Скачать 300.92 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, и регионального стандарта основного общего образования по биологическому краеведению Тверской области. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2002. Программа состоит из: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню знаний учащихся, перечня лабораторных работ и учебно-методического обеспечения. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В 6 классе преподавание биологии в Тверской области в соответствии с региональным базисным учебным планом ведётся в режиме 2 часов в неделю, при этом 1 час выделен из федерального компонента БУПа, а 1 час из регионального компонента на преподавание биологических аспектов краеведения «Биологическое краеведение» предусматривает 4 часа резерва, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Цели изучения курса Изучение биологии в 6 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: * Понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира. * Формирование основополагающих понятий о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни. * Изучение биологического разнообразия в природе Земли как результате эволюции и основе еѐ устойчивого развития, воспитание бережного отношения к ней. Задачи: – Ознакомление учащихся с биологическим разнообразием растений, бактерий, грибов как исключительной ценности органического мира. – Освоение учащимися знаний о строении и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного организмов, об особенностях обмена веществ у автотрофных и гетеротрофных организмов. – Овладение учащимися умениями применять знания о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны. – Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Содержание (34 часа основной курс + 34 часа «Биологическое краеведение»). Введение. Общее знакомство с растениями (4 ч + 4 ч) Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Царство растений. Многообразие растений. Ботаника — наука о строении, процессах жизнедеятельности, многообразии, размножении, распространении растений и приспособленности их к условиям существования на Земле. Дикорастущие растения, их роль в природе. Понятие о растительном покрове, естественном и искусственном. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Значение и охрана дикорастущих растений. Культурные растения, их происхождение и значение в природе и для человека. Многообразие сортов у каждого вида культурных растений. Значение растений в жизни человека и в природе. Строение растения. Корень и побег как основные взаимодействующие органы растения. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние факторов на растения. Лабораторные и практические работы «знакомство с цветковым растением»; «споры у папоротника». Краеведение: Семенные и споровые растения Тверской области. Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений Тверской области. Сельскохозяйственные и сорные растения Тверской области. Клеточное строение растений (2 ч) Клеточное строение растений. Строение клетки: мембрана с клеточной стенкой, цитоплазма, ядро (с хромосомами) и вакуоль. Рост клетки. Клетка — основная структурная единица организма. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Деление и рост. Лабораторные работы: «Клеточное строение кожицы лука». «Приготовление Микропрепарата» Органы цветковых растений (10 ч + 2ч) Строение семени. Сравнение семян двудольных и однодольных растений. Строение зародыша в семени. Условия прорастания семян. Типы прорастания семян: надземное и подземное. Корень и его функциональные части. Типы корней. Корневые системы. Побег и его функциональные части: стебель, лист, почки. Стебель как осевая часть побега, его структурные компоненты: узлы и междоузлия. Роль стебля в жизни растения. Почки — листовые (вегетативные) и цветковые (генеративные). Почки — зачаточные побеги. Лист. Особенности строение мякоти листа. Хлоропласты, хлорофилл. Газообмен и испарение воды растением. Роль листьев и устьиц в испарении. Значение испарения в жизни растения. Цветок, его строение и значение частей цветка в жизни цветкового растения. Типы цветков: простые и сложные. Соцветия. Опыление и его типы: перекрестное, самоопыление и искусственное. Признаки насекомоопыляемости, ветроопыляемости и самоопыляемости у растений. Плод, его строение, развитие и значение для растения. Оплодотворение у семенных растений как результат опыления. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Развитие зародыша и питательных веществ в семени растения. Плод и семена — органы размножения и распространения растений. Многообразие плодов: сухие и сочные, односемянные и многосемянные. Деление клетки как процесс увеличения числа клеток в организме. Ткани многоклеточного растения. Рост и развитие растений — взаимосвязанные процессы живого организма. Этапы индивидуального развития многоклеточного растения. Лабораторные и практические работы. Рассмотрение строения семени фасоли. Виды корневых систем. Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее строение листа. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рассмотрение соцветий. Краеведение: Плодовые культуры Тверской области. Обобщающее повторение «Органы цветковых растений». Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч + 1ч) Корневое питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Нитраты: рост листьев и стеблей. Воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтез Лабораторные работы: «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде», «Размножение комнатных растений». Краеведение: Экскурсия «Жизнь растений зимой». Основные отделы царства растений (7 ч + 10 ч) Классификация многообразия растений. Вид — основная классификационная единица живого мира. Водоросли как подцарство растений. Понятие о низших растениях. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Общая характеристика водорослей: питание, дыхание, размножение. Значение водорослей в природе и в жизни человека. Споровые растения и их многообразие: моховидные, папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные. Отдел Моховидные растения. Их общая характеристика: строение, размножение, многообразие и значение в природе и в жизни человека. Отдел Папоротниковидные растения. Их общая характеристика: строение, размножение, многообразие и значение в природе и в жизни человека. Понятие о спорофите и гаметофите у папоротников. Хвощевидные и плауновидные растения как представители древних групп растений. Сравнение их с папоротниковидными, многообразие и значение в природе и в жизни человека. Понятие об охраняемых видах растений. Семенные растения и их многообразие: голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Общая характеристика голосеменных растений, их многообразие и значение. Общая характеристика покрытосеменных (цветковых) растений в природе и в жизни человека. Классы цветковых: двудольные и однодольные растения. Признаки двудольных и однодольных растений. Семейства цветковых растений: бобовые, розоцветные, капустные (крестоцветные), пасленовые, сложноцветные (астровые), злаковые (мятликовые), лилейные и луковые (по выбору учителя). Лабораторные работы. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Изучение внешнего вида папоротникообразных растений. Изучение внешнего вида папоротникообразных растений. Изучение внешнего вида хвойных растений. Краеведение: Водоросли Тверской области. Мхи Тверской области. Многообразие папоротников, хвощей и плаунов Тверской области. Голосеменные растения Тверской области. Дикорастущие деревья, кустарники Тверской области. Покрытосеменные растения. Травы. Семейства двудольных растений Тверской области. Покрытосеменные растения. Травы. Семейства однодольных растений Тверской области. «Многообразие семейств покрытосеменных растений Тверской области». Лабораторные работы. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. Определение семейств однодольных и двудольных растений. Историческое развитие и многообразие растительного мира (2 ч) Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособления к условиям существования Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений Царство Бактерий (2ч) Бактерии как представители особого царства живых организмов. Общая характеристика бактерий: строение, размножение и многообразие. Способы питания бактерий: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты) и автотрофы. Значение бактерий в природе и в жизни человека. Лабораторные работы. Рассмотрение внешнего вида бактерии. Царство Грибы. Лишайники (2 ч + 5ч) Царство Грибы: их общее строение и отличие от других представителей живого мира. Типы питания грибов: гетеротрофы и симбиотрофы. Понятие о микоризе (грибокорне). Многообразие грибов: одноклеточные (дрожжи), многоклеточные (плесневые и шляпочные), съедобные и ядовитые. Значение грибов в природе и в жизни человека. Лишайники как симбиоз грибов и водорослей. Общая характеристика лишайников: питание, размножение и многообразие. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лабораторные работы. Изучение строения плесневых грибов. Краеведение: Многообразие грибов Тверской области. Съедобные и ядовитые грибы Тверской области. Грибы, занесённые в Красную книгу. Многообразие лишайников Тверской области. «Многообразие грибов и лишайников в Тверской области». Природные сообщества (2 ч + 3 ч) Понятие о природном сообществе как биогеоценозе и экосистеме. Структурные компоненты природного сообщества: абиотические условия, сообщество растений (автотрофы образуют органические вещества), сообщество животных (гетеротрофы поглощают органические вещества живых организмов) и сообщество грибов и бактерий (гетеротрофы разрушают органические вещества мертвых тел). Круговорот веществ как основной признак единства и целостности природного сообщества. Строение природного сообщества: ярусы надземные и подземные. Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Взаимозависимость организмов и среды, обеспечивающая круговорот веществ в природном сообществе и его целостность. Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внешние и внутренние. Постепенные и внезапные смены природных сообществ. Понятие о естественных и искусственных природных сообществах. Многообразие естественных природных сообществ: лес, луг, степь, болото. Многообразие искусственных природных сообществ. Понятие об агроэкосистеме. Значение естественных и искусственных природных сообществ в природе и в жизни человека. Охрана природных сообществ. Понятие об исчезнувших, исчезающих и редких видах живых организмов. Значение охраны для природы и для человека. Значение участия школьников в охране природы. Краеведение: Многообразие природных сообществ в Тверской области. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект. Взаимосвязи организмов в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект. Охрана природы Тверской области (5 ч) Краеведение: Влияние деятельности человека на природу Тверской области. Особо охраняемые природные территории Тверской области. Центрально-лесной биосферный государственный заповедник. Красная книга Тверской области. Охраняемые растения Тверской области. Итоговая проверочная работа по основам биологического краеведения Тверской области. Экскурсия в природу на тему: «Весна в жизни природного сообщества». Требования к уровню подготовки по биологическому краеведению обучающихся, заканчивающих 6 класс Учащие должны знать наиболее распространенных представителей живой природы Тверской области, а именно:
знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки Учащиеся должны овладеть практическими умениями:
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные теоретические и практические знания в повседневной жизни, а именно:
Перечень лабораторных работ Л.р. № 1. Знакомство с цветковым растением. Л.р. № 2. Споры у папоротника. Л.р. № 3. Приготовление Микропрепарата. Л.р. № 4. Клеточное строение кожицы лука». Л.р. № 5. Рассмотрение строения семени фасоли. Л.р. № 6. Виды корневых систем. Л.р. № 7. Строение вегетативных и генеративных почек. Л.р. № 8. Внешнее строение листа. Л.р. № 9. Внешнее и внутреннее строение стебля. Л.р. № 10. Рассмотрение соцветий. Л.р. № 11.Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде. Л.р. № 12.Размножение комнатных растений. Л.р. № 13.Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Л.р. № 14.Изучение внешнего вида папоротникообразных растений. Л.р. № 15.Изучение внешнего вида папоротникообразных растений. Л.р. № 16.Изучение внешнего вида хвойных растений. Л.р. № 17. Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. Л.р. № 18.Определение семейств однодольных и двудольных растений. Л.р. № 19. Рассмотрение внешнего вида бактерии. Л.р. № 20. Изучение строения плесневых грибов. Учебно-методическое обеспечение: а) Интернет - ресурсы www.bio.nature.ru – научные новости биологии www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий http://plant.geoman.ru/ - Растения www.biodan.narod.ru - Биологический словарь с алфавитным указателем www.nsu.ru - Биология в вопросах и ответах б) литература для учащихся:
в) литература для учителя: 1. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва Биология в основной школе: Программы: 5-9 классы.- М.: Вентана – Град, 2007. – 72 с. 2. Э.Ф. Илларионов Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М. «ВАКО», 2003. 3. А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии 6 класс. – М: «ВАКО», 2005. 4. М.А. Кривошеева, М.В. Кислицкая «Экологические экскурсии в школе». – М.: «МарТ»; Ростов – на- Дону, 2005. 5. Т.В. Зарудняя. Биология. 6 класс: поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2007. 6. И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко. Биология. Методическое пособие. –М.: Вентана –Графф, 2002. 7. В.И. Цыбасова. Биология 6 класс: Занимательные материалы.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 8. Л.Б. Поддубная. Нестандартные уроки биологии. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. Критерии оценивания Оценка устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта. 2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. 3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью. 4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы. 5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик: 1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений. 2. Или было допущено два-три недочета. 3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 4. Или эксперимент проведен не полностью. 5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик: 1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов. 3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов. 2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. 3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3". 4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Отметка "5" ставится, если ученик: 1. Выполнил работу без ошибок и недочетов. 2. Допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. 2. Или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. Не более двух грубых ошибок. 2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 3. Или не более двух-трех негрубых ошибок. 4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
|