10 класс Учитель: Абдуллазянова Лилия Мингазутдиновна 35 часов, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы Примерные программы по биологии М. Дрофа, 2007. .
Учебник «Общая биология» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Беляева Д.К. Москва «Просвещение» 2005
Пояснительная записка
к рабочей программе по изучению биологии в 10 классе
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.
Цели и задачи курса:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Программа на базовом уровне рассчитана на 70 часов - 1 час классных занятий в неделю в течение двух лет (10 и 11 классы). Однако с учётом того, что учащиеся 10 класса выбрали предмет биологии как один из предметов необходимых для поступления в ВУЗы, в учебном плане школы на изучение этого предмета дополнительно выделено 0,5 часа в неделю из школьного компонента. Таким образом, планирование составлено из расчёта 1 час в неделю
Исходя из этой возможности я посчитала необходимым выделить дополнительное время на изучение отдельных тем (25 часов), проведение семинарских занятий (10 часов) и конференций (2 часа).
10 часов выделено на изучение темы «Возникновение жизни на Земле», которая не рекомендована программой для изучения на базовом уровне.
Считаю необходимым выделить дополнительно 6 часов для проведения лабораторных и практических работ, из которых:
- 1час – для проведения 3 работ в рамках темы «Учение о клетке»;
- 1 час – для проведения практической работы №2 (эта работа требует больших затрат времени для изучения информации в различных источниках);
- 3 часа – для решения генетических задач, т.к. в рамках одного урока научиться решать задачи и справиться с теорией вопроса одновременно невозможно;
- 1 час – для проведения практической работы №3 по составлению и анализу родословной, которая не включена в примерную программу. Но я считаю необходимым провести именно эту, взамен работы по теме «Выявление источников мутагенов…», т.к. она позволяет изучить историю семьи и выявить наследственные дефекты, что способствует сохранению здоровья нации и укрепляет роль семьи в современном обществе.
Последние 2 урока необходимо использовать для проведения урока в форме дебатов по темам «Клонирование человека. За? Против?» или «Генетически модифицированные продукты внедрять нельзя, подождать!» Уроки, проводимые в такой форме, помогают использовать приобретённые знания для отстаивания собственной позиции, т.е. формируют гражданскую компетентность.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Для учителя:
1. Т.А. Козлова. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005.
2. Т.А. Козлова. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справ. пособие.- М.: Дрофа, 2004.
Для учащихся:
Учебник Общая биология учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Беляева Д.К. Москва «Просвещение» 2005
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 10 класс
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематическое планирование
№ п.п.
| № урока
| Содержание
| Тип урока
| Основные понятия
| Домашнее задание
| Сроки
| Региональный компонент
|
| 1. Введение в биологию (2)
| 1.
| 1.
| Общая биология в системе биологических наук
| ИНМ
| Науки, изучающие свойства всех организмов
| Стр. 7-9, читать
|
|
|
| 2.
| 2.
| Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого
| ИНМ
| Методы биологических наук
| Приготовить сообщения
|
| растения и животные Татарстана
|
| 4. Учение о клетке (14)
| 3.
| 1.
| Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.
| ИНМ
| Макро- и микроэлементы, биоэлементы, буферность
|
|
|
|
| 4.
| 2.
| Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.
| ИНМ
|
|
|
| вода в Татарстане
|
| 5.
| 3.
| Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.
| ИНМ
| Моно-, ди-, полисахариды, функции углеводов, фосфолипиды
| §3.2., с. 95-99
|
|
|
| 6.
| 4.
| Строение и функции белков
| ИНМ
|
| §3.2.2.
|
|
|
| 7.
| 5.
| Органические молекулы – жиры и липиды
| ИНМ
|
| § 3.2.3.
|
|
|
| 8.
| 6.
| Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
| ИНМ
| Азотистые основания, нуклеотидов, комплементарность, хромосомы, триплет, РНК, ДНК, генетический код
| §3.2.4., с. 106-109
|
|
|
| 9.
| 7.
