Скачать 172.39 Kb.
|
Критерий 4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий. Использование проектных, исследовательских и других инновационных образовательных технологий в образовательном процессе. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием эффективности обучения. Государственные стандарты предполагают овладение обучающимися комплексом компетенций. Поэтому на современном этапе образования необходимо использовать такие технологии, которые повысили бы качество образования. В своей деятельности я активно применяю ряд технологий. Современные образовательные технологии и методики в практической профессиональной деятельности педагогического работника
Директор школы: /Майкова Г.П./ 56
Директор школы: /Майкова Г.П./ 57
Директор школы: /Майкова Г.П./ 58
Использование ИКТ в процессе обучения биологии. Компьютер – это устройство, способное принести пользу каждому, кто его не боится. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность Директор школы: /Майкова Г.П./ 59 самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться. В своей педагогической деятельности я не останавливаюсь на месте, постоянно самосовершенствуюсь, ищу новые подходы для успешности моих учеников в условиях введения ФГОС. Ключевую роль в этом играют учебно-методические комплекты (УМК). С 2008 года я работаю с УМК по программе Пономарёвой И.Н., в основе которой лежит системно-структурный и экологический подход. УМК включает электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР), учебники линии Пономаревой И.Н., рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, тетради на печатной основе, методические пособия для учителя. Для подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА по биологии использую помимо печатных изданий электронные ресурсы линии «Школа Бином». Уроки биологии обогащены цифровыми ресурсами линий «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», издательства «Просвещение» «Биология», тематические интерактивные наглядные пособия издательства «Дрофа». Кроме того я использую образовательные веб-сервисы и Интернет-ресурсы: www.pedsovet.ru http://school-collection.edu.ru http://tana.ucoz.ru/ EDU.KM.RU http://www.1september.ru/ http://www.openclass.ru http://www.virtulab.net/ http://fcior.edu.ru http://www.proshkolu.ru/ http://ucheba-legko.ru/ Я самостоятельно создаю мультимедийные разработки уроков в форме презентаций для интерактивной доски и с удовольствием обмениваюсь опытом их создания с педагогами. Мои ученики также творчески подходят к обучению биологии и с удовольствием создают медиапособия в форме рефератов, проектов, исследовательских работ, которые я использую на уроках биологии и во внеурочной деятельности. Обучающимися с 6 по11 классы созданы около 200 презентаций по разным темам к урокам биологии:
Кабинет биологии оснащен современным оборудованием, созданы технические условия, среди которых: АРМ учителя (ноутбук, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера, цифровой микроскоп), учебно-лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных работ, гербарии, коллекции, влажные препараты, программное обеспечение для интерактивной доски, цифровые ресурсы на CD – DVD, авторские цифровые ресурсы Также я работаю в профильной группе по программе элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по биологии», скорректированной с учетом запросов учащихся, в 10-11 классах. Задача профильной группы – систематизировать и углубить знания в биологии, ориентировать учащихся на успешную сдачу экзамена за курс средней школы в форме ЕГЭ, подготовить к успешному продолжению своего обучения в ВУЗе. Поэтому включила в курс работу с тестами ЕГЭ и задания уровня вузовских курсов подготовки к поступлению. Систематически применяю информационные технологии при подготовке к ЕГЭ. Выпускники не только успешно сдают ЕГЭ, но и поступают в учебные заведения по его результатам. В 2008 году выпускница Степанова Евгения поступила в СГМУ на факультет клинической психологии по результату ЕГЭ по биологии (79 баллов – самый высокий балл в районе). В 2009 году по результату ЕГЭ по биологии двое выпускников поступили в медицинский колледж, один – в ТГУ, один – в ТУСУР (экологическое направление). В 2010 году по результату ЕГЭ по биологии двое выпускников поступили в медицинский колледж, один – в ТГУ, один – СГМУ (педиатрическое отделение). В 2011 году по результату ЕГЭ по биологии двое выпускников поступили в ТГУ, один – ТПУ (генная инженерия), один - ТГПУ (психология). В 2012году мои выпускники успешно сдали ЕГЭ по биологии и зачислены в ТГУ, СибГМУ, ТУСУР. Интерактивная доска дала возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. Ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды. Директор школы: /Майкова Г.П./ 61 Интерактивную доску на различных этапах урока я чаще использую в следующих направлениях:
Интерактивная доска не просто отображает объекты, как это делает проектор, а позволяет управлять процессом презентации, электронным маркером вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии поверх видеоклипов или заранее созданных презентаций.
Использование интерактивной доски улучшает планирование, темп и течение урока, улучшает понимание материала. Правильная работа с интерактивной доской помогаем проверить знания учащихся. При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как средствами интерактивной доски легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы. Таким образом, всегда есть возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, сделать выводы или повторить то, что некоторые из учеников не очень поняли. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, действия отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. Применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Результативность использования современных образовательных технологий, система мониторинга. Личностно-ориентированное обучение. В основе моей работы по данному направлению лежит принцип «развивающей помощи». Он состоит в том, что я не делаю за ученика, не указываю ему, что делать, не решаю за него его проблемы, а даю ему возможность осознать себя, разбудить собственную активность и внутренние силы, чтоб он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Для этого с первых дней своей педагогической деятельности придумывала и изготавливала карточки с дифференцированными заданиями, с помощью которых ученик определял уровень заданий, с которым он сможет справиться. Об эффективности такого обучения свидетельствует повышение уровня обученности, стабильность результатов итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА по биологии как основной системы мониторинга федерального уровня . Директор школы: /Майкова Г.П./ 62 Уровень качества обученности по биологии по итогам года.
Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ по биологии.
Результаты итоговой аттестации в форме ГИА по биологии.
Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов-задач - пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия. Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 63 Однако преимущества проблемного подхода очевидны.
Интерес к предмету заставляет школьников больше читать биологической литературы, расширяя свои познания в области биологии. Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы. Одной из задач урока «Поток энергии и цепи питания» является изучение учащимися ряда связанных с жизнью вопросов: «Как отразится на боеспособности английского флота увеличение количества старых дев?» Некоторые ученики пытаются дать ответы на этот вопрос, но неудачно. Возникает проблемная ситуация, которая требует не только базовых знаний, но и дополнительных. Это стимулирует познавательную активность учащихся, которые используют для поиска ответа дополнительные источники информации. Проектные технологии. Создание проблемных ситуаций на уроке, решение нестандартных биологических задач, а также использование ИКТ - технологий создает все условия для проектной и исследовательской деятельности. Неслучайно появился целый блок детских презентаций по темам «Черви-паразиты», «Кишечнополостные», «Рептилии», «Пищеварительная система», «Генная и клеточная инженерии», которые успешно применяются мною как самостоятельные медиапособия при изучении соответствующих тем. Учащиеся успешно выступают с готовыми проектами на конференциях, фестивалях идей, конкурсах проектов. Школьный уровень.
Итоги олимпиад (см. приложение критерий 4, с.67). 100% охват обучающихся. Конкурс кроссвордов и головоломок.
2012 г. Проект «Наша клумба» Былина А. (8»А» класс)- 4 место. Межмуниципальный и региональный уровень.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 64 Проектная и исследовательская деятельность учащихся по биологии.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 65
Наличие призеров академической олимпиады по биологии. (см. приложение критерий 4, с.67)
Региональный уровень.
Всероссийский уровень.
Директор школы: /Майкова Г.П./ 66 |