Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 90.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.04.2014
Размер90.74 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Методические рекомендации

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии, химии МОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»

Верховажского района Вологодской области

Тема: «Основы генетики и селекции»

Тема урока: «Горизонты гибридизации»

Имя урока: «Вершки и корешки»

Форма урока: Виртуальная экскурсия

Образовательная цель:

Способствовать усвоению учащимися основного метода селекции – гибридизации, её частного случая - отдаленной (межродовой и межвидовой) гибридизации организмов.

Развивающая цель:

Способствовать формированию и развитию ОУУН.

Воспитательная цель:

Способствовать формированию и развитию у школьников чувства патриотизма: в числе ста важнейших открытий человечества в генетике значится преодоление стерильности «растительных мулов» Г.Д.Карпеченко.
Появление данной разработки – не случайно. Сначала был урок «Дело академика Вавилова», посвященный жизни и научному подвигу Н.И.Вавилова. Позже, прочитав в биографии Г.Д.Карпеченко о том, что он родился в г. Вельске, захотелось сделать урок о нашем земляке. (Я заканчивала Вологодский Государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, а, оказывается в 1919-1920 гг. Г.Д.Карпеченко преподавал в Вологодском Пролетарском университете ботанику; в одном из источников нашла, что сохранилось заявление о 30 определенных Г.Д.Карпеченко растений Вельского уезда – вот бы найти!!!)

В 2009 г. на родине великого генетика был поставлен памятник и открыт научно-образовательный и культурный центр «Дом Карпеченко». В начале июня 2011г. с участниками экологического лагеря «Аква» мы побывали в этом центре, где я и провела урок - виртуальную экскурсию «Горизонты гибридизации», затем уже экскурсовод знакомил нас с материалами экспозиции.

В ноябре 2011 г. на IV Межрегиональной научно-практической конференции «Геокультурные аспекты изучения Важского края», посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова в рамках проекта «Дорогой Ломоносова» в нашем районном центре с работой о Г.Д. Карпеченко выступит ученица 11 класса. Таким образом, в моей жизни это получился не только самый большой по продолжительности «урок», но и «урок» без границ классной комнаты.
Данная разработка, поможет учителю расширить представления учащихся об отдалённой гибридизации, будет способствовать воспитанию чувства патриотизма. Непозволительно говорить о генетике с мировым именем и называть его только по фамилии с инициалами. Во всяком случае, Ваши учащиеся будут знать и о детстве, и о семье, и о рафано-брассике Георгия Дмитриевича.

Прошу Вас, уважаемые коллеги, не пугаться большого объёма приложений. Мне хотелось создать такой ресурс, чтобы учителю, если он решит его использовать, не пришлось бы где-то дополнительно искать материал.

Некоторые старые фотографии получились невысокого качества, да и нашла я их о Г.Д.Карпеченко очень мало. Насколько велик был масштаб его личности, и насколько скромным он был человеком – «не лез» в объектив фотоаппарата.

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд1. Вершки и корешки.

Мотивация. Предлагает учащимся вспомнить сказку.

Что такое гибрид?

Приходят к выводу, что хорошо бы иметь растения, у которых и вершки и корешки съедобны.

Приводят примеры гибридов

Слайд 2. Виртуальная экскурсия «Горизонты гибридизации».


Какова тема урока?

Целеполагание

Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока

Слайд 3.


Чтение стихотворения Сергея Мордвинцева

Существует ли в реальности капустно-редечный гибрид?

Демонстрация карикатуры на капустно-редечный гибрид.

Назовите имя нашего земляка – всемирно известного генетика, о котором идет речь в тексте

Озвучивание ответов учащихся

Озвучивание ответов учащихся

Слайд 4.

Маршрут виртуальной экскурсии

Что Вам уже известно о гибридизации?


Озвучивание ответов учащихся


Остановка первая: «Гибридизация»


Слайд 5.

«Методы селекции»


Предлагает составить связный рассказ, используя схему «Методы селекции», сформулировать выводы:


Озвучивание ответов учащихся.

Формулировка выводов вместе с учителем, запись в тетради:

1.Основными (классическими) методами селекции являются отбор и гибридизация 2.Появились современные методы. 3.Методы комбинируют.

Слайд 6.

Пшенично-пырейный гибрид.


Рассказ

Запись в тетради:

Инбридинг - близкородственная, внутривидовая гибридизация;

Аутбридинг = отдалённая, межвидовая, межродовая гибридизация.

ППГ = пшеница х пырей

Тритикале = пшеница х рожь

Мул = лошадь х осёл

Нар = одногорбый верблюд х двугорбый верблюд

Остановка вторая: «Капустно-редечный гибрид»


Слайд 7.

Стерильный капустно-редечный гибрид.


Рассказ о стерильности гибридов

Запись в тетради:

Причина стерильности гибридов — различие хромосом.

Р АА х ВВ

капуста редька

G (Гаметы) А В

F1 АВ

стерилен

Слайд 8.

Фертильный (плодовитый) капустно-редечный гибрид.


Рассказ о полиплоидии, колхицине

Запись в тетради:

Р АА х ВВ

капуста редька

колхицирование

Гаметы АА ВВ

F1 ААВВ

межродовой плодовитый гибрид

Остановка третья: Георгий Дмитриевич Карпеченко


Слайд 9.

Г.Д. Карпеченко

Рассказ

Запись в тетради:

Карпеченко Г.Д. (03.05.1899 – 28.07.1941 гг.) – первый хромосомный инженер

Слайд 10.


Рассказ


Запись в тетради: 1925 г. -лаборатория генетики ВИРа

Для перехода к демонстрации внутренней презентации «Пушкинская лаборатория ВИРа на территории дачи великого князя Бориса Владимировича» достаточно щелкнуть по управляющей слайд - кнопке, т.е. картинке

Слайд 11.


Рассказ

Запись в тетради:

Вавилов Н.И. и Барулина Е.И., Карпеченко Г.Д. и Г.С

Слайд 12.


Рассказ

Запись в тетради: 1927 г. Берлин конгресс генетиков

Слайд 13.


Рассказ

Запись в тетради: 1929 г. за исследования    гибридизации - Рокфеллеровская стипендия.


Слайд 14.


Рассказ

Запись в тетради: 1929-1931гг. - стажировка в США.

Остановка четвертая: «Вавилон»


Слайд 15.


Рассказ

Запись в тетради: «Вавилон» - Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), которым руководил Н.И.Вавилов.

Политическая травля и уничтожение генетиков

Для перехода к демонстрации внутренней презентации «ВИР» достаточно щелкнуть по управляющей слайд - кнопке, т.е. картинке

Слайд 16.


Рассказ


Запись в тетради: Родина Г.Д.Карпеченко – г. Вельск (Архангельская область);

памятник, НОКЦ «Дом Карпеченко», улица Г.Д.Карпеченко

Для перехода к демонстрации внутренней презентации «Родина Г.Д.Карпеченко – г.Вельск» достаточно щелкнуть по управляющей слайд - кнопке, т.е. картинке

Остановка пятая: «Гибриды растений»


Слайд 17.

Гибриды растений.


Зачем нужна «рафанобрассика» - «капредька?"

Рассказ, помощь в определении видовых, родовых названий, названий семейств растений.


Запись в тетради: Гибриды могут быть внутривидовыми (при скрещивании различных сортов, форм, разновидностей), внутриродовыми, межвидовыми (при скрещивании видов принадлежащих одному роду) или межродовыми (при скрещивании видов относящихся к разным родам).

Заполнение таблицы «Гибриды растений»

Выводы:

1.Межвидовые и межродовые гибриды растений есть в природе.

2.Селекционеры часто используют отдаленную гибридизацию для получения межвидовых и межродовых гибридов. Большинство их – плодовиты (фертильны).

3.Для получения фертильных гибридов, если они стерильны (капустно-редечный гибрид), используется полиплоидия.

4.Гибриды между видами, принадлежащими разным семействам невозможны или стерильны.

5.Возможно получение «межсемейственных» гибридов с помощью генной инженерии (переноса генов).




1.Возможно ли получение гибрида между яблоней и помидором. Если возможно, то, с помощью каких методов селекции. Если невозможно, то почему?

2.Будет ли такой гибрид плодовитым? Если нет, то, как его сделать фертильным?

3.Является ли нэши гибридом, почему в тексте слово яблокогруша взято в кавычки?

4.Возможно ли получение яблокогруш, почему?

Чтение текста «Гибрид яблока с помидором», «Нэши». Озвучивание ответов учащихся

Остановка шестая: «Гибриды животных»


Слайд 18.


Чтение стихотворения в прозе Н.Галустян

Может ли в реальности существовать гибрид зебры с осой. Если нет, то почему? Если да, то почему?

Предложение познакомиться с фотожабой – коллажами растений и животных

Озвучивание ответов учащихся

Слайд 19.

Гибриды животных.


Рассказ

Является ли данное животное помесью овец и свиней или это фотомонтаж?

Озвучивание ответов учащихся.

Для проверки своих предположений читают текст «Шерстистые свиньи»
Запись выводов в тетради:

1.В природе межвидовые гибриды животных встречаются крайне редко (кидус, тумак)

2.Межвидовые, межродовые гибриды животных, созданные человеком, стерильны.

3.Преодолеть стерильность гибридов искусственным путем нельзя.

4.Гибриды между видами, принадлежащими к разным семействам, отрядам – невозможны.


Остановка седьмая: «Гибриды человека»


Слайд 20.


Чтение стихотворения в прозе Н.Галустян




Слайд 21. Гибриды человека


Существуют ли в реальности подобные гибриды?»

Озвучивание ответов учащихся

Слайд 22.


Рефлексия:

«Спустя сотни-тысячи лет не исчезнут ли реально существующие в природе и не скрещивающиеся между собой виды, если человек научился преодолевать стерильность растительных гибридов? Г.Д.Карпеченко сумел преодолеть бесплодие «растительных мулов». На очереди – преодоление стерильности гибридов животных… А там, ученые и до человека доберутся… До сих пор мы были убеждены, что человеку не подвластно создание видов – это прерогатива природы. Что ждет нас в будущем?







Предлагается д/з по желанию:

1.Эссе «Этические нормы отдаленной гибридизации»

2.Реферат «Трансгенные организмы: за и против»

3.Прогноз: Капустно-редечный гибрид (КРГ) → генно-модифицированный организм (ГМО) → ?

4.Путеводитель «В мире гибридов» (аннотации со ссылками из Интернета)

5.Свой вариант задания




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск