МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЧЕПСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
зам.директора по УВР директор школы:
_________Е.М.Никонова _______С.Д.Менжулина
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественно – математического
цикла.
Протокол от 29.08.13г. № 1
Руководитель:________Т.С.Коровкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Биология»
для 10 класса
(профильный уровень)
НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВИТЕЛЬ:
учитель I квалификационной категории
Менжулина С.Д.
Почепское 2013год
Пояснительная записка Данная программа разработана на основе Программы курса «Биология» авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой для 10-11 классов (профильный уровень)
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, в котором на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе – 105 часов (3 часа в неделю). Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к программе по биологии (профильный уровень).
Программа ставит целью обеспечение подготовки школьников к реализации своего дальнейшего образовательного и профессионального пути по выбранному направлению, связанному с биологическим образованием.
Для этого программой предусмотрено:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Программа по биологии 10 класса построена с учётом таких
ведущих ориентиров, как:
культурологическая парадигма образования, системный, интегративно-
дифференцированный и личностно-деятельностный подходы;
принцип развивающего личностно-ориентированного обучения биологии;
концепция компетентностного подхода в обучении;
концепция единства биологического и экологического образования в
общеобразовательной школе, основанная на гуманизме, биоцентризме и
полицентризме в раскрытии свойств живой природы и их основных идей;
тенденция развития знаний о закономерностях живой природы, многомерности структурных форм жизни, ценности биологического
разнообразия, историзме явлений в природе и понимании биологии как
науки, как явления культуры и практико-ориентированной деятельности
человечества;
ориентация образовательного процесса на воспитание экологической
культуры: усвоение системы эколого-биологических знаний,
формирование природосообразных способов деятельности и привитие
ценностных отношений к живому и к природе в целом.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих
перед биологической наукой, решение которых направлено на выявление
фундаментальных явлений и закономерностей живой природы, на сохранение окружающей среды и здоровья человека, экологизацию содержания учебного предмета. При этом особое внимание уделено развитию у молодёжи экологической, валеологической и профессионально-биологической культуры.
Это позволяет рассматривать биологическое образование как элемент общей
культуры человека, как систему усвоения фундаментальных основ науки биологии и как средство компетентностного развития личности учащегося в процессе обучения.
Программа направлена на решение следующих задач:
системное формирование знаний об основах науки биологии в контексте ее исторического развития и на уровне профильного обучения школьников;
овладение способами добывания и творческого применения этих знаний;
формирование научного миропонимания как компонента научного и
природосообразного мировоззрения и как условия понимания гуманистических, экокультурных ценностей и природосообразных ориентиров в жизненной позиции личности;
развитие личности средствами предмета биологии на основе формирования общеучебных и предметных умений и навыков, учебно-познавательной деятельности профилированного характера на компетентностном уровне.
В 10 классе изложение учебного содержания приводится на примере
биосферного, биогеоценотического и популяционно-видового уровней
организации жизни.
Для систематизации знаний, текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены 12 обобщающих уроков по темам и 4 обобщающих урока по разделам. Программа включает также 9 лабораторных работ. Для формирования необходимой тестовой культуры старшеклассников и мониторинга их обученности запланировано проведение итоговой тестовой контрольной работы в формате ЕГЭ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематический план изучения курса биологии в 10
классе (профильный уровень)
№ разделов и тем
| Наименование разделов и тем
| Учебные часы
| Раздел 1
Тема 1
Тема 2
| Введение в курс биологии для 10-11 классов
Биология как наука и ее прикладное значение Общие биологические явления и методы их исследования
| 16
6
10
| Раздел 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
| Биосферный уровень организации жизни
Учение о биосфере
Происхождение живого вещества
Биосфера как глобальная биосистема
Условия жизни в биосфере
| 26
5
8
5
8
| Раздел 3 Тема 7. Тема 8.
| Биогеоценотический уровень организации жизни
Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема
Многообразие биогеоценозов и их значение
| 26 17 9
| Раздел 4 Тема 9.
Тема 10.
Тема 11.
Тема 12.
| Популяционно-видовой уровень организации жизни
Вид и видообразование
Происхождение и этапы эволюции человека
Учение об эволюции и его значение
Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества
| 36 13
7
10
6
|
| Подведение итогов
| 1
|
| Итого в 10 классе
| 105
| |