Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 148.55 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер148.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
СИМФОНИЯ ЗВУКОВ
Урок по теме: «Гигиена органа слуха»
Цель урока: раскрыть значение органа слуха, развивать знания о причинах

возникновения нарушений функций органа слуха,

ознакомить с профилактикой травм органа слуха в быту,

на промышленных производствах, расширить знания по теме,

способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.
Оборудование: таблица «Слуховой анализатор», отрывок из пьесы «Гамлет»

В.Шекспира, портрет Л. Ван Бетховена, видеофрагмент

«Децибелы», видеофрагмент «Звуковая волна», музыка

Л.Бетховена «Лунная соната», «Девятая симфония»,

бейджики с названиями профессий ученых-специалистов.
Подготовка к уроку
За 10 дней до проведения урока среди учащихся распределяются роли, дается задание подобрать фактический и иллюстративный материал.
Ход урока
На фоне музыки Л.Бетховена «Лунная соната» звучат слова:
«Лунная соната» - самое известное сочинение Людвига Ванн Бетховена. Композитор посвятил произведение своей ученице Джельетте Гвиччарди, так как был неравнодушен к молодой графине, а она любила другого…

Уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха – страшная болезнь для музыканта… Именно тогда, уже лишенный слуха композитор написал это произведение.
Учитель. История «Лунной сонаты» известна многим, но мало кто знает о девятой симфонии, которую Бетховен завершил, будучи полностью глухим!

Глухота… Одиночество… Тоска… Слух и речь вместе составляют важное средство общения между людьми. С помощью звука можно воспринимать информацию на значительном расстоянии. Для человека со слуховым анализатором связана членораздельная речь.
На фоне музыки Л.Бетховена «Девятая симфония» звучат слова:
…Несмотря на глухоту, Бетховен настаивал на том, чтобы дирижировать первой премьерой… После последнего взмаха дирижерской палочки, композитор не знал, закончили ли играть музыканты, и не подозревал, какой шквал аплодисментов разразился за его спиной… Наконец он решился повернуться и смог увидеть посвященные ему овации…
Глухота…Мучительные ночи…Успех…Всемирная известность… Противоречивое сочетание. Не правда ли? И не всем под силу! Но многим под силу беречь уникальные свойства слуха. Для этого нужно знать о причинах нарушения слуха и способах их профилактики. Об этом наш урок. Жизнь – это удивительная симфония чувств! И ощутите ли вы ее во всей полноте – зависит от вас! Занятие сегодня необычное. У нас в гостях мои коллеги из других школ.
Учитель. Повреждение слуха может случиться на разных участках слуховой сенсорной системы:

  • Нарушение передачи звуковых колебаний к внутреннему уху;

  • Изменения во внутреннем ухе;

  • Нарушение передачи нервных импульсов по слуховому нерву;

  • Повреждение нервных центров в слуховой зоне коры большого мозга.

Рассмотрим значение наружного уха в сохранении слуха.
Учитель. Вспомните, чем образовано наружное ухо?
Ученик. Наружное ухо образовано ушной раковиной, наружным слуховым проходом.
Учитель. Как наружное ухо приспособлено к восприятию звуковой волны?
Ученик. Ушная раковина имеет характерные завитки, которые концентрируют и направляют звуковую волну в среднее ухо.
Учитель. Эту часть урока мы проведем в форме телепередачи «Твое здоровье». Вы – зрители, я – ведущая. Ваша задача - быть активными и задавать вопросы выступающим. Сегодня у нас в гостях врач-косметолог Марина Сидоренко.
Врач-косметолог. Помимо улавливания и концентрации звуковых волн, наружное ухо выполняет и косметическую функцию. Во все времена многие народы старались украсить ушную раковину, понимая, что она играет роль в создании внешнего облика. Вспомните великолепные серьги и подвески скифских курганов. А разноцветные клипсы современных модниц? У некоторых африканских племен распространено странное для нас понятие о красоте: они оттягивают мочки уха до невероятных размеров. Своеобразная дань моде! Но что вытворяют со своими ушными раковинами, например, «панки», наверное, обычаи африканских племен станут нам более понятными.
Ученик. Я слышал, что прокол ушей – это определенный риск. Так ли это?
Врач-косметолог. Не рекомендуется прокалывать уши детям младше трех лет т.к. на мочке уха находится много точек, связанных с глазами, зубами, языком, мышцами лица и внутренним ухом. Неудачный прокол может вызвать болезненное раздражение точки и связанного с ним органа. Есть риск приобрести хронические головные боли или насморок, тонзиллит.
Ученик. Если все- таки решено проколоть ухо. О чем нужно знать?
Врач-косметолог. Но если вы все-таки решили проколоть мочку уха это безопаснее делать у специалиста, а не в домашних условиях. Во-первых, после прокола ежедневно в течение месяца нужно промывать мочку 3% перекисью водорода. Во-вторых, пока ранка не заживет, следует избегать купания в открытых водоемах, использования чужих мобильных телефонов, первое время рекомендуется собирать длинные волосы, чтобы они не цеплялись за сережки. В-третьих, снимать висячие и громоздкие ушные украшения при посещении спортивных секций, шумных, многолюдных тусовок во избежание травмирования уха.
Учитель. Спасибо, Марина. Я думаю, наши зрители воспользуются вашими рекомендациями. А возможно и кого-то уберегут от ошибки.

Играли ли вы в детстве в жмурки? Вспомните правила игры! Водящему завязывают глаза, и он пытается поймать играющих, ориентируясь только на издаваемые звуки. Способность определять направление звука называется ототопикой. Человек может определять направление на источник звука с точностью до одного градуса.

При разумном воздействии на ушную раковину можно лечить многие недуги. Об этом в нашей студии врач-иглотерапевт Светлана Игнатенко.

- Светлана, я знаю, что эта отрасль медицины имеет корни в древнем Китае. Легенда гласит, что некий подданный китайского императора, страдавший от приступов головных болей, неосторожно ударил себя по ноге мотыгой – и вдруг головные боли прошли. При новом приступе этот человек уже умышленно ударил по тому же месту. Мучительную мигрень вновь как рукой сняло…

Расскажите нашим зрителям, на чем основан такой метод воздействия на организм.
Врач-иглотерапевт. Да, действительно на теле человека есть биологически активные точки, воздействием на которые можно управлять работой органов. Только сейчас для этого применяют не удары мотыгой, а специальные тонкие иглы из различных металлов. Интересно, что если положить рисунок уха и рисунок человеческого эмбриона друг на друга, то можно обнаружить, что биологически активные точки на ушной раковине расположены именно там, где у зародыша находится соответствующий орган. В настоящее время иглотерапию применяют для лечения аллергических заболеваний, болевых синдромов, при гипертонической болезни и других заболеваниях.
Учитель. Многие знают, что применяя самомассаж ушной раковины можно избавиться от усталости, раздражительности, зубной боли, расслабиться или повысить активность. Не могли бы вы с нашими зрителями провести такой массаж.
Врач-иглотерапевт. Я покажу несколько приемов самомассажа ушной раковины, которые может каждый выполнять дома без посторонней помощи. Хорошо таким массажем начинать день. При этом нужно помнить несложные правила: обязательно массируйте оба уха, либо поочередно, либо одновременно двумя руками; массаж должен продолжаться не менее одной минуты. Для этого можно включить спокойную, приятную музыку. Примите комфортное положение и повторяйте за мной.
Звучит музыка.


  1. Ушную раковину помните рукой, вращая ею во все стороны, оттягивая вниз, вперед, заставляя ушную серу и ее остатки передвигаться и выходить наружу.

  2. Оттянуть мочку уха вниз. Восемь раз. Делать это плавно.

  3. Загнуть ушную раковину вперед. Восемь раз.

  4. Потереть возвышение за ухом вверх-вниз. Восемь раз.

  5. Загнуть ушную раковину сзади вперед. Восемь раз.

  6. Повращать козелок по часовой стрелке. Восемь раз.

  7. Похлопать себя по ушам, легко и несильно, раз 15.


В настоящее время известно 170 биологически активных точек на ушной раковине.
Учитель. Спасибо, Светлана. На этом наш выпуск телепередачи «Твое здоровье» подошел к концу. Надеюсь, наши зрители получили полезные практические советы, которые удобно использовать в повседневной жизни.

