Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 175.69 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.04.2014
Размер175.69 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка

10 класс

Учитель: Абдуллазянова Лилия Мингазутдиновна


35 часов, 1 час в неделю

Планирование составлено на основе Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы Примерные программы по биологии М. Дрофа, 2007. .

Учебник «Общая биология» учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Беляева Д.К. Москва «Просвещение» 2005

Пояснительная записка

к рабочей программе по изучению биологии в 10 классе



Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

Цели и задачи курса:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Программа на базовом уровне рассчитана на 70 часов - 1 час классных занятий в неделю в течение двух лет (10 и 11 классы). Однако с учётом того, что учащиеся 10 класса выбрали предмет биологии как один из предметов необходимых для поступления в ВУЗы, в учебном плане школы на изучение этого предмета дополнительно выделено 0,5 часа в неделю из школьного компонента. Таким образом, планирование составлено из расчёта 1 час в неделю

Исходя из этой возможности я посчитала необходимым выделить дополнительное время на изучение отдельных тем (25 часов), проведение семинарских занятий (10 часов) и конференций (2 часа).

10 часов выделено на изучение темы «Возникновение жизни на Земле», которая не рекомендована программой для изучения на базовом уровне.

Считаю необходимым выделить дополнительно 6 часов для проведения лабораторных и практических работ, из которых:

- 1час – для проведения 3 работ в рамках темы «Учение о клетке»;

- 1 час – для проведения практической работы №2 (эта работа требует больших затрат времени для изучения информации в различных источниках);

- 3 часа – для решения генетических задач, т.к. в рамках одного урока научиться решать задачи и справиться с теорией вопроса одновременно невозможно;

- 1 час – для проведения практической работы №3 по составлению и анализу родословной, которая не включена в примерную программу. Но я считаю необходимым провести именно эту, взамен работы по теме «Выявление источников мутагенов…», т.к. она позволяет изучить историю семьи и выявить наследственные дефекты, что способствует сохранению здоровья нации и укрепляет роль семьи в современном обществе.

Последние 2 урока необходимо использовать для проведения урока в форме дебатов по темам «Клонирование человека. За? Против?» или «Генетически модифицированные продукты внедрять нельзя, подождать!» Уроки, проводимые в такой форме, помогают использовать приобретённые знания для отстаивания собственной позиции, т.е. формируют гражданскую компетентность.

Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплектом:

Для  учителя:

1. Т.А. Козлова. Методические рекомендации по использованию учебника В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И. Сонина «Общая биология. 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. - М.: Дрофа, 2005.

2. Т.А. Козлова.  Биология  в  таблицах.  6-11 классы:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

Для учащихся:

  1. Учебник Общая биология учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Беляева Д.К. Москва «Просвещение» 2005




Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 10 класс

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих), процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Тематическое планирование

№ п.п.

№ урока

Содержание

Тип урока

Основные понятия

Домашнее задание

Сроки

Региональный компонент




1. Введение в биологию (2)

1.

1.

Общая биология в системе биологических наук

ИНМ

Науки, изучающие свойства всех организмов

Стр. 7-9, читать










2.

2.

Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого

ИНМ

Методы биологических наук

Приготовить сообщения




растения и животные Татарстана




4. Учение о клетке (14)

3.

1.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

ИНМ

Макро- и микроэлементы, биоэлементы, буферность













4.

2.

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

ИНМ










вода в Татарстане




5.

3.

Углеводы и липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

ИНМ

Моно-, ди-, полисахариды, функции углеводов, фосфолипиды

§3.2., с. 95-99










6.

4.

Строение и функции белков

ИНМ




§3.2.2.










7.

5.

Органические молекулы – жиры и липиды

ИНМ




§ 3.2.3.










8.

6.

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

ИНМ

Азотистые основания, нуклеотидов, комплементарность, хромосомы, триплет, РНК, ДНК, генетический код

§3.2.4., с. 106-109










9.

7.

Органоиды эукариотической клетки: клеточная мембрана, ядро, клеточный центр, рибосомы

ИНМ

Митохондрии, пластиды, ЭПС, рибосомы, лизосомы, клеточный центр, аппарат Гольджи, пероксисомы, микротрубочки

§3.2.4., с.109-113, подготовка к семинару










10

8

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения, митохондрии, пластиды, органоиды движения.

ИНМ

Гликокалипс, биологическая мембрана, органоиды, включения, цитоскелет













11

9

Сходства и различие в строении прокариотических и эукариотических клеток




Практическая работа №1

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Лабораторные работы №2,3














12

10

Ферменты.




лабораторная работа













13.

11.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.













заболевания в Татарстане




14.

12.

Анаболизм. Реализация наследственной информации – биосинтез белка.

ИНМ

Ассимиляция, диссимиляция

§4.1.










15.

13.

Энергетический обмен – катаболизм.

ИНМ

Катаболизм, брожение, гликолиз

§4.2.










16.

14.

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез.

ИНМ

Автотрофы, гетеротрофы, хемо- и фотосинтез

§4.3.










Размножение организмов (5)

17

1.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Бесполое размножение

ИНМ

Партеногенез, почкование, вегетативное размножение, регенерация,







размножение растении в Татарстане




18.

2

Мейоз, его особенности

ИНМ

Конъюгация, мейоз, кроссинговер













19.

3.

Формы размножения организмов. Половое размножение.

ИНМ

Гаметы, сперматогенез, овогенез, периоды роста, размножения, созревания половых клеток













20.

4.

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

ИНМ

Осеменение, оплодотворение













21.

5.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.




Зародышевые листки, прямое и непрямое развитие, метаморфоз













Основы генетики (10)

22.

1.

История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

ИНМ

Генетика, методы изучения наследственности, аллельные гены, генотип, фенотип, признаки, свойства, мутации, ген













23.

2.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.



















24.

3.

Дигибридное и полигибридное скрещивание .Закон независимого наследования признаков

ИНМ

Дигибридное и полигибридное скрещивание













25.

4.

Хромосомная теория наследственности

ИНМ

Закон Моргана, сцепление генов, группа сцепления













26.

5.

Генетическое определение пола

ИНМ

Сцепление с полом













27.

6.

Решение элементарных генетических задач на I,II,III законы Г.Менделя

УЗИМ
















28.

7.

Наследственная (генотипическая) изменчивость. Классификация мутаций



















29.

8.

Лабораторная работа №4;5




Описание фенотипов комнатных растений; Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой.







растения произрастающие в Татарстане




30

9

Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения




генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический.













30

9

Основы селекции. Методы селекции животных и растений

ПОУ

Порода, сорт, гетерозис, гибридизация













31.

10.

Тестовая проверка в форме ЕГЭ

КУ
















Генетика человека(4)

32

1.

Методы исследования генетики человека



















33

2.

Проблемы генетической безопасности.



















34

3.

Обобщение знаний по теме: « Основы генетики и селекции»













реферат о Татарстане




35

4.

Обобщающий урок по теме : « Клетка- структурная, функциональная и генетическая единица живого».



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск