Скачать 62.11 Kb.
|
Урок литературы в 9 классе М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце» Цель урока: - Познакомить учащихся с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью. Задачи:
Тип урока: урок комплексного применения знаний Подготовительная работа: на предшествующем уроке учащимся задаются индивидуальные домашние задания ( биография писателя, чтение повести « Собачье сердце»). Оборудование: мультимедийный установка, рабочие листы, текст с повестью « Собачье сердце». Методы: проблемно-развивающийся, поисково- исследовательский. Форма работы: групповая, индивидуальная. Ход урока:
В качестве психологического настроя на урок учащимся предлагается прослушать отрывок из саундтрека к кинофильму «Собачье сердце» (1988 г). 3. Вступительное слово учителя: Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом повести «Собачье сердце», анализировать его, будем постепенно входить в своеобразный, необычный мир Булгакова, обратим внимание на особенности его стиля. Вначале урока мы сформулируем с вами вопрос и в течении всего урока вы должны будете найти на него ответ. 4. Проверка домашнего задания. Учащиеся представляют вниманию учащихся презентацию на тему «Жизнь и творчество М. А. Булгакова» ( задание было дано группе учащихся накануне проведения урока), обзор повести «Собачье сердце». Учащимся предлагается пересказать повесть «Собачье сердце». 5. Изучение нового материала. Беседа с учащимися.
«Восемьдесят лет назад молодой Михаил Булгаков написал вещую повесть «Собачье сердце», которой мы не устаём удивляться сегодня и которую постоянно перечитываем с упоением. Её можно прочесть и как опыт художественной антропологии и патологоанатомии, показавший удивительные духовные превращения человека под бестрепетным скальпелем истории». Так прокомментировал повесть Всеволод Иванович Сахаров. - Ребята, давайте с вами вспомним сюжет повести? (В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский ко всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: профессор Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.). - Мы с вами говорим о том, что повесть эта сатирическая. Давайте вспомним, а что такое сатира?? (Сатира - вид комического(komikos- греч., весёлый, смешной), эстетическая категория, единственным предметом которой является человек (человекоподобное в животных и т.д.). Предметом сатиры служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры - противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.). - Работа в группах. Ребята, я вам предлагаю вам поработать в группах 1 группа. Вопросы: - От лица кого идет повествование в первых главах? - Какое отношение сложилось к собаке? 2 группа. Вопросы: Почему профессор не наказывает Шарика, когда тот разорвал чучело совы? 3 группа . Вопросы: - Приведите примеры сатирического изображения действительности в первых трех главах повести? После 3 минутного обсуждения в группах, один из представителей группы отвечает на поставленные вопросы.
Релаксация: Ребята, в начале нашего урока, когда нам рассказывали о жизни и творчестве М.А. Булгакова, мы узнали, что огромное влияние на его творчество оказала музыка Бетховена. Сейчас я вам предлагаю расслабиться и послушать отрывок из « Лунной сонаты». Я вам снова предлагаю поработать в группах с вашими рабочими листами. Ответьте мне на следующие вопросы: Составьте сравнительную характеристику героев, использую высказывания, что у вас приведены в рабочих листах.
У учащихся должна получиться следующая таблица:
6. Подведение итога урока. В начале нашего урока мы поставили с вами проблемный вопрос. Давайте подведем итог нашего урока и ответим на поставленный вопрос. (Булгаков использует прием гротеска (поведение Шарикова, образы членов домкома), комической буффонады (сцена ловли кота). При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.) - О чем заставила вас задуматься повесть М.А. Булгакова “Собачье сердце”? - В чем актуальность предупреждений М.А. Булгакова? - Нужно ли “искусственно фабриковать” людей, вмешиваться в жизненные процессы? Что вы думаете о клонировании? 7. Рефлексия: Рефлексия на данном уроке носит оценочный характер. Так как большую часть времени ребята работали в группах, им предлагается выставить оценки самому себе, затем каждый член группы выставить оценки своему «партнеру», затем общую оценку выставляет учитель. Данная система учит адекватно оценивать себя и окружающих, самокритично относиться к своей деятельности. 8. Дифференцированное домашнее задание: 1. Просмотреть фильм режиссёра В. Бортко “Собачье сердце” полностью. Затем сравнить с текстовым вариантом произведения: сохранил ли режиссёр авторский замысел произведения? 2. Написать сочинение – рассуждение «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» |