Эпиграфом ко второй части урока я выбрала слова:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога – размышляйте, и хотя криво – да сами».
Я приглашаю вас к круглому столу и попрошу активно участвовать в обсуждении предложенных вопросов.
Учитель. Ребята, а вы знаете кто такой «копуша»?
Учитель. Так принято называть медлительного человека, ленивого тугодума.
Учитель. Какое отношение «копуша» имеет к уху? Оказывается, самое непосредственное. Заглянем в историю.
Историк. В Новгородском историко-археологическом музее-заповеднике хранятся палочки, именуемые «копушечками». В древнем Новгороде каждый уважающий себя человек, помимо гребешка, подвешенного к поясу, должен был иметь и специальную палочку для туалета слуховых проходов. Обычно палочки эти изготовлялись из дерева. Ну а человека, который чрезмерно увлекался чисткой своих ушей, позабыв про все остальные дела, называли копушей.

Учитель. Как вы думаете, от чего чистили слуховой проход «копушечками»?
Ученики. «Копушечками» прочищали слуховые проходы от ушной серы.
Учитель. Откуда берется сера в слуховых проходах?
Ученики. Здесь расположены видоизмененные сальные железы кожи – серные железы, вырабатывающие серу.
Учитель. Какие у вас есть предположения относительно значения серы?
Ученики. Она вместе с волосами служит для защиты слуховых проходов от попадания пыли и других инородных частиц. Сера обладает антибактериальным действием.
Учитель. Как можно очистить слуховой проход от серы?
Ученики. Для этого есть специальные ушные палочки. Я слышал, что слишком часто чистить уши вредно, достаточно промывать преддверия слухового прохода теплой водой с мылом.
Учитель. Действительно, постоянное механическое раздражение ведет к усилению функций серных желез и повышенной выработке серы. А если для этой цели использовать спички, вязальные спицы, шариковые стержни – то можно травмировать кожу слухового прохода, тогда туда проникает инфекция и возникает воспаление.

Вы, наверное, слышали выражение «серная пробка». Что это такое?
Ученики. Если сера скапливается в огромных количествах и закрывает слуховой проход, возникает серная пробка, что приводит к снижению слуха.
Учитель. Сцену вымывания серной пробки красочно изобразил в своей повести «Дело, которому ты служишь» Юрий Герман. Герой повести - молодой врач Володя Устименко, работает в Монголии. Один из его пациентов – дед Абатай – много лет практически ничего не слышит, ни один лама не может вылечить его. И вдруг русский доктор совершает почти что чудо – возвращает старику слух, удалив серные пробки. Такие «чудеса» ежедневно совершаются в ЛОР-кабинете любой поликлиники.

Мы услышали с вами много информации, давайте сформулируем правила гигиены наружного слухового прохода. Учащиеся формулируют правила:


  1. каждое утро разминайте ушную раковину.

  2. не чистите уши спичками, вязальными спицами.

  3. промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.


Учитель. У вас на столах есть отрывок из пьесы В.Шекспира «Гамлет» с описанием сцены появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершенном злодеянии. Прочитайте его. Прав или неправ с точки зрения врача был В.Шекспир? Могло ли быть так в действительности?

Учащиеся высказывают предположения и приходят к выводу, что сок белены, не мог попасть в барабанную полость, т.к. она надежно защищает среднее ухо от пыли, воды, микроорганизмов.

А каково значение барабанной перепонки в ухе?
Ученики. Она отделяет наружное и среднее ухо, воспринимает звуковые колебания и передает их в среднее ухо, а также препятствует попаданию в ухо посторонних веществ и предметов.

Учитель. Выходит великий драматург ошибся?
Ученики. Чтобы сок белены мог попасть в среднее ухо нужно, чтобы в барабанной перепонке появилось отверстие!
Учитель. Молодцы! Так и было! Откуда же взялось отверстие в барабанной перепонке? К появлению отверстия – перфорации приводит воспаления среднего уха, вызванные корью и скарлатиной. Следовательно, датский король болел в детстве корью или скарлатиной, осложнившейся воспалением среднего уха с образованием перфорации барабанной перепонки. Такие явления случаются и в настоящее время, у таких людей снижен слух, и, кроме того, попадание в слуховой проход воды вызывает у них воспаление среднего уха – отит.
Ученик. Я прочитал, что сейчас делают пластику барабанной перепонки. На отверстие накладывают заплату из собственных тканей организма или искусственных материалов.
Учитель. Полезно будет знать, что отит может быть следствием, казалось бы, безобидной привычки. Некоторые люди при чихании зажимают нос. Ну и что же в этом плохого? Как это связано с отитом?
Ученик. Полость носа евстахиевой трубой соединяется с полостью среднего уха. Поэтому, если при чихании закрыть нос и не дать выйти слизи с микроорганизмами, то последние попадут в полость среднего уха и возникнет воспаление.
Учитель. Поэтому ни в коем случае нельзя этого делать. А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент о том, как звуковая волна достигает внутреннего уха.
Просмотр видеофрагмент.
Учитель. Звуковая волна последовательно проходит все отделы уха: наружное ухо, колебания барабанной перепонки передаются в средне ухо. А чем представлено среднее ухо?
Ученик. Среднее ухо представлено 3 слуховыми косточками: молоточком, наковальней, стремечком.
Учитель. Каково значение слуховых косточек в восприятии звука?
Ученик. Молоточек одним концом крепиться к барабанной перепонке, а другим – к наковальне, которая суставом соединяется со стременем. Такое соединение позволяет увеличить силу колебаний почти в 40 раз!
Учитель. Но среднее ухо еще несет и защитную функцию. Мышцы среднего уха могут сокращаться, и система косточек не пропускает во внутреннее ухо чрезмерно сильные звуковые колебания.

А теперь послушайте, какой случай произошел на одном из петербургских заводов. Один кузнец захотел отдохнуть в обеденный перерыв и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил подшутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы, ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной – кузнец оглох. В чем причина внезапно наступившей глухоты?
Учащиеся предполагают, что не сработали мышцы среднего уха и разрушились структуры внутреннего уха.
Учитель. Нет. Мышечные механизмы продолжают функционировать во сне. Дело в том, что кроме воздушного звукопроведения существует костное: звуковая волна идет через костные балки затылочной, теменной или височной кости и, минуя систему среднего уха, передается непосредственно на лабиринт и волосковые клетки. Бетховен, когда стал терять слух, брал в зубы палочку, плотно прижимал к деке рояля и так мог слушать музыку. Теперь мы можем ответить на вопрос: почему оглох молотобоец?
Ученики. Звуковые колебания от сильного удара молотка передались по железной станине кузнечного пресса на затылочную и височную кости, непосредственно во внутреннее ухо, и вызвали разрушение его структур.
Учитель. Чем представлено внутреннее ухо?
Ученики. Внутреннее ухо представлено улиткой и тремя полукружными каналами.
Учитель. Каковы функции этих отделов уха?
Ученики. Полукружные каналы являются органами равновесия, а в улитке есть кортиев орган, который представлен рецепторами - волосковыми клетками. Они генерируют нервный импульс.
Учитель. Куда дальше следует нервный импульс?
Ученики. По слуховому нерву нервный импульс следует в слуховую зону коры головного мозга.
Учитель. В случае с нашим молотобойцем разрушились волосковые клетки. Это называется акустической травмой.

Она может быть вызвана действием звука высокой громкости. Что это за звуки – посмотрим видеофрагмент.

Просмотр видеофрагмента.
Итак, в чем измеряется громкость звука? (в децибелах)

Влияет ли величина громкости на состояние организма? (громкий звук снижает работоспособность, продолжительные громкие звуки вызывают головную боль, снижение остроты зрения)

При какой величине громкости наступает усталость, снижается умственная работоспособность? (при громкости звука 45-70 децибел)

Какое значение громкости является опасным для организма? (звук громкостью свыше 130 децибел вызывает болевые ощущения, акустическую травму)
Учитель. Ребята, а что такое беруши?
Ученики. Для того, чтобы уберечь уши от громких звуков на производствах используют специальные приспособления, которые влаживаются в уши – беруши.
Учитель. Вы замечали, что из кинотеатров и с пиротехнических шоу мы выходим оглушенные? Это острая реакция на громкий звук (сенсоневральная тугоухость), в результате которой отмирают волосковые клетки улитки. На их восстановление уходит от 2 до 10 минут. Но если человек получает такой шок часто, снижение слуха становиться необратимым. Подобные явления наблюдаются при прослушивании громкой музыки через плеер. Оказывается, непрерывное прослушивание музыки в наушниках более 5 часов в сутки опасно для слуха. Особенно опасны в этом отношении маленькие наушники, которые «вкладываются» в ухо.

Итак, какие правила гигиены мы добавим к вышесказанным?
Ученики предлагают:

  1. Опасно слушать громкую музыку.

  2. Нужно защищать уши от сильного шума.

  3. Если уши заболели, обратись к врачу.


При соблюдении этих несложных правил вы сможете сохранить свой слух. А чтобы вы всегда помнили о них, я подарю вам памятки (раздаются памятки).

А сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему. Я предлагаю вам выполнить задание, таким образом, каждый из вас получит оценки за урок.

После выполнения задания проводится взаимопроверка результатов.
Заключение. Подводя итоги урока, хочу поблагодарить вас за активное и добросовестное участие в подготовке урока и на уроке. В свою очередь надеюсь, вы пополнили знания полезной информацией, которая сослужит добрую службу в вашей жизни и получили ответы на интересующие вопросы.

Желаю всем крепкого здоровья!

Приложение 1

Прочитайте отрывок из пьесы В.Шекспира «Гамлет» с описанием сцены появления тени отца Гамлета, где призрак рассказывает о совершенном злодеянии. Прав или неправ с точки зрения врача был В.Шекспир? Могло ли быть так в действительности?

Призрак.

…Но тише! Я почуял воздух утра;

Дай кратким быть. Когда я спал в саду,

Как то обычно делал пополудни,

Мой мирный час твой дядя подстерег

С проклятым соком белены в сосудце

И тихо мне в преддверия ушей

Влил прокажающий настой, чье свойство

Так глубоко враждебно нашей крови,

Что, быстрый, словно ртуть, он проникает

В природные врата и ходы тела

И свертывает круто и внезапно,

Как если кислым капнуть в молоко,

Живую кровь; так было и с моею;

И мерзостные струпья облепили,

Как Лазарю, мгновенною коростой

Все тело мне.

Так я во сне от братственной руки

Утратил жизнь, венец и королеву;

Я скошен был в цвету моих грехов,

Врасплох, не причащен и не помазан;

Не сведши счетов, призван был к ответу

Под бременем моих несовершенств.


Приложение 2

Памятка «Гигиена слуха»

  1. Не чистите уши спичками, вязальными спицами.

  2. Защищайте уши от сильного шума.

  3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.

  4. Каждое утро разминайте ушную раковину.

  5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.

  6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.

  7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.

  8. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.

  9. Берегите уши от ударов.



Приложение 3
Из перечня (1-16) выберите и зашифруйте ответы на вопросы (I-XIV):


  1. Слуховые косточки

  2. Слуховой проход

  3. Слуховой нерв

  4. Слуховая труба

  5. Рецептор

  6. Улитка, звукочувствительные клетки в ней

  7. Лабиринт (полукружные каналы)

  8. Слуховая зона коры

  9. Барабанная перепонка

  10. Ушная раковина

  11. Ототопика

  12. Костный слух

  13. Людвиг Ван Бетховен

  14. Серная пробка

  15. Беруши

  16. Децибелы

  17. Отит




    1. Три части слухового анализатора (последовательно)

    2. Воспринимают звуковые раздражения

    3. Проводит возбуждение в мозг

    4. Осуществляет различение звуковых раздражений

    5. Относится к наружному уху

    6. Часть среднего уха, соединяющая его с носоглоткой

    7. Заполнены жидкостью

    8. Способность определять направление звука

    9. Поступление звуковых колебаний в улитку через кости черепа

    10. Автор «Лунной сонаты»

    11. Скопления серы закрывают слуховой проход

    12. Приспособления, которые влаживаются в уши для защиты от громких звуков

    13. Единица измерения громкости звука

    14. На ней расположено много точек, связанных с внутренними органами






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск