Слайды
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Слайд1. Вершки и корешки.
| Мотивация. Предлагает учащимся вспомнить сказку.
Что такое гибрид?
| Приходят к выводу, что хорошо бы иметь растения, у которых и вершки и корешки съедобны.
Приводят примеры гибридов
|
Слайд 2. Виртуальная экскурсия «Горизонты гибридизации».
| Какова тема урока?
Целеполагание
| Учащиеся формулируют тему, цель и задачи урока
|
Слайд 3.
| Чтение стихотворения Сергея Мордвинцева
Существует ли в реальности капустно-редечный гибрид?
Демонстрация карикатуры на капустно-редечный гибрид.
Назовите имя нашего земляка – всемирно известного генетика, о котором идет речь в тексте
| Озвучивание ответов учащихся
Озвучивание ответов учащихся
|
Слайд 4.
Маршрут виртуальной экскурсии
| Что Вам уже известно о гибридизации?
| Озвучивание ответов учащихся
|
Остановка первая: «Гибридизация»
|
Слайд 5.
«Методы селекции»
| Предлагает составить связный рассказ, используя схему «Методы селекции», сформулировать выводы:
| Озвучивание ответов учащихся.
Формулировка выводов вместе с учителем, запись в тетради:
1.Основными (классическими) методами селекции являются отбор и гибридизация 2.Появились современные методы. 3.Методы комбинируют.
|
Слайд 6.
Пшенично-пырейный гибрид.
| Рассказ
| Запись в тетради:
Инбридинг - близкородственная, внутривидовая гибридизация;
Аутбридинг = отдалённая, межвидовая, межродовая гибридизация.
ППГ = пшеница х пырей
Тритикале = пшеница х рожь
Мул = лошадь х осёл
Нар = одногорбый верблюд х двугорбый верблюд
|
Остановка вторая: «Капустно-редечный гибрид»
|
Слайд 7.
Стерильный капустно-редечный гибрид.
| Рассказ о стерильности гибридов
| Запись в тетради:
Причина стерильности гибридов — различие хромосом.
Р АА х ВВ
капуста редька
G (Гаметы) А В
F1 АВ
стерилен
|
Слайд 8.
Фертильный (плодовитый) капустно-редечный гибрид.
| Рассказ о полиплоидии, колхицине
| Запись в тетради:
Р АА х ВВ
капуста редька
колхицирование
Гаметы АА ВВ
F1 ААВВ
межродовой плодовитый гибрид
|
Остановка третья: Георгий Дмитриевич Карпеченко
|
Слайд 9.
Г.Д. Карпеченко
| Рассказ
| Запись в тетради:
Карпеченко Г.Д. (03.05.1899 – 28.07.1941 гг.) – первый хромосомный инженер
|
Слайд 10.
| Рассказ
| Запись в тетради: 1925 г. -лаборатория генетики ВИРа
|
Для перехода к демонстрации внутренней презентации «Пушкинская лаборатория ВИРа на территории дачи великого князя Бориса Владимировича» достаточно щелкнуть по управляющей слайд - кнопке, т.е. картинке
|
Слайд 11.
| Рассказ
| Запись в тетради:
Вавилов Н.И. и Барулина Е.И., Карпеченко Г.Д. и Г.С
|
Слайд 12.
| Рассказ
| Запись в тетради: 1927 г. Берлин конгресс генетиков
|
Слайд 13.
| Рассказ
| Запись в тетради: 1929 г. за исследования гибридизации - Рокфеллеровская стипендия.
|
Слайд 14.
| Рассказ
| Запись в тетради: 1929-1931гг. - стажировка в США.
|
Остановка четвертая: «Вавилон»
|
Слайд 15.
| Рассказ
| Запись в тетради: «Вавилон» - Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), которым руководил Н.И.Вавилов.
Политическая травля и уничтожение генетиков
|
Для перехода к демонстрации внутренней презентации «ВИР» достаточно щелкнуть по управляющей слайд - кнопке, т.е. картинке
|
Слайд 16.
| Рассказ
| Запись в тетради: Родина Г.Д.Карпеченко – г. Вельск (Архангельская область);
памятник, НОКЦ «Дом Карпеченко», улица Г.Д.Карпеченко
|
Для перехода к демонстрации внутренней презентации «Родина Г.Д.Карпеченко – г.Вельск» достаточно щелкнуть по управляющей слайд - кнопке, т.е. картинке
|
Остановка пятая: «Гибриды растений»
|
Слайд 17.
Гибриды растений.
| Зачем нужна «рафанобрассика» - «капредька?"
Рассказ, помощь в определении видовых, родовых названий, названий семейств растений.
| Запись в тетради: Гибриды могут быть внутривидовыми (при скрещивании различных сортов, форм, разновидностей), внутриродовыми, межвидовыми (при скрещивании видов принадлежащих одному роду) или межродовыми (при скрещивании видов относящихся к разным родам).
Заполнение таблицы «Гибриды растений»
Выводы:
1.Межвидовые и межродовые гибриды растений есть в природе.
2.Селекционеры часто используют отдаленную гибридизацию для получения межвидовых и межродовых гибридов. Большинство их – плодовиты (фертильны).
3.Для получения фертильных гибридов, если они стерильны (капустно-редечный гибрид), используется полиплоидия.
4.Гибриды между видами, принадлежащими разным семействам невозможны или стерильны.
5.Возможно получение «межсемейственных» гибридов с помощью генной инженерии (переноса генов).
|
| 1.Возможно ли получение гибрида между яблоней и помидором. Если возможно, то, с помощью каких методов селекции. Если невозможно, то почему?
2.Будет ли такой гибрид плодовитым? Если нет, то, как его сделать фертильным?
3.Является ли нэши гибридом, почему в тексте слово яблокогруша взято в кавычки?
4.Возможно ли получение яблокогруш, почему?
| Чтение текста «Гибрид яблока с помидором», «Нэши». Озвучивание ответов учащихся
|
Остановка шестая: «Гибриды животных»
|
Слайд 18.
| Чтение стихотворения в прозе Н.Галустян
Может ли в реальности существовать гибрид зебры с осой. Если нет, то почему? Если да, то почему?
Предложение познакомиться с фотожабой – коллажами растений и животных
| Озвучивание ответов учащихся
|
Слайд 19.
Гибриды животных.
| Рассказ
Является ли данное животное помесью овец и свиней или это фотомонтаж?
| Озвучивание ответов учащихся.
Для проверки своих предположений читают текст «Шерстистые свиньи» Запись выводов в тетради:
1.В природе межвидовые гибриды животных встречаются крайне редко (кидус, тумак)
2.Межвидовые, межродовые гибриды животных, созданные человеком, стерильны.
3.Преодолеть стерильность гибридов искусственным путем нельзя.
4.Гибриды между видами, принадлежащими к разным семействам, отрядам – невозможны.
|
Остановка седьмая: «Гибриды человека»
|
Слайд 20.
| Чтение стихотворения в прозе Н.Галустян
|
|
Слайд 21. Гибриды человека
| Существуют ли в реальности подобные гибриды?»
| Озвучивание ответов учащихся
|
Слайд 22.
| Рефлексия:
«Спустя сотни-тысячи лет не исчезнут ли реально существующие в природе и не скрещивающиеся между собой виды, если человек научился преодолевать стерильность растительных гибридов? Г.Д.Карпеченко сумел преодолеть бесплодие «растительных мулов». На очереди – преодоление стерильности гибридов животных… А там, ученые и до человека доберутся… До сих пор мы были убеждены, что человеку не подвластно создание видов – это прерогатива природы. Что ждет нас в будущем?
|
|
| Предлагается д/з по желанию:
1.Эссе «Этические нормы отдаленной гибридизации»
2.Реферат «Трансгенные организмы: за и против»
3.Прогноз: Капустно-редечный гибрид (КРГ) → генно-модифицированный организм (ГМО) → ?
4.Путеводитель «В мире гибридов» (аннотации со ссылками из Интернета)
5.Свой вариант задания
|
|