, теперь вы знаете каково строение семени растений. Давайте поразмыслим. Если семя попадет в благоприятные для него условия, какие жизненные процессы с ним будут происходить? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Учащиеся формулируют тему урока, говорят, что сегодня на уроке речь пойдет о прорастании семян. И целью урока является выявить условия, необходимые для прорастания семян. Учитель : Если школьнику сказать, что бобы могут разорвать пароход, он не поверит. И все же такой случай с бобами действительно произошел. ( Используя технологию проблемного обучения , формулируется проблемная ситуация на уроке , учитель знакомит учащихся с рассказом Н.П. Болгарова «Как бобы разорвали пароход» // Хрестоматия по ботанике/ Н.А.Алешко.- с.27.) Это было много лет назад. Огромный пароход «Харьков» плыл из-за гра-ницы к родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами. Недалеко от Константинополя случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из грузовых трюмов, образовалась пробоина, через ко-торую стала внутрь поступать вода. Дело кончилось тем, что «Харьков» глубже погрузился в воду и от этого несколько потерял в скорости. Но бобы решили судьбу парохода по-иному. Вода поднималась все выше и выше, проникая сквозь все щелочки между бобами. Бобы, впитывая в себя воду, стали разбухать. А разбухшим бобам и место надо больше. Места же в трюме было столько, чтобы вместить сухие, а не разбухшие бобы. Что же оставалось делать бобам в поисках простора? Им оставалось одно: давить изо всех сил на стенки и палубу трюма. А сила разбухших бобов в тесноте - дело нешуточное. Она может доходить до 30кг на 1 кв. см. Понятно, что такое давление бобов кончиться добром не могло. С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Паро-ход разломился на отдельно плавающие части – носовую и кормовую. Вот что могут наделать безобидные бобы! Учитель: Каково значение воды для жизнедеятельности семян? Учащиеся, из услышанного рассказа , делают вывод о том, что вода необхо-дима для прорастания семян, при прорастании семена набухают и увеличи-ваются в объеме. При этом запасные питательные вещества , находящиеся в эндосперме и семядолях переходят в растворимое состояние и становятся до-ступными для клеток зародыша. Значение воды для прорастания семян демонстрирует следующий опыт : (за неделю до проведения урока первая инициативно- исследовательская группа учащихся произвела закладку опыта) В три пробирки поместили семена гороха. Одну пробирку оставили с сухими семенами, во вторую налили немного воды, смочили семена. Третью пробирку с семенами полностью наполнили водой. ( Работая в группах по 4 человека, учащиеся на уроке самостоятельно закладывают опыт.) Учитель задает вопрос о том, что произойдет с семенами в дальнейшем. В какой из пробирок семена прорастут? В ходе дискуссии учащиеся выясняют и делают вывод, что прорастут семена, находящиеся во второй пробирке, так как в первой пробирке отсутствовала вода, семена остались сухими и не проросли; в третьей пробирке семена набухли, но не проросли, так как они погибли из- за недостатка кислорода воздуха . Дыхание- одно из важных условий жизнедеятельности организма. Вторая инициативно- исследовательская группа учащихся показывает результаты второго опыта « Значение запасных питательных веществ для прорастания семян»: Прорастили два одинаковых семени фасоли. Затем у одного из них удалили одну семядолю, другое семя оставили без изменений. Накрыли семена мокрой салфеткой. Через 10 дней проросток с двумя семядолями оказался крупнее и крепче того проростка, у которого была удалена одна семядоля. Учащиеся делают вывод о том, что растущий зародыш, поглощая запасные питательные вещества семени, осуществляет в своих клетках обмен веществ, обеспечивается энергией. Вопросы о значении тепла, освещения и глубины заделки семян для их прорастания рассматриваются с использованием слайдов компьютерного диска «Уроки биологии с применением информационных технологий» авт.-сост. С.Н.Лебедев.( Урок 6.Прорастание семян.) 4.Выявление затруднений в открытии новых знаний. Выявляются затруднения у учащихся в получении новых знаний в теоретической и практической части урока. Учащиеся четко формулируют свои вопросы и проговаривают их. 5.Проект выхода из затруднений. Учитель предлагает учащимся найти ответы на интересующие вопросы по теме и вопросы, вызывающие затруднения у учащихся , воспользовавшись Интернетом, предлагаются следующие сайты : - beaplanet.ru/ vsyo_o_ semenah/ usloviy - kaz – ekzams. ru/ 796- usloviya- prorasta… - prezentacii. com / biologiya/ 4879-uso… - valleyflora.ru/3.html - referat. busness- top. info /botan , а также текст учебника. 6.Первичное закрепление знаний. В ходе закрепления знаний, учащиеся заполняют таблицу : Условия прорастания семян
7.Закрепление по алгоритму ( с проговариванием). Заполнить таблицу : По теме : «Условия прорастания семян»
8.Рефлексия. Ответы на вопросы : - Какую цель мы ставили в начале урока? (Проговорить цели и их достижение). - Достигли ли мы поставленной цели? - Как нам это удалось? - Что нового вы узнали? - Где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни? 9.Выставление и комментирование оценок. 10.Домашнее задание (дифференцированно). 1.Изучить материал параграфа «Условия прорастания семян».( базовый уровень) 2.Составить и записать в тетрадь 5 собственных вопросов к этому материалу, которые вы зададите своим товарищам.( повышенный уровень) 3.Провести эксперимент : взять 10 семян фасоли ,поместить в стакан и залить водой. Не пригодны для посева будут те семена, которые всплывут. Вычислить процент всхожести семян. Подготовить сообщения о проделанной работе, составить научный проект .( высокий уровень) Литература : 1.Разумовская О.К., Козловский Е.Г. Встреча с растениями ( познавательная ботаника с викторинами и кроссвордами) М : Грамотей 2009г. 2.Пономарева И.Н. Биология :6 кл. : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.И.Н.Пономаревой.-3-е изд. переработанное. – М : Ветана- Граф ,2010. 3.Классная биология в вашей школе : 5- 8 кл. : учебное пособие / автор- составитель Н.А. Бравая – Ростов н /Д : Феникс, 2008. 4.Щербатых Ю.В. «Биология в схемах и таблицах : учебное пособие / 2 изд. испр. – М. : Эксмо, 2007. 5.Уроки биологии с применением информационных технологий.6 класс. Методическое пособие с электронным приложением / авт.- сост. С.Н.Лебедев -2-е изд., испр.- М.: Глобус, 2009. 6.Биология. 6класс. Опорные схемы : учебное пособие / О.Н. Хюннинен.- М. : Дрофа, 2010.( Развивающее обучение). |