Скачать 50.35 Kb.
|
Урок в 8 классе по теме «Защитные механизма крови» с использованием интерактивной доски Цель урока: изучить процесс свертывания крови, его механизм и этапы; познакомиться с заболеваниями, возникающими при нарушении этого процесса. Оборудование: медиапроектор, интерактивная доска, компьютер. Ход урока Мы продолжаем свое знакомство с кровью и сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с уникальным защитным механизмом – свертываемостью крови, а также рассмотреть заболевания, возникающие при нарушениях этого механизма. (в тетрадях записываем число и тему урока. Одновременно на интерактивной доске демонстрируется слайд №1) Необходимыми условиями жизнедеятельности организма являются: жидкое состояние крови и замкнутость кровяного русла (рассказ по слайду №2 , схема № 1) Знакомясь с форменными элементами крови, мы говорили, какие из них участвуют в процессе свертывания крови. Назовите их. (тромбоциты) Задание 1. Выберите из предложенных признаков те, которые характерны для тромбоцитов (слайд №3) Что такое свертываемость крови? (определение на слайде №4 ученики переносят в биологический словарь) Какие фазы выделяют в этом механизме (рассказ с помощью слайда № 5, учащиеся переносят схему № 2 в тетрадь) К обязательным элементам крови, которые должны присутствовать в плазме крови кроме ионов кальция и витамина К, являются факторы свертывания крови – ферменты. К настоящему моменту обнаружено 13 факторов, которые работают на определенных стадиях механизма свертывания (на слайде № 5 дописываем факторы свертываемости крови (учащиеся дописывают схему № 2 в тетради)) Нарушение механизма свертываемости крови происходит при недостаточном синтезе факторов. Причиной этому могут послужить заболевания печени, перенесенная желтуха, лекарственный дизбактериоз, наступивший следствии передозировки антибиотиков. Организм дает сбой… Но – немного истории. (демонстрация фрагмента из видеофильма «Цесаревич Алексей: история жизни и смерти») Что же так боялась Аликс Гессенская? Давайте пройдемся по истории одной из королевских семей (слайд 6). 1837 год. 18-летняя Александрина Виктория становится королевой Англии. Счастливое замужество рождение семерых детей. Что еще надо молодой женщине? Как гром среди ясного неба прозвучало сообщение врачей через несколько месяцев после рождения восьмого ребенка- сына Леопольда – мальчик болен неизлечимой болезнью – гемофилией. Виктория удивлена. В 17-ти поколениях ее предков этой болезни не было. В настоящее время установлено, что ген гемофилии появился у королевы в результате спонтанной мутации, причину которой никто не может объяснить. Кроме сына Леопольда, умершего в результате несчастного случая – он повредил колено и внутреннее кровотечение не смогли остановить, злополучный ген получили две из четырех дочерей Виктории – Алиса и Беатрикс, одна из которой стала матерью будущей российской императрицы. Аликс Гессенская боялась родить больного наследника. Чем опасна гемофилия? Можно ли ее вылечить? (слайд № 7,8,9,10. Рассказ о заболевании, встречаемости заболевания в России, Воронежской области, Воронеже) Давайте еще раз вспомним механизм свертывания крови (ЦОР – интерактивная схема, с помощью которой ученики расставляют последовательно стадии свертывания крови) Противоположностью гемофилии является повышенная свертываемость крови, известная под названием тромбофлебит. Причин развития этого заболевания много (слайд 11) Опасность появления тромбов заключается в том, что тромб, образовавшись в сосудах головного мозга, может привести к инсульту, в сосудах сердце – к инфаркту. (прежде чем переключиться на новый слайд, включаем функцию «Шторка») Можно ли узнать, есть ли у вас предрасположенность к образованию тромбов, ответьте на некоторые вопросы (открываем шторку на половину слайда № 12) Если вы ответили «да» хотя бы на 2 вопроса, значит опасность образования тромбов у вас велика. К счастью, можно предупредить развитие заболевания. Как вы думаете, как?(открываем весь слайд № 12 и рассказываем о профилактике тромбозов) Организм тоже помогает нам справиться со спонтанным образованием тромбов в наших сосудах. Для этого в крови действует противосвертывающий механизм. (слайд № 13, возвращаемся к схеме №1 и дописываем вещества антикоагулянты) Противосвертывающие вещества широко применяются в медицине: для консервации крови, при лечении варикозов, геморроя, для профилактики тромбозов. Самым древним и самым известным антикоагулянтом является гирудин, выделяемый шейными железами медицинской пиявки (слайд №14) Родоначальником гирудотерапии считают грека Никандра из Колофона (200-130 гг до н.э.). Труды по гирудотерапии (науки лечения пиявками) писали Гиппократ, Авиценна, Гален. Великий русский хирург Пирогов писал, что «использовал не менее 100 пиявок для лечения раненых». Любой врач в России 18-19 веков всегда носил при себе баночку с пиявками. Кровопускание считалось одним из самых эффективных способов лечения. Какое же действие оказывает гирудин на организм? (слайд № 15. После показа слайда включить функцию «Шторка») Сегодня на уроке мы разобрали действие защитного механизма свертывания крови, поговорили о значении антикоагулянтов в нашем организме, познакомились с заболеваниями, связанными со сбоем в системе свертывания крови. Давайте проверим, как вы меня внимательно слушали и оценим свои знания. Выполните тест, выбрав один правильный ответ. (слайд № 16. Шторка постепенно открывает вопросы) (слайд № 17. Проверка выполнения задания) (слайд № 18. Дифференцированное домашнее задание, исходя из полученной оценки по тесту) Литература
|