Скачать 100.31 Kb.
|
Урок 1. Химический состав клетки. Вода и органические соединения: углеводы и липиды (2 ч) Интегрирующая цель: выявить, какие химические элементы входят в состав клеток и их биологическое значение; изучить биологические функции воды; уточнить особенности строения и биологических функций углеводов и липидов Цель: выявите, какие химические элементы входят в состав клеток живых организмов, и определите их биологическое значение.
I. Выполните задание. 1. Укажите, какие из перечисленных ниже химических элементов относятся к макроэлементам, какие к микроэлементам. Почему их так называют? Н, К, В, Вг, О, Fе, Со, N, Zn, S, I, Сu, Nа, Р, Мg, Са, С, Сl 2. «Вставьте в текст пропущенное слово: «Химические элементы, которые входят в состав клеток и выполняют биологические функции, называют …» 3. Каково значение для живых организмов ионов Fe2+, Cu2+, Mg2+, Na+, К+, НСО-3, НРО42-? 4. Каково значение йода? В каких продуктах питания содержится йод, почему он необходим организму человека? 5. О чем свидетельствует наличие одних и тех же химических элементов в телах живой и неживой материи? II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работу Цель: изучите особенности строения воды, укажите ее биологические функции. I. Выполните задание.
б) в) г) 3.Вставьте в текст пропущенные определения: «По отношению к воде вещества делятся на …и …» 4. Выпишите гидрофильные и гидрофобные вещества в таблицу :
II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работу Цель: уточнить особенности строения и функций углеводов
1. Из приведенного перечня углеводов выпишите отдельно: моносахариды, дисахариды, полисахариды. Укажите их свойства (растворимость, вкус). Углеводы: глюкоза, гликоген, фруктоза, крахмал, рибоза, дезоксирибоза, целлюлоза, лактоза, сахароза. 2. В состав каких органических соединений входят рибоза и дезоксирибоза? 3. Углеводы — важная составная часть клетки. Перечислите их биологические функции: а) б) в) г) II. Выполните тестовое задание. 1. Больше всего углеводов содержится в: а) клетках человека; б) клетках растений; в) клетках животных. 2. Мономером крахмала является: а) аминокислота; б) дезоксирибоза; в) глюкоза. 3. Животным крахмалом называют: а) рибозу; б) лактозу; в) гликоген. 4. В состав наружного скелета членистоногих и клеток грибов входит: а) гликоген; б) целлюлоза; в) хитин. 5. Крахмал — продукт фотосинтеза, поэтому входит в состав только: а) клеток растений; б) клеток животных; в) клеток грибов. III. Проверьте и оцените свою работу. Правильные ответы тестового задания: 1 - б; 2 - в; 3-в; 4-в; 5-а. IV. Обсудите результаты работы. Цель: уточнить особенности органических соединений — липидов; выявить их биологические функции. I.Выполните задание.
а) б) в) г) д) е) ж) II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работу Строение и функции белков Интегрирующая цель: в результате работы с учебником вы должны вспомнить строение белковой молекулы, выявить биологические функции белков Цель: уточнить особенности строения белковой молекулы. I. Выполните задания. 1. Выясните, какое из перечисленных ниже органических соединений является мономером белка - природного полимера: а) глюкоза; б) аминокислота; в) фруктоза. 2. Запишите в общем виде формулу аминокислоты. Укажите, какие функциональные группы входят в ее состав, каково значение радикала - R 3. В состав белков входит всего около 20 видов аминокислот, однако многообразие белков бесконечно. Чем это объясняется? 4. Укажите в предложенном ниже дипептиде пептидную связь II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работу Цель: уточните структурную организацию белковой молекулы и ее свойства. I. Выполните задание.
II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работу Цель: познакомьтесь с функциями белков. I Выполните задание. 1. Белки в клетке выполняют много жизненно важных функций. Перечислите их: а) б) в) г) д) е) ж)
3. В каждой клетке содержатся тысячи ферментов. Какова их химическая природа? Какую роль в клетке они выполняют 4. Используя рисунок, объясните механизм взаимодействия фермента и субстрата. Молекула вещества (субстрат) Активный центр
II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работы I. Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цель урока. 2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? 3. Оцените свою работу на уроке. Если по итогам урока вы набрали 77-82 баллов, то получаете оценку - "5"; 68-76 баллов- оценку - 4"; 55-67 баллов - оценку "3"; менее 55 баллов - оценку "2". II. Домашнее задание. Если за работу на уроке вы получили оценку "5", то освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допускали много ошибок, прочитайте еще раз § 2.2 – 2.5 (учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова «Биология. Общая биология 10-11 классы»; в учебнике А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Общая биология 10-11 классы» § 7 -10 Урок № 3. "Нуклеиновые кислоты. ДНК" Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и функциями нуклеиновых кислот (НК) и особенностями строения молекулы ДНК. Цель: познакомиться с особенностями строения и свойствами молекулы ДНК. I. Выполните тестовое задание: 1. Кто из биологов впервые описал нуклеиновые кислоты а) Уотсон б) Уилкинс в) Мишер 2. Известно, что НК— природные полимеры. Что является мономером НК? а) Аминокислота б) Глюкоза в) Нуклеотид 3. Какие ученые впервые предложили модель молекулы ДНК (двойная спираль)? а) Тимофеев — Ресовский б) Уотсон и Крик в) Чаргафф 4. Как называется каждая из цепей ДНК? а) Полипептид б) Полинуклеотид в) Полисахарид 5. Наследственная информация закодирована в молекуле ДНК в виде последовательности: а) аминокислот б) простых углеводов в) нуклеотидов II. Выполнит е следующие задания: 1. Запишите на схеме названия компонентов нуклеотида ДНК 2. Укажите 4 типа азотистых оснований, характерных для молекулы ДНК. 3. В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Используя его, на предложенной ниже цепи молекулы ДНК постройте его вторую цепь: А-А-Т-Г-Ц-Ц-Т-Г-А 4. Определите, какой процесс изображен на схеме Цель: познакомиться с особенностями строения и видами РНК. Сравнить молекулы ДНК и РНК. I. Выполните задания. 1. Запишите на схеме названия компонентов нуклеотида РНК. 2. Укажите 4 типа азотистых соединений, характерных для молекулы РНК.
4. Заполните таблицу:
Цель: познакомиться с особенностями строения АТФ и ее функциями. I. Выполните следующие задания. 1. Укажите названия составных частей молекулы АТФ 1 2 3 2. Что можно сказать о химической структуре АТФ? 3. В чем отличия АТФ от обычных нуклеотидов? а) б) 4. Какую функцию выполняет АТФ в клетке? Где место её образования? |