Скачать 218.07 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ П ВИДА №48 г. РОСТОВА – ДОНУ. Принята Утверждено Педагогическим советом директор протокол №1 …………. Р.И.Маетная «……»……………2013г. «……»……………2013г. ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ II ОТДЕЛЕНИЕ 1 ВАРИАНТ в 7 КЛАССЕ На 2013- 2014 учебный год Составитель: Головатенко Н.В. Пояснительная записка. Данная программа по биологии для 7 класса разработана на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Программа по биологии 6 – 11 классы, В.В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) и требований к уровню подготовки обучающихся 5-9 классов. Программа адаптирована с учётом психофизических особенностей обучающихся. Программа рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю). Цели: обеспечение усвоения школьниками теоретических и прикладных основ зоологии в 7 классе на базовом уровне преподавания предмета. Осуществление личностно-ориентированного учебного процесса по биологии путём внедрения активных форм и методов обучения и новых информационных технологий. Задачи: - формировать диалектико-материалистическое мировоззрение, понимание научной картины мира, элементарные экологические понятия, навыки учебного труда - способствовать формированию экологической культуры (ответственного, гуманного отношения к природе); - развивать логическое мышление, память, внимание; - способствовать пониманию практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной, рыбной промышленности, природоохранной деятельности; -развивать наблюдательность, воображение, логическое мышление, память, внимание; -накапливать биологический словарь; -работать по внедрению биологического словаря в активную речь. Коррекционная направленность обучения слабослышащих школьников обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса: -ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности, коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств. -преодоление речевого недоразвития посредством обучения биологии (накопление словарного запаса, уточнение звукового состава речи, овладение разными формами и видами речевой деятельности). -максимальное расширение речевой практики, использование языкового материала в речи, в разных видах общения. -развитие устной и письменной речи средствами предмета. -использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных обучающимися речевых навыков, дальнейшее их развитие и обогащение. -стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения обучающихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельности. -учёт индивидуальных и психофизических особенностей школьников, их природных задатков и способностей Программа включает календарно- тематическое планирование соответственно разделам курса и темам, распределение времени на изучение тем, приведены списки литературы для учителя и школьника, выделены основные понятия, требования к уровню знаний и умений обучающихся, а также имеется приложение, где собраны практические работы, тестовые, контрольные работы и материалы внеурочной деятельности учителя. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ, и МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №216 Обязательный минимум содержания основного общего образования. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. (Биология Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа) Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Программа по биологии 6 – 11 классы, В.В. Пасечник М.; Дрофа, 2001) Латюшин В.В. «Поурочное и тематическое планирование к учебнику «Биология. Животные. 7 класс» Изд. М: Дрофа, 2003. Суханова Л.В. «Лабораторные работы. Биология» Изд. М: «Интеллект-Центр», 2006. Я иду на урок биологии. Книга для учителя. Зоология беспозвоночных. М., Первое сентября. 2000. Бабенко В.Г., Кузнецов А.А. Птицы Красной книги СССР., М., Педагогика. 1986. Литература для школьника: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений-6-е изд., - М.:Дрофа, 2005. В.В.Малахов «Биология в вопросах и ответах» Москва, Мирос – «Международные отношения» 1993. В.В.Балобанов, Т.А.Максимцева «Предметные недели в школе: БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ», ВОЛГОГРАД: Учитель, 2003. 7 КЛАСС ЖИВОТНЫЕ 68ч, 2 часа в неделю Содержание. Введение (4 ч) История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных. 1.Многообразие животных (2 ч) Простейшие Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших. Лабораторная р-а №1 Простейшие. Амёба, эвглена, инфузории. 3.Многоклеточные животные. Беспозвоночные (15ч) Тип Губки. Многообразие, среды обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Л. р-а №2 Кишечнополостные. Гидра. Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Тип Плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Тип Круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Меры борьбы с червями-паразитами, профилактика заражения. Тип Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Л. р-а №3 Внешнее строение дождевого червя. Тип Моллюски. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Регуляция численности вредителей сельского хозяйства Л. р-а №4 Тип моллюски. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Л. р-а №5 Членистоногие. Класс ракообразные. Класс Паукообразные. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека Класс Насекомые. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека: возбудители и переносчики возбудителей болезней человека. Регуляция численности вредителей сельского хозяйства (экологически приемлемые и неприемлемые методы). Охрана членистоногих. Лабораторная работа №6 Внешнее строение насекомых. 4.Позвоночные (18ч) Тип хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: хрящевые, костные. Среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды Охрана рыб и среды их обитания. Лабораторная работа №7 Класс рыбы. Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые.Среда и места обитания. Образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Лабораторная работа №8 Класс птицы. Строение пера. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. 5.Строение, индивидуальное развитие, эволюция (16ч) Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (14 ч) Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Пища – источник энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей, учебных Презентаций. Лабораторные работы: №9 Покровы тела. №10 Способы передвижения животных. №11 Органы дыхания. №12 Отличия строения сердца. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения 6.Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 ч) Доказательство эволюции: сравнительно- анатомические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Приспособленность живых организмов к условиям среды Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных. 6. 7.Биоценозы (4 ч) Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Цепи питания, поток энергии. Отношения «хищник-жертва». Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Влияние живых организмов на окружающую среду. 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1ч) Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекция сельскохозяйственных животных. Пчеловодство. Значение пчел в природе и жизни человека. Выращивание тутового шелкопряда. Шелководство как отрасль. Прудоводство. Карп-одомашненная форма сазана. Законы об охране животного мира. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. 8.Повторение (3ч) ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ VII КЛАССА II вида обучения Называть: -признаки животных и их отличия от растений; -основные систематические категории, признаки типов и классов; -мероприятия по охране живых животных Приводить примеры: -усложнения животных в процессе эволюции; -приспособленности животных к среде обитания; -природных и искусственных сообществ; -наиболее распространенных видов и пород животных; -редких и исчезающих видов животных; -мер борьбы с животными паразитами и профилактики заражения ими Характеризовать: -внешнее строение изученных животных; - жизнедеятельность животного организма; -размножение и развитие животных; -среды обитания организмов; -экологические факторы; -роль животных в природе и жизни человека Обосновывать: -влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания; -причины исчезновения многих видов животных, необходимость их охраны Распознавать: -организмы животных (в природе, на коллекциях, рисунках и таблицах); -системы органов животных; -наиболее распространенные виды животных; животных разных классов и типов Сравнивать: -типы и классы животных; -растения и животных Делать выводы: -об усложнении животного мира; -об особенностях строения и жизнедеятельности животных Наблюдать: -сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных Соблюдать правила: -наблюдения за животными; -проведения лабораторных работ; -бережного отношения к организмам; -поведения в природе; -ухаживания за животными Календарно-тематическое планирование 7 класс биология
Приложение Вопросы для развития слухового восприятия 7 класс 1 четверть 1.Что изучает наука зоология? Зоология изучает животных 2.Перечислите признаки животных организмов. Питание, рост, развитие, размножение 3.Что такое энтомология? Наука о насекомых 4. Что такое циста? Плотная, защитная оболочка оболочка 5.Что такое колония? Колония-это группа организмов, живущих вместе. 6.Микроскопический размер. Это какой размер? Видимый под микроскопом 7.Какой процесс называют регенерацией? Восстановление утраченных частей тела. 8.Каких животных называют паразитами? Живущие за чужой счёт (пьют соки или кровь другого организма) 9.Что такое ткань? –группа клеток, имеющая сходное строение и выполняющая одинаковую функцию. 10.Какая наука изучает ткани? Гистология 11.Каких простейших вы знаете? Амёба, инфузория туфелька, вольвокс, эвглена зелёная 12.Что обозначает слово «Простейшие?»- организмы, которые состоят из одной клетки 13.Какая наука изучает клетку? Цитология 14.Кто такие гермафродиты? – двуполые организмы, т.е. и мужчина, и женщина в одном организме 15.Что такое дерма? Дерма-это кожа 16.Как называется врач по кожным заболеваниям? Дерматолог 17.Что такое эктодерма? Это наружный слой клеток 18.Что такое энтодерма? Это внутренний слой клеток 19.Что такое регенерация? Восстановление повреждённых частей тела Например, ящерица отбросила хвост, а потом он отрастает 20.Каких кишечнополостных ты знаешь? Медуза, гидра, парусник, актиния 21.Что такое симбиоз? – взаимовыгодное сожительство 22.Что такое гирудин?- вещество разжижающее кровь 21. Чем занимается гирудотерапия? Лечение при помощи пиявок 22.Кто такие пиявки?- кровососущие черви, живущие в воде 23.Что такое анабиоз?- состояние между смертью и жизнью 24.Что такое гипертония? – это заболевание, связанное с повышением кровяного давления человека 25.Что такое мелиорация? – это улучшение плодородия земли 26.Повтори. Пиявка может обходиться без пищи 2 года 27.Что такое сердце? – это орган для перекачивания крови 28.Перечислите классы моллюсков. Брюхоногие, двустворчатые, головоногие 29.Перечислите головоногих моллюсков. Кальмар, осьминог, наутилус, каракатица, аммониты 30.Что такое пурпур – красное красящее вещество Речевой материал 7 класс зоология; 4-четверть. 1.Что такое орнитология? 2.Как называется наука о растениях? 3.Что изучает наука о зоологии? 4.Что обозначает термин ихтиология? 5.Как называют организмы, состоящие из одной клетки? 6.Взаимовыгодное сожительство организмов называется-……………? 7.Восстановление утраченных частей тела называется- 8.Как называется состояние между смертью и жизнью? 9.Как называется явление, когда животные поедают себе подобных? 10.Чем покрыто тело и у рыб, и у бабочек? 11.К какому классу относятся: бабочки, жуки, кузнечики, клопы? 12.Что такое рефлекс? 13.К какому классу относятся: улитки, мидии, кальмар? 14.Ящерицы, змеи, вараны, черепахи, крокодилы относятся к классу ……………………. или рептилии? 15Акулы, скаты, сельдь, окунь, лосось, карп-это животные из класса…….. 16. Животные, которые выкармливают детенышей молоком относятся к классу………………………….? 17. Куда заносят названия животных, которым грозит вымирание? 18. Белка, суслик, бурундук относятся к отряду ……………. 19. Бобр, нутрия, сурок, морская свинка, дикобраз-это отряд ………… 20. Что обозначает термин приматы? 21. Что такое жабры ? 22. Чем дышат млекопитающие? 23. В основном змеи живут в жарких странах, а вот гадюка живет и на севере, почему? 24. Почему зимой не увидишь на дороге змею, лягушку? 29. Пестик – это часть…………? 30. Хлоропласты содержатся в ………..? 31. Чем питаются растения? 33. Каких вы знаете рыб? 34. Какие растения Ростовской области вы знаете? 35. Каких птиц Ростовской области вы знаете? Слова для справок: Рыбы, млекопитающие, беличьи, каннибализм, моллюски, грызуны, чешуей, один из первых, анабиоз, пресмыкающиеся, органы дыхания, изучает рыб, симбиоз, в Красную книгу, легкими, животных, простейшие, гадюка живородящая, а остальные змеи яйцекладущие, регенерация, они хладнокровные и зависят от среды, наука о птицах, биология, цветка, в зелёных клетках, насекомые, ответная реакция на раздражение, углекислым газом, водой, минеральными солями и солнечным светом. |