Скачать 75.52 Kb.
|
МОУ «Инжавинская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока биологии в профильном 10 классе на тему: «Определение пола. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом» Автор: учитель биологии высшей категории Егорова Елена Николаевна Инжавино 2011 Цель урока: повторить материал о хромосомном определение пола, научиться решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом». Вступительное слово. Я рада вас приветствовать на уроке. Мы сегодня будем работать вместе и надеюсь, говорить на одном языке – языке удивительной науки биологии. По ходу урока я предлагаю вам заполнять индивидуальную карту и не забывать отмечать в ней свои успехи и неудачи, а в конце урока вы сами оцените степень своего участия в обсуждении и изучении материала. Объявляется тема, цели урока и примерный порядок работы (слайды №1,2) Цели урока:
Актуализация знаний -Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с генетикой. «Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось». Вопросы классу. Повторить основные термины. (слайд №3) -Что изучает геномика? Что такое геном? (Геномика изучает геном, а геном-совокупность генов вида в гаплоидном наборе хромосом) - Каково значение расшифровки генома человека? (Позволит лечить болезни на генном уровне, предотвратить старение и наследственные патологии) -Сколько генов в геноме человека?(30-40 тысяч) -Почему раньше считалось, что их гораздо больше? (Не знали, что всего 5% длины ДНК занято генами) -Что делают в хромосоме участки, не кодирующие белки? (регулируют работу генов) -Все ли гены в клетке работают одновременно? (Нет, все зависит от специализации клетки) -Верно ли утверждение, что каждый признак кодируется одним геном?(Нет, иногда десятками и сотнями генов) -Бывает ли наоборот, когда один ген кодирует сразу несколько признаков? (Да, это явление множественного действия генов, например, синдром Морфана) Изучение нового материала - Итак, мы вспомнили все, что нужно для изучения нового раздела генетики – генетики пола. Одним из вечных вопросов, который интересует человечество, является загадка пола. Почему в одном случае рождаются мальчики, а в другом девочки? Можно ли вмешаться и получить по желанию особей определенного пола? Сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся ответить на эти вопросы. В природе существует несколько механизмов определения пола (слайд №4) – объяснение учителя
-- Геномный ( пол определяется гаплоидностью или диплоидностью генома, как у пчел: самки диплоидны, а трутни гаплоидны, т.к. выводятся из неоплодотворенных яиц)
Первооткрывателем половых хромосом был Томас Морган. Свое открытие он сделал, изучая хромосомы дрозофил (слайд №5) Половые хромосомы и аутосомы дрозофилы.( Работа со слайдом №6)
Слайд №7: ответы на вопросы Половые хромосомы человека (слайд №8)
Слайд №9 – ответ на вопросы Гомогаметность и гетерогаметность (слайд № 10) Рассмотрим рис. 78 на стр 162 в учебнике. Какой пол гетерогаметен у человека, птиц, кузнечиков? ЗАПОМНИТЕ Гетерогаметность – ХY или Х0, гомогаметность - ХХ Мужская гетерогаметность – большинство видов, в т.ч. человек Женская гетерогаметность – птицы, пресмыкающиеся, бабочки Наследование пола (слайд №11 ) Объясните, что изображено на схеме? «Кто виноват?» (слайд №12) «Какая хромосома важнее?» (слайд №13,14)
Мутация Х0 жизнеспособна
развитие мужских половых признаков и некоторые другие, как например оволосение ушной раковины, сращение пальцев. Мутация Y0 летальна Слайд №16: Раскройте плутовство За последние 20 лет эту процедуру в России прошли 12 тысяч спортсменов и сняты с соревнований 16 человек. В спортивных состязаниях отдельные мужчины пытаются выиграть у женщин, перевоплощаясь в женское обличье. Предположите способ определения пола, который бы исключал любые ошибки ( Хромосомный анализ соскоба клеток из ротовой полости позволяет с точностью определить наличие Y-хромосомы) Сцепленно с полом наследуются некоторые болезни. Гемофилия (слайд № 18, 19) Решение задачи на гемофилию – слайд №19, 20. Ученик решает задачу на доске, сверяем ответы. Слайды №21,23 – дальтонизм Это интересно Цветовая слепота может ограничить возможности человека при исполнении тех или иных профессиональных навыков. Зрение врачей, водителей, моряков и лётчиков тщательно исследуется, так как от его правильности зависит жизнь многих людей. Кроме того, людей, страдающих дальтонизмом не берут на обучение по радиотехническим и компьютерным специальностям, а также не принимают на работу в данной сфере. В настоящее время дальтонизм неизлечим. Однако разработана технология лечения дальтонизма за счет внедрения в клетки сетчатки недостающих генов с помощью методов генной инженерии с использованием в качестве вектора вирусных частиц. В 2009г. в Nature появилась публикация об успешном испытании этой технологии на обезьянах, многие из которых от природы плохо различают цвета. Слайд №24 – самостоятельное решение задачи на дальтонизм Слайд №25 – сверимся с ответом Слайд №26 – самостоятельное решение задачи про кошек Слайд №26 – сверьтесь с ответом Это интересно У цыплят определение пола в раннем возрасте весьма затруднительно, поэтому для облегчения определения пола скрещивают кур с такими генотипами, при которых можно четко узнать пол потомка. У кур ген окраски сцеплен с полом. Рассмотрим два аллеля: аллель золотистости (s, рецессивный) и серебристости (S, доминантный). Курицы гетерогаметны, а петухи гомогаметны. Если скрестить петуха золотистой окраски (ХsХs) и серебристую курицу (ХSY), то в потомстве будут либо золотистые курочки (ХsY), либо серебристые петушки (ХSХs), что позволит с абсолютной точностью определить пол по окраске оперения. Слайд №27 – «Семейная тайна». Ген синдактилии наследуется сцеплено с Y-хромосомой, этот признак будет у всех сыновей. Слайд №28 – диктант Верны ли следующие утверждения:
Слайд №29 – проверьте себя Подведение итогов урока Ребята, насколько важной вам показалась тема урока? Достигли ли мы целей урока? Я попрошу вас оценить себя и дать оценку уроку и сдать свои индивидуальные карты. Домашнее задание: § 30, раздать задачи Задачи для домашнего решения Задача 1 (1-й уровень сложности) Кошки: ХВ - рыжий цвет шерсти, Хв - черный, Y – не содержит гена окраски, ХВ Хв - черепаховая окраска. Гетерогаметны самцы (ХY) У черной кошки родился трехцветный котенок. Каков его пол? Какую окраску имел отец этого котенка? Какие еще котята могли родиться у этой пары? Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства. Задача2 (2-й уровень сложности) У человека ген цветовой слепоты - дальтонизма - рецессивен и находится в Х-хромосоме (Хd), доминантный аллель этого гена обусловливает нормальное цветовосприятие (ХD), Y-хромосома этого гена не имеет. Какова вероятность рождения детей с нормальным цветовым зрением в семье, где мать дальтоник, а отец нормально различает цвета? Если будут дети дальтониками, то кто – сыновья или дочери? Приведите решение задачи. Задача 3 (3-й уровень сложности) У кур ген полсатости оперения находится в Х-хромосоме и доминантен (ХВ), рецессивный аллель обусловливает черную окраску (Хв), Y-хромосома такого гена не имеет. Какого петуха и какую курицу надо скрестить, чтобы все курочки в потомстве были черными, а петушки – полосатыми? У кур самки гетерогаметны (ХY) Задача 4 (4-й уровень сложности) У человека ген пигментации кожи находится в аутосоме и не сцеплен с полом, а ген свертываемости крови находится в Х-хромосоме и сцеплен с полом : А – нормальная пигментация кожи а – отсутствие пигмента (альбинос) ХН – нормальная свертываемость крови Хh – гемофилия Y – не содержит гена У нормальных по обоим признакам супругов родился сын – альбинос, страдающий гемофилией. Какова вероятность рождения в этой семье детей-альбиносов со скрытым геном гемофилии? Каков их пол? |