| Органоиды эукариотической клетки: клеточная мембрана, ядро, клеточный центр, рибосомы
| ИНМ
| Митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, лизосомы, клеточный центр, аппарат Гольджи, пероксисомы, микротрубочки
| §3.2.4., с.109-113, подготовка к семинару
|
|
|
| 10
| 8
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма.ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.
| ИНМ
| Гликокалипс, биологическая мембрана, органоиды, включения, цитоскелет
|
|
|
|
| 11
| 9
| Сходства и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток
|
| Практическая работа №1
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Лабораторные работы №2,3
|
|
|
|
| 12
| 10
| Ферменты.
|
| лабораторная работа
|
|
|
|
| 13.
| 11.
| Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.
|
|
|
|
| заболевания в Татарстане
|
| 14.
| 12.
| Анаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белка.
| ИНМ
| Ассимиляция, диссимиляция
| §4.1.
|
|
|
| 15.
| 13.
| Энергетический обмен – катаболизм.
| ИНМ
| Катаболизм, брожение, гликолиз
| §4.2.
|
|
|
| 16.
| 14.
| Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.
| ИНМ
| Автотрофы, гетеротрофы, хемо- и фотосинтез
| §4.3.
|
|
|
| Размножение организмов (5)
| 17
| 1.
| Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Бесполое размножение
| ИНМ
| Партеногенез, почкование, вегетативное размножение, регенерация,
|
|
| размножение растении в Татарстане
|
| 18.
| 2
| Мейоз, его особенности
| ИНМ
| Конъюгация, мейоз, кроссинговер
|
|
|
|
| 19.
| 3.
| Формы размножения организмов. Половое размножение.
| ИНМ
| Гаметы, сперматогенез, овогенез, периоды роста, размножения, созревания половых клеток
|
|
|
|
| 20.
| 4.
| Развитие половых клеток. Оплодотворение.
| ИНМ
| Осеменение, оплодотворение
|
|
|
|
| 21.
| 5.
| Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.
|
| Зародышевые листки, прямое и непрямое развитие, метаморфоз
|
|
|
|
| Основы генетики (10)
| 22.
| 1.
| История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
| ИНМ
| Генетика, методы изучения наследственности, аллельные гены, генотип, фенотип, признаки, свойства, мутации, ген
|
|
|
|
| 23.
| 2.
| Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.
|
|
|
|
|
|
| 24.
| 3.
| Дигибридное и полигибридное скрещивание .Закон независимого наследования признаков
| ИНМ
| Дигибридное и полигибридное скрещивание
|
|
|
|
| 25.
| 4.
| Хромосомная теория наследственности
| ИНМ
| Закон Моргана, сцепление генов, группа сцепления
|
|
|
|
| 26.
| 5.
| Генетическое определение пола
| ИНМ
| Сцепление с полом
|
|
|
|
| 27.
| 6.
| Решение элементарных генетических задач на I,II,III законы Г.Менделя
| УЗИМ
|
|
|
|
|
| 28.
| 7.
| Наследственная (генотипическая) изменчивость. Классификация мутаций
|
|
|
|
|
|
| 29.
| 8.
| Лабораторная работа №4;5
|
| Описание фенотипов комнатных растений; Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
|
|
| растения произрастающие в Татарстане
|
| 30
| 9
| Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения
|
| генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический.
|
|
|
|
| 30
| 9
| Основы селекции. Методы селекции животных и растений
| ПОУ
| Порода, сорт, гетерозис, гибридизация
|
|
|
|
| 31.
| 10.
| Тестовая проверка в форме ЕГЭ
| КУ
|
|
|
|
|
| Генетика человека(4)
| 32
| 1.
| Методы исследования генетики человека
|
|
|
|
|
|
| 33
| 2.
| Проблемы генетической безопасности.
|
|
|
|
|
|
| 34
| 3.
| Обобщение знаний по теме: « Основы генетики и селекции»
|
|
|
|
| реферат о Татарстане
|
| 35
| 4.
| Обобщающий урок по теме : « Клетка- структурная, функциональная и генетическая единица живого».
|
|
|
|
|
|
| |