Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 483.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации21.04.2014
Размер483.91 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Биология > Анализ
  1   2   3   4


МОУ «СОШ № 2 г.Зеленокумск, Советского района»



Описание опыта работы учителя биологии высшей квалификационной

категории, к.п.н.,

Мамитовой Галины Александровны
1.Наименование опыта:

Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся в процессе изучения биологии.

Опыт посвящен одной из проблем современного образования и воспитания – формированию индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся в процессе изучения биологии, как средство укрепления личного здоровья, сохранение его потенциала.

2.Условие возникновения и становления опыта

Проблема сохранения и целенаправленного формирования культуры здоровья школьников исключительно значима и актуальна, поскольку от состояния здоровья человека зависит уровень экономики, качество жизни людей, национальная безопасность. Именно поэтому перед школой стоит задача подготовки учащихся по вопросам укрепления физического и психического здоровья, овладения каждым из них определенным минимумом знаний и умений, необходимых для оптимизации личного здоровья и гармоничного развития. Очевидно, что от сформированности у учащихся в рамках учебно-образовательного процесса модели поведения будет зависеть последующая их деятельность по преобразованию личного здоровья, сохранению его потенциала.

За последние 10 лет, как показывают многочисленные результаты педагогических исследований, наблюдается низкий уровень (как правило, ситуативный или начальной грамотности) культуры здорового образа жизни учащихся. Большинство выпускников школ не обладают специальными знаниями, практическими умениями и навыками использования разнообразных средств и методов укрепления и контроля за своим здоровьем, физическим развитием, физической подготовленностью. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается 8-10% населения России, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Гиподинамия среди школьников достигает 80%. По данным Госкомстата, около 75% детей школьного возраста имеют серьезные отклонения в состоянии здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более того, у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Лишь 15% выпускников школ можно считать практически здоровыми.

Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилась в 17 раз. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков: в 2002 году выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте 14 лет.

Анализ сложившейся сегодня ситуации показывает, что учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самоанализа, самооценки своего образа жизни и состояния здоровья, самостоятельной деятельности по его сохранению и укреплению.

Значительное снижение уровня здоровья подрастающего поколения обусловлено не только экологическими, социально-экономическими, духовно-нравственными проблемами современной России, но и определенными пробелами в системе образования. Отношение к здоровью, как самостоятельной педагогической проблеме гуманитарного знания-явление пока более желаемое, чем действительное. Российские ученые Э.Н.Вайнер , Н.К.Иванова, А.М.Куликов, Е.А.Ямбург и др., к числу педагогических факторов, негативно влияющих на здоровье школьников относят чрезмерную интенсификацию педагогического процесса с его нерациональной организацией, обуславливающей интеллектуальные и психо-эмоциональные перегрузки воспитанников; стрессовые последствия еще оставшихся следов авторитарной педагогики, несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение элементарных физиологических требований к организации воспитательно-образовательного процесса; не рациональное использование средств физической культуры и естественного оздоровления и укрепления жизнеспособности; недостаточная профессиональная подготовленность педагогов в процессах формирования культуры здоровья школьников и т.д.Социологические исследования показали, что к их числу относятся отсутствие наличия недоработок в системе семейного воспитания ,обусловленные отсутствием социального механизма защиты детства в стране, бедностью семей как прямая угроза безопасности детства ,кризисом института семьи как следствие социального сиротства, увеличением беспризорности, семейного насилия и девиантного поведения, информационной угрозой духовному миру детства. Складывающаяся под влиянием этих факторов ситуация в обществе и в семье затрудняет комплексный подход к решению проблемы формирования культуры здоровья, начиная с периода раннего детства. Указанные педагогические факторы значительно усиливаются неполноценным питанием и недостаточной двигательной активностью школьников. Это определяет сегодня необходимость изменения тактики здравоохранения, объединения усилия медицины и образования, направленных на формирование бережного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Включение валеологического компонента в систему предметного обучения как одна из тенденций современной школы находит отражение в курсе химии, физической культуры и различных элективных курсов по валеологии. Однако, биология как учебная дисциплина располагает также достаточными возможностями для реализации валеологического образования и воспитания школьников в силу специфики своего содержания.

Сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения уделяли внимание в своих трудах по гигиеническому, экологическому и половому образованию и воспитанию школьников известные методисты и биологи: В.А.Герд, Б.Е.Райков, И.Д.Зверев, А.Г.Хрипкова, Е.П.Бруновт, И.Н.Пономарёва, И.Т.Суравегина, Ю.А.Даринский, С.В.Алексеев и другие в рамках исследуемых ими проблем.

Вопросы усиления валеологической направленности непрерывного биологического образования и особенно школьного биологического образования изучали Л.Г.Татарникова, З.И.Тюмасева, В.П.Соломин, Ю.Л.Варшамов, А.А.Семенов, Л.П.Макарова, О.П. Храброва; Н.Д.Андреева; И.И Соковня-Семенова; В.Ю.Осипова; Л.АИвченко. Появились программы и учебные пособия, в которых реализован эколого-валеологический подход при изучении раздела «Человек» курса биологии. Вопросы формирования валеологической потребности, мотивации к ведению здорового образа жизни, педагогические условия повышения эффективности данного процесса в школе и семье стали предметом ряда диссертационных исследований(Л.Р.Джамбаева,А.С.Вульфович,Ю.В.Жданова,Е.А.Калинина,О.П.Коломеец,Е.В.Купавцева,С.А.Лядова,В.А.Магин,Н.Е.Наумова,Л.Н.Овчинникова,И.Н.Парчевская,И.В.Сапельцева,А.М.Халилов,А.В.Эркенова).

3.Актуальность и перспективность опыта

Анализ монографических изданий и диссертационных исследований, а также личные наблюдения учителя биологии позволяют указать на типичные недостатки, имеющие место на практике. Так в среднем звене общеобразовательной школы, в частности на уроках биологии, содержание знаний о культуре здоровья, формы и методы их реализации сегодня неопределенны, не разработаны механизмы и условия формирования индивидуального стиля жизни учащихся-подростков, не изучено влияние различных педагогических условий на здоровье школьников. На вооружении у учителей биологии отсутствуют конкретные руководства по организации и управлению процессом формирования валеологических знаний и умений, обуславливающих наличие у учащихся общеобразовательных школ преимущественно фактологических и узкопрагматичных знаний о здоровье и здоровом образе жизни, необходимые навыки по оздоровлению своего организма, выражена слабая мотивация на здоровый образ жизни.

Таким образом, в настоящее время обострились противоречия между:

- все более увеличивающейся потребностью общества в сохранении физического здоровья населения и недостаточным научным осмыслением в теории и практике проблемы формирования здорового образа жизни школьников;

-базовыми знаниями учащихся о здоровом образе жизни и недостаточной обеспеченностью окружающей их среды учебно-оздоровительными средствами, а также неумением использовать валеологический тезаурус в повседневной жизни;

-формированием здорового образа жизни в контексте программы «Образование и здоровье» и уровнем профессиональной готовности педагогов-биологов к ее выполнению.

4.Теоретическая база.

Теоретическую основу исследования составляют положения о физиологических закономерностях развития детей (М.В. Антропова, И.А. Аршавский, М.М. Безруких, А.А. Гуминский, А.Г. Хрипкова); положения о закономерностях становления личности в онтогенезе (А.С. Белкин, Л.С. Выготский, И.С. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);теоретические основы ЗОЖ (Г.А. Апанасенко,И.И. Брехман, Э.М. Казин, В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицын);проблемы гармоничного развития личности в образовательном процессе (Ю.П. Бабанский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов);возрастные особенности развития потребностно-мотивационной сферы личности и ее деятельности (К.А. Абульханова-Славская, И.Б. Котова, В.К. Вилюнас, А. Маслоу, Ф. Райс, Н.И. Шевандрин, Э. Эриксон);здоровьесберегающие технологии обучения (Э.Н. Вайнер, П.А. Виноградов, В.И. Дубровский, Г.К. Зайцев, Л.И. Лубышева, Л.Г. Татарникова);труды медиков разрабатывающих проблемы аксиологии здоровья в современном мире (Н.М. Амосов, Г.Л. Апанасенко, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко);исследования, посвященные формированию здорового образа жизни (В.И. Баль, В.П. Казначеев, З.И. Тюмасева и А.И. Суббето);психолого-педагогическая теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, З.И. Загвязинский);положения проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Матюшкин, М.И. Махмутов);теория целостного педагогического процесса (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.М. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.);концепция педагогического образования (Е.П. Белозерцев, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин);концепция валеологического образования (В.И. Бондин, В.М. Баршай, В.И. Мареев);положения методики биологического образования (Е.Т. Бровкина, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, Б.В. Васвятский, Д.И. Зверев, Б.Д. Комиссаров, В.Н. Корсунская, А.Н. Мягкова, Д.И. Трайтак, З.И. Тюмасева).
5.Новизна опыта.

Научная новизна опыта заключается в том, что в нем:

-конкретизировано определение сущности понятия «Индивидуальный стиль здорового образа жизни школьников»,который заключается в выработке у учащихся индивидуально-специфической системы психолого-педагогических и медико-биологических навыков, методов, средств и способов сохранения и укрепления личного здоровья;

-разработан интегрированный курс «Человек»;

- содержание и методика уроков по определенным темам курса биологии с применением учебно-методических комплексов, содержащих элементы здоровьесберегающих технологий (углубление и расширение валеологического компонента, использование информационно-коммуникационных технологий при блочно-модульном изучении тем предмета; дыхательных упражнений, музыкотерапии, массажа рефлексогенных частей тела, пальцевой гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений для снятия мышечного напряжения, упражнений для профилактики сколиоза);

-разработан факультативный курс «Секреты вашей бодрости», рассматривающий немедикаментозные методы коррекции здоровья школьников, имеющий конечной целевой установкой формирование личности, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической направленностью, деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни;

-раскрыты пути оптимизации процесса изучения биологии в контексте формирования индивидуального стиля здорового образа жизни школьников на междисциплинарном уровне (ОБЖ, физкультура, экология, медицина, элективный курс «Основы медицинских знаний», химия) при учете взаимодействующих дидактических средств отраслевых предметов.

6.Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея: сотрудничество педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через включение его в творческую деятельность. В условиях демократизации и гуманизации образования реализация данной идеи возможна при соблюдении ряда основополагающих дидактических принципов:

  • принципы самостоятельности и активности учащихся в процессе изучения биологии

  • принцип воспитывающего и развивающего обучения

  • принцип научности

  • принцип доступности

  • принцип самостоятельности и активности в процессе обучения

  • принцип сознательности и прочности усвоения знаний и умений

  • принцип целенаправленности и мотивации обучения

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся

  • принцип наглядности.


7.Мое педагогическое кредо:

Чтобы сохранить свое здоровье, думай о здоровье других

Д..Лихачев
8.Цель работы:

формирование личности, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической направленностью, деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни;
9.Задачи:

- сформировать у учащихся имеющие практическую значимость (используемые в повседневной жизни) прочные, научные, систематические знания о строении и жизненных процессах организма человека в целом и функциональных систем в частности (анатомии, физиологии);

- развить бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

-осознать значения физического и нравственного совершенствования, как необходимого условия подготовки к жизни, труду;

-сформировать убеждения в важности сохранения здоровья; выработать навыки и привычки санитарно-гигиенического поведения;

-воспитать нравственную устойчивость, умение противостоять антисоциальным явлениям; развить умения и навыки самообразования и самосовершенствования, связанные с формированием здорового образа жизни;

- выработать умения способствовать восстановлению умственной работоспособности и снижению психического напряжения на фоне утомления;

-достигнуть реализации подростками принципов ЗОЖ через формирование индивидуального стиля ЗОЖ и умение заботиться о своем здоровье.

10.Содержание и формы:

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, поскольку из здоровья каждого человека слагается здоровье всего общества. В сохранении и улучшении здоровья подрастающего поколения, по мнению многих зарубежных и отечественных ученых, особое место отводится профилактическо-оздоровительной деятельности. Содержательной основой для повышения эффективности формирования индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии стало использование здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода. Именно личностно-ориентированное обучение позволяет воспринимать индивидуализацию и дифференциацию обучения не как изолированные друг от друга понятия, а как систему обучения, индивидуальность каждого ученика как данность с присущими только ему личностными особенностями.

Учебная деятельность школьника, с позиции психологии имеет большие возможности в развитии его личности, если она будет максимально соответствовать ее полноценной структуре, приближенной к структуре личностно-значимой человеческой деятельности, в нашем случае формированию индивидуального стиля здорового образа жизни. В составе такой деятельности необходимо обеспечить мотивационный компонент (интерес, потребность, личностный смысл), целенаправленность, учет условий, выбор средств достижения цели, сравнение результата с целью, анализ причин несоответствия, внесение корректив. Чем большее число звеньев структуры включается школьником в деятельность в роли субъекта ( сам осуществляет выбор, принимает решение, определяет критерии, производит оценки), тем в большей степени она будет стимулировать его развитие, причем не только умственное, а еще в большей степени личностное.

Теория познания, изучающая взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения знания к действительности (действенность знания),критерии истинности и достоверности знания, возможности познания человеком мира являются методологической основой личностного подхода к построению здоровьесберегающего образовательного процесса.

В работах И.С.Якиманской, Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова выдвигается целостная концепция личностно-ориентированного обучения, согласно которой обучение направляется на развитие личности обучающегося, изначально являющегося субъектом познания, предполагая специальную организацию его учебной деятельности.

По определению Е.В.Бондаревской, В.О.Петрова личностный подход-это принцип воспитания, предписывающий в качестве главной цели - становление и развитие личности как субъект собственной жизни, субъекта культуры. Личностный подход опирается на присущее каждому человеку стремление быть личностью, т. е. проявлять активность, отличаться от других людей, влиять на среду, иметь убеждения, личностные духовные ценности и смыслы, самореализоваться в социально значимой деятельности, выполнять определенную роль в обществе. Воспитание, основанное на личностном подходе, создает для этого условия путем включения развивающейся личности в ситуации, востребующие проявление личностных свойств: нравственного выбора, рефлексии реальной ответственности и др. Личностный подход предполагает развитие личностных структур индивидуального сознания, исполняющих роль внутренних механизмов саморегуляции личностью своей деятельности.

Личностно-ориентированный подход является средством разностороннего и глубокого вовлечения личности школьника в здоровьесберегающую образовательную деятельность, которая в свою очередь, должна стать средством самореализации личности. Речь идет о формировании у него индивидуального стиля здорового образа жизни, культуры здоровья, и здравотворческой деятельности. Главной задачей становится создание условий для превращения учащихся школьников, изучающих биологию, в соисполнителей- творцов своего индивидуального стиля здорового образа жизни.

Индивидуальный стиль здорового образа жизни - это устойчивая индивидуально-специфическая система психолого-педагогических и медико-биологических средств ,приемов, методов, способов, навыков сохранения и укрепления своего здоровья.

Я использовала в своей работе здоровьесберегающую образовательную технологию, систему, создающую такие условия, которые приведут к сохранению, укреплению и развитию соматического, физического, нравственного, психологического здоровья всех субъектов образования. Эту систему построила из:

-пропаганды культуры здоровья посредством личного примера учителя биологии, специально отобранного (интегрированного) содержания курса «Человек», спецкурса «Секреты вашей бодрости», проведения различных мероприятий (внеучебных, предметных междисциплинарных учебных);

-вырабатывания навыков разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на формирование индивидуального стиля здорового образа жизни;

-разработки образовательной стратегии (учебно-методических комплексов), учитывающей особенности возрастного развития школьников, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся подростков 14-15 лет;

-создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии (на уроках биологии и во внеурочной деятельности);

-использования данных диагностики индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся, мониторинга здоровья школьников и здоровьесберегающей работы школы, проводимых медицинскими работниками и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекции.

Таким образом, субъективизация и оптимизация являются важнейшими средствами обеспечения педагогической эффективности личностно-ориентированной образовательной технологии, а условиями необходимыми для достижения эффективности - мотивационная поддержка технологии, актуализация личностных смыслов учения, создание комфортной образовательной и здоровьесберегающей среды.

Внесение изменений и дополнений в традиционные разделы педагогики и создание нового направления в педагогической науке - педагогической валеологии способствовали формированию валеологического мировоззрения, чувства долга и ответственности за свое здоровье и образ жизни; деятельности способствующей оздоровлению организма, раскрытию резервных возможностей человека.

Идея об осознанном управлении своим здоровьем является одной из основополагающих в создании модели необходимых педагогических условий для формирования индивидуального стиля здорового образа жизни подростков в процессе изучения биологии в общеобразовательной школе.

Педагогические условия - это взаимосвязанные материальные и нематериальные факторы, которые обеспечивают эффективность педагогической деятельности при минимальных затратах времени, сил и здоровья участников этого процесса.

Первым педагогическим условием формирования индивидуального стиля здорового образа жизни школьников в процессе изучения биологии я определила использование здоровьесберегающей личностно-ориентированной образовательной педагогической технологии: углубление и расширение валеологических знаний подростков через валеологизацию содержания образования в общеобразовательной школе. В соответствии с положениями о единстве теоретического и практического, единстве профессионального мышления и действия в педагогической (здоровьесберегающей) технологии, нами проектировался интегрированный курс (лат.Integratio-восстановление, восполнение,integer- целый-объединение в целое каких-либо частей, элементов) «Человек» для учащихся 8 классов авторов И. В. Сонина, М. П. Сапина. Интеграция осуществлялась путем слияния в одном синтезированном курсе элементов различных предметов - биологии и медицины, ОБЖ и физкультуры, педагогики и психологии; слияния научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем, в частности формирования здорового образа жизни. Интеграция разрешает механизм противоречий между биологической и социальной программами развития человека (И.М.Козлова).

Целью изучения дисциплины являлось формирование индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся-подростков в процессе изучения биологии. Он позволяет людям с разными индивидуально-типологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваться равной эффективности здорового образа жизни.

Основой для освобождения учебного времени для работы по формированию индивидуального стиля ЗОЖ на уроках биологии послужили ряд общих тем в курсе биологии и ОБЖ связанных основами медицинских знаний.

В результате освоения данной учебной дисциплины подростки узнали оптимальные условия для течения психологических и физиологических процессов в организме, что уменьшает вероятность заболеваний и увеличивает продолжительность жизни.

После изучения курса «Человек» подростки приобрели следующие умения: 1) оценивать состояние физического, психического и социального здоровья; 2) обнаруживать причины, препятствующие организации ЗОЖ; 3)отбирать оптимальный объем содержания учебного материала для формирования стиля жизни; 4) реализовывать и прогнозировать свои действия по организации индивидуального стиля ЗОЖ (составлять индивидуальные программы самосовершенствования); 5) формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.

На моих уроках осуществлялось вырабатывание навыков разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности школьников, направленных на формирование индивидуального стиля здорового образа жизни. Я учила школьников правильно дышать. В случае, когда человеку нужно быстро поднять тонус, советую применить мобилизующее дыхание. Если нужно добиться успокоения нервной системы для этого применяю успокаивающее дыхание.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск