Скачать 57.37 Kb.
|
Урок 34. Генетическое определение пола. Цели: продолжить формирование знаний о хромосомном механизме определении пола, формирование навыков решения генетических задач; сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола. Ход урока I. Организационный момент II. Изучение нового материала 1. Вступительное слово учителя. – Проблема происхождения половых различий, механизм определения пола и поддержания определенного соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна и для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и девочки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых. Было высказано множество догадок, но ни одна из них не получила научного подтверждения до тех пор, пока развитие генетики и цитологии не раскрыло механизм наследования и определения пола. Современная теория наследования пола была разработана Т.Морганом и его сотрудниками в начале XX в. – О механизмах наследования и определения пола мы поговорим на сегодняшнем уроке. – Задача урока состоит в раскрытии генетического механизма хромосомного определения пола. 2. Постановка проблемы. – Нам известно, что большинство животных и двудомные растения являются раздельнополыми организмами, причем внутри вида количество особей мужского пола приблизительно равно количеству особей женского пола. Другими словами, каждому виду, имеющему четкое деление на мужские и женские особи, свойственно определенное соотношение полов, близкое 1:1. Как объяснить это явление? 3. Лабораторная работа (выполняется на компьютере (Учебное электронное издание Лабораторный практикум Биология 6-11) диск 1: лабораторный практикум биология 6-11 класс; раздел: лаборатория генетика, подраздел 2 генетика человека )/ Самостоятельная работа «Решение задач на дигибридное скрещивание» (выполняется по карточкам). Первая группа учащихся выполняет лабораторную работу, а вторая – самостоятельную работу, а затем меняются. Лабораторная работа «Хромосомный набор и развитие человека» организуется с целью изучения хромосомного набора человека и различия хромосомного комплекса мужчины и женщины; для поиска ответа на поставленные вопросы (на столах карточки с вопросами и заданиями) 4. Индивидуальная работа с инструктивной картой. На доске записан вывод: Существует четыре основных типа хромосомного определения пола:
Запишите вывод в тетрадь. Рассмотренный, хромосомный механизм определения пола, когда пол будущего потомка определяется, в момент оплодотворения является, наиболее распространенным вариантом определения пола у раздельнополых видов. Но есть и другие варианты определения пола, которые реже встречаются в природе. 5. Сообщение учащегося «Варианты определения пола» 6. Продолжение изучения материала. – Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет наличие мужского и женского полов, но и обуславливает рождение равного числа детей обоего пола. (Самостоятельно с помощью букв X и Y записать результаты расщепления по полу для человека) На доске: Генетическое объяснение соотношения полов у человека XY XY XY Р Гаметы Отношение полов 1 : 1 На доске записана таблица «Соотношение полов» – Однако вопреки теоретически ожидаемому равенству, среди рождающихся мальчиков и девочек не наблюдается строгого соотношения 1 : 1. Обычно мальчиков рождается несколько больше, чем девочек. В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103 мальчика, к юношескому возрасту на 100 девушек – 100 юношей, к 50 годам на 100 женщин – 85 мужчин, а к 85-летнему возрасту на 100 женщин – всего 50 мужчин. – Это так называемое вторичное изменение соотношения полов объясняется их разной жизнеспособностью. Как у человека, так и у животных мужской пол оказывается менее устойчивым к неблагоприятным факторам окружающей среды, и продолжительность жизни мужских особей, поэтому короче, чем женских. 7. Наследование признаков, сцепленных с полм. В половых хромосомах, как и в аутосомах, есть гены, отвечающие за определенные признаки. Наследование признаков, гены которых находятся в X- или Y-хромосоме, называют наследованием, сцепленным с полом, а локализацию генов в половой хромосоме – сцеплением генов с полом. В половых хромасомах могут находиться гены, не имеющие отношения к развитию половых признаков. К признакам, сцепленным с полом, у человека относится очень тяжелое наследственное заболевание гемофилия, при котором кровь теряет способность свертываться. У гемофиликов даже небольшие царапины и ссадины вызывают тяжелые кровотечения. Это заболевание встречается, за редчайшим исключением, только у мужчин. Было установлено, что гемофилия обусловлена рецессивным геном, поэтому гетерозиготные по данному гену женщины обладают обычной свертываемостью крови. III. Закрепление. Решете задачу. Какое потомство может появится у женщины – носительницы гена гемофилии, вступающей в брак с нормальным по этому признаку мужчиной. Ген, обуславливающий нормальную свертываемость крови, обозначен H, а ген, при котором кровь теряет способность свертываться , h. Учитывая, что в генотипе женщины присутствуют две X-хромосомы, а мужчин – одна X-хромосома и одна Y-хромосома, запишите схему наследования гемофилии. На схеме скрещивания не указывайте аутосомы, поскольку по ним нет различий между мужскими и женскими организмами. Дано: Р-люди Р генотип XH Xh XH Y H- ген норм.сверт-ти фенотип носит-ца гена здоровый крови гемофилии h- ген гемофилии гаметы XH Xh носит-ца гена гемофилии XH Y здоровый Xh Y XH Y – ? здоровая носительница здоровый гемофилик гена гемофилии IV. Домашнее задание. Изучить § 45; ответить на вопрос: может ли родиться здоровый сын в семье, если отец болен гемофилией Инструктивная карта Хромосомное определение пола I. Выполни лабораторную работу ««Хромосомный набор и развитие человека» с 1 задания по 8 задание включительно. II. Запомни термины: Кариотип Пол: гомогаметный Аутосомы гетерогаметный Половые хромосомы III. Опиши схемы определения пола по плану приведенному ниже. Основные типы хромосомного определения пола Схема №1 Схема №2
Схема №3 Схема №4
План 1. Сколько хромосом составляет кариотип соматических клеток нормального человека? (кузнечика, шелкопряда, моли) 2. Сколько аутосом в кариотипах этих организмов? 3. Какое строение имеют половые хромосомы и сколько их в кариотипах этих организмов? 4. Какой пол является гомогаметным, а какой – гетерогаметным? Почему? 5. Как определяется пол будущего потомства? 6. Какой организм является определяющим пол? IV. Сделайте вывод. |