Скачать 175.36 Kb.
|
Примерная рабочая программа по БИОЛОГИИ для 11 класса вечерней (сменной) общеобразовательной школы с очной формой обучения. Учебник: АА. Каменский, ЕА. Криксунов, ВВ. Пасечник. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Процесс преподавания биологии в вечерней школе имеет свои особенности, обусловленные самой формой обучения. Среднее (полное) общее образование обучающиеся получают не за два, а за три учебных года (10-12) классы. Учебный год также как и в дневной школе, длится 36 учебных недель. Биология изучается все три года обучения. В целях обеспечения единства образовательного пространства биология ведется по тем же программам, что и в дневной школе. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология. 6-11 классы –М.: Дрофа, 2009.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Место предмета в Базисном учебном плане. На изучение биологии в 11 классе на базовом уровне отводится 36 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1,5 часа в неделю. Всего 54 часа в том числе: 18 консультаций, 5 лабораторных работ, 6 практических и 2 зачета. Рабочая программа является составной частью учебного плана МВСОУ, реализующей программы среднего (полного) общего образования и ставит перед собой следующие задачи:
В рабочей программе нашли отражения цели изучения биологии: 1. Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке. 2. Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий. 3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру. 4. Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью. 5. Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью. Содержание. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Для приобретения практических навыков в рабочую программу включены лабораторная и практические работы. Формы проведения учебных занятий:
Форма промежуточной аттестации Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося по данной теме и оценить эти знания. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных проверочных работ и биологических диктантов (по 10 минут). Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
А также методических пособий для учителя: 1. Т.А. Козлова Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 классы, к учебнику А.В. Каменский, Е.А. Криксунов, ВВ Пасечник. -4-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2008г. 2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы .- М. : Дрофа, 2005. -138с. 3.Сборник нормативных документов. Биология / Сост ЭД Днепров, АГ Аркадьев. –М.: Дрофа, 2006. Выбор учебно-методического комплекта обусловлен Базисным учебным планом в целях обеспечения единства образовательного пространства, который занимает значительное место в Федеральном перечне, рекомендован и допущен Министерством образования и науки РФ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. ТЕМА №3 «Организм» ТЕМА № 3.1 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»(11 часов) Жизненный цикл клетки. Митоз и амитоз. Мейоз. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. постэмбриональный период. Зачет №1 «Закономерности размножения и развития организмов» ТЕМА №3.2 « Основы генетики».(12 часов) История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа №1 «Составление простейших схем скрещивания». Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Практическая работа №2 « Решение простейших генетических задач.» Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Зачет №2 «Закономерности наследственности и изменчивости» ТЕМА №3.3 «Генетика человека».(4 часа) Методы исследования генетики человека. Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка их влияния на организм.» Генетика и здоровье человека. Проблемы генетической безопасности. Заключительный урок «Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях». ТЕМА №3.4. «Основы селекции биотехнологии» (6 часов) Основные методы и достижения. Биотехнология достижения и перспективы развития. Зачет №3 «Организм». Заключительный урок «Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях». ТЕМА № 3.5. « Антропогенез» (6 часов) Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Природа человека. Расы и их происхождение. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА ПО ТЕМАМ. ТЕМА №3 «Организм» ТЕМА № 3.1 «Размножение и индивидуальное развитие организмов»(11часов). Знать ключевые понятия. Типы оплодотворения. Процесс эмбриогенеза. Оогенез, постэмбриональное развитие. Описывать процесс удвоения ДНК, последовательно фазы митоза, строение половых клеток, процесс мейоза. Объяснять значение процесса удвоения ДНК, сущность и биологическое значение митоза, отличие митоза от мейоза. Сравнивать бесполое и половое размножение ТЕМА №3.2 « Основы генетики».(12 часов). Знать ключевые понятия: генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, гибридологический метод Г. Менделя. Закон сцепленного наследования Т.Моргана. Объяснять причины наследственности и изменчивости, механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм доминирования. Определять по фенотипу генотип, и наоборот. Составлять схему дигибридного скрещивания. Знать ключевые понятия: генетика, ген, генотип, изменчивость, наследственность, гибридологический метод Г. Менделя. Закон сцепленного наследования Т.Моргана. Объяснять причины наследственности и изменчивости, механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм доминирования. Определять по фенотипу генотип, и наоборот. Составлять схему дигибридного скрещивания ТЕМА №3.3 «Генетика человека».(4 часа). Знать генеративные мутации, наследственные заболевания. Называть основные причины наследственных заболеваний человека. Объяснять влияние соматических мутаций на здоровье человека. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде. ТЕМА №3.4. «Основы селекции и биотехнологии» (6 часов). Знать ключевые понятия биотехнология, биоэтика, генная инженерия. Селекция, сорт, порода, штамм. Называть основные методы селекции растений и животных. Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции, методы селекции растений и животных. Выделять различия массового и индивидуального отборов. Проблемы и трудности генной инженерии. ТЕМА № 3.5. « Антропогенез».(6 часов). Знать положение человека в системе животного мира. Расы. Называть движущие силы антропогенеза. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 класса. Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения включает в себя следующие умения: Выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект. Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер. Отличать научные методы, используемые в биологии. Определять место биологии в системе естественных наук. Доказать, что организм единое целое. Объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы. Обосновывать единство органического мира. Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. Отличать теорию от гипотезы. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ. Учебник: АА Криксунов, ВВ Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы : 4-е издание стереотип. – М.: Дрофа, 2009г Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику АА Криксунов, ВВ Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005 г. Раздаточный материал по биологии для 11 класса. Таблицы по общей биологии для 11 класса. Микролаборатория для проведения практических работ. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 11 КЛАСС